Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1876

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.

осужденный получает информацию о своих правах, присущих его статусу, перечень которых все-таки достаточно широк. Важно дать понять осужденному, что исполнение наказания не связано с лишением статуса гражданина Российской Федерации, а лишь с применением ограничений, необходимых для охраны прав других граждан.

В условиях ИУ весьма трудно провести четкую грань между различными формами исправительного воздействия, ибо они в той или иной мере дополняют, усиливают или же снижают в целом эффективность всего воспитательного комплекса, все они преследуют единую цель – воспитание личности, имеющей четкое представление о праве как ценности общества, охраняемой государством.

Это можно в полной мере отнести и к правовому воспитанию, которое будет эффективным, если осужденный окажется по-настоящему в центре всей деятельности ИУ.

Определяющее воздействие на формирование позитивного отношения осужденных к исполнению принятых законов оказывает деятельность администрации ИУ по выполнению конкретных законов и иных нормативных актов. В этой сфере одним из наиболее существенных факторов является дисциплинарная практика, которая тесно увязана с понятием справедливости и особенно обостренно проявляет себя в условиях мест лишения свободы, оказывая большое влияние на формирование социально-нравственного климата в среде осужденных. Неизбежность и справедливость наказания должны вытекать из материалов расследования проступка и должны быть без сомнения поняты и приняты основной массой осужденных, ибо, по выражению А.С. Макаренко, «всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает человека из общих рядов и поддерживается несомненным приговором общественного мнения».

Таким образом, на практике правовое воспитание следует осуществлять используя разнообразные средства, формы и методы. Они должны дополнять друг друга и подбираться с учетом педагогической целесообразности, условий отбывания наказания осужденными и поставленных воспитательных целей и задач.

К результатам работы ИУ по формированию правосознания осужденных можно отнести такой показатель, как подтвердившаяся явка с повинной. В современных условиях, когда сотни тысяч преступлений остаются нераскрытыми, трудно переоценить важность работы по склонению осужденных к явке с повинной. Сам факт явки с повинной свидетельствует о глубоких нравственно-психологических изменениях, происходящих в сознании осужденного, показывает его стремление избавиться от груза преступного прошлого и стать на путь исправления. Подготовка осужденного к обращению с заявлением о нераскрытом преступлении – процесс сложный, требующий от сотрудников ИУ глубоких знаний психологии личности конкретного осужденного, его прошлого, интересов, многообразия отношений и связей как в пределах ИУ, так и вне его. Важное влияние на принятие осужденным решения заявить о нераскрытом ранее преступлении оказывает отношение суда к этому решению при определении меры наказания лицам, явившимся с повинной.


Решая задачу по формированию сознательного отношения осужденных к выполнению требований закона, установленных правил и порядка отбывания уголовного наказания, исправительные учреждения создают основу для успешной адаптации их к жизни в условиях свободы.

Непременным элементом сознательного выполнения требований закона является знание осужденными содержания этих требований. Задача здесь заключается в том, чтобы не только довести до сведения воспитуемых требования правовых норм, но и добиться того, чтобы они были осознаны, одобрены, приобрели бы определенный конкретный смысл и стали руководством в повседневной жизни осужденных. Для этого требуется осуществить комплекс воспитательных мероприятий, в основу которых должны быть положены изучение и анализ простых, близких и понятных каждому осужденному жизненных ситуаций, разбор которых позволяет выявить сложность и противоречивость их решения. Такая работа, направленная на поиск осужденными решений в условиях повседневной действительности, воздействует на их психику и эмоциональное состояние, заставляет соотносить свои поступки с общепринятыми нормами и определять свое поведение в целом.

Правовое воспитание осужденных в ИУ должно идти параллельно с процессом повышения уровня профессиональных правовых знаний каждого сотрудника. Администрации исправительных учреждений необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы укрепления кадрового состава, особенно среди воспитательного персонала. При этом следует помнить, что даже самые передовые и эффективные средства, формы и методы правового воспитания не дадут желаемого результата, если сотрудники колонии сами недостаточно грамотны в этом отношении, нарушают законы, не обеспечивают реализацию прав и интересов осужденных.
Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте определения основных понятий темы: «правовая сформированность», «правовая культура личности», «правовое сознание», «правовое воспитание осужденных», «основные функции правосознания», «правовой мотив».

  2. Назовите задачи и раскройте содержание правового воспитания осужденных.

  3. Каковы основные средства, формы и методы правового воспитания осужденных.

  4. Определите роль правовой учебы в повышении юридической грамотности осужденных.

  5. Обоснуйте педагогические условия, способствующие повышению эффективности правового воспитания осужденных.

  6. Как вы понимаете выражение: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»?



Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544.

  2. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010.

  3. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

  4. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

  5. Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004.

  6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993.

  7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

  8. Панова О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005.

  9. Панова О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Учеб. пособ. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007.

  10. Маленкова Л.И. Право и подросток: социальный, психолого-педагогический аспекты: Метод. пособие. М., 1996.


4.3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ.
Согласно ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд, наряду с режимом, воспитательной работой, получением общего образования, профессиональной подготовкой и общественным воздействием, является одним из основных средств исправления осужденных. В соответствии с ч. 1 ст. 110 УИК РФ одной из составляющих другого основного средства исправления – воспитательной работы – является трудовое воспитание осужденных. Если же учесть, что и профессиональная подготовка, также отнесенная законом к числу основных средств исправления осужденных, прежде всего ориентирована на обеспечение их трудовой деятельности, то ровно половина законодательно закрепленных средств исправления полностью или частично связана с решением вопросов приобщения осужденных к общественно полезному труду.

Трудовое воспитание осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, – это одно из наиболее действенных направлений в организации исправительного процесса. Оно требует постоянного внимания и совершенствования. Особенность трудового воспитания заключается в том, что оно призвано учитывать, прежде всего, личностный фактор, уровень развития трудовых навыков, возможностей и способностей человека, его готовности к участию в общественно полезном труде.


Уголовно-исполнительным законодательством за осужденными к лишению свободы закреплена обязанность трудиться. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ записано: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений». Кроме того, законодательные нормы, касающиеся изменения вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), применения мер поощрения (ст. 113 и 134), изменения условий отбывания наказания (ст. 120, 122, 124, 132), устанавливают прямую зависимость возможности их применения от отношения осужденного к труду. Так, применение к осужденному мер поощрения обусловлено его «добросовестным отношением к труду».

Это соответствует и международным правовым нормам: в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными сказано, что «все осужденные (заключенные) обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями», а международный пакт «О гражданских и политических правах» не рассматривает обязательный труд осужденных как вид принудительного труда.

1. Понятие трудового воспитания осужденных

Труд как основа формирования личности в условиях ИУ, как средство коллективного воздействия – понятие неабстрактное. Он формирует систему отношений не только на производстве, но и в быту. Учет этих обстоятельств предопределяет сегодня необходимость перехода от принципа «Дать осужденному любую работу, лишь бы занять его трудом» к принципу «Дать осужденному такую работу на производстве, которая будет вызывать потребность у него в ее выполнении и заинтересованность в ее результатах».

В условиях ИУ труд, ставящий человека в положение придатка системы, подавляющий его интересы, преследующий цели воздействия на него исключительно физической тяжестью, призванный любой ценой обеспечить реализацию производственных программ, не способен сформировать сознательное отношение к нему и потребность в нем. Человека человеком делает не всякий труд, а труд осознанный, труд полезный ему самому и другим людям, тот, который помогает человеку ковать собственное счастье, и материальное, и духовное (М.С. Горбачев).


Безусловно, необходимым условием трудового воспитания осужденных является обеспечение их трудовой занятости. При этом отождествлять эти два понятия не следует. Еще сравнительно недавно, когда осужденные в ИУ были полностью охвачены трудом на производственных объектах, причем зачастую без учета их способностей, интересов, имеющихся навыков, когда над воспитательным процессом довлел производственный план, вместо ожидаемого трудового воспитания осужденных нередко наблюдалось обратное – разочарование в трудовой деятельности, возникновение чувства неприязни к общественно полезному труду, потеря желания трудиться и повышать свой профессиональный уровень. В такой ситуации желаемое «воспитание трудом» превращалось в реальное «наказание трудом».

Переход к рыночным экономическим отношениям, сопровождаемый общим спадом производства и разрывом сложившихся хозяйственных связей, создал весьма затруднительные условия для обеспечения трудовой занятости осужденных и осложнил выполнение задач по исполнению уголовных наказаний. Большинство предприятий ИУ, особенно воспитательных колоний, из-за относительно низкого уровня развития материально-технической базы оказались неконкурентоспособными на рынке труда, и их деятельность стала быстро сворачиваться. Предприятия же других министерств, ведомств и иных форм собственности отказались от услуг осужденных как неквалифицированной рабочей силы. В итоге вместо полной трудовой занятости осужденных – серьезные трудности с обеспечением их работой.