ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1893
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Обязательным компонентом подготовки тематического вечера является проведение репетиций, во время которых все действия (выходы на сцену, музыкальное сопровождение) должны быть доведены до автоматизма. Для наблюдения за проведением репетиций, для указания на ошибки выбирается режиссер. В ИУ это может быть начальник отряда либо руководитель секции досуга.
За 2–3 недели до проведения тематического вечера вывешивается красочное объявление и подготавливается помещение, где он будет проходить.
Начинает вечер ведущий, который приветствует всех присутствующих, сообщает тему. Затем все идет согласно сценарию.
Заканчивая вечер, ведущий благодарит всех за участие и проявленное внимание, прощается с публикой.
Таким образом, формирование нравственного сознания у осужденных очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений, осознания отрицательных моральных норм, закрепляющихся в их нравственном сознании. Нравственное исправление имеет двуединую задачу – искоренение отрицательных нравственных чувств и формирование положительных. Самым идеальным результатом нравственного исправления является такой, при котором происходит полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда исчезают отрицательные проявления в поведении осужденных, когда их поступки, линии поведения находятся в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями. Но добиться этого единства в процессе исправления достаточно сложно, так как разрыв между сознанием и поведением осужденных весьма значителен. Чтобы уменьшить его, необходимо использовать различные формы нравственного исправления осужденных, а для применения которых нужны знания из области исправительной педагогики и психологии. Представленные в лекции методические рекомендации помогут наиболее полно и точно проработать формы нравственного исправления осужденных и выявить недостатки и ошибки, возникающие во время их применения.
Для повышения результативности нравственного воспитания представляется целесообразным:
– при проведении воспитательных мероприятий объяснять значения слов и сущность нравственных понятий, иллюстрировать обсуждение примерами из жизни, подобными изучаемому. Во время массовых или групповых мероприятий можно просить осужденных поделиться друг с другом виденными в жизни примерами изучаемой добродетели, а также отрицательными примерами. Отметим, что пояснение применяемых слов уже используется перед началом мероприятий либо занятий в Абаканской ВК, Камышинской ВК (УИН по Волгоградской области), Валуйской ВК (УИН по Белгородской области) и др.;
– во время групповой и (или) индивидуальной работы еще раз возвращаться к пройденной теме и у каждого осужденного проверять правильность понимания материала. Подспорьем здесь могут оказаться небольшие доступные письменные тексты с практическими заданиями, которые можно раздавать воспитанникам заранее с просьбой самостоятельно их изучить и сделать тренировки (особая ответственность в составлении материалов ложится на методиста ВК). Потом воспитатель сможет за несколько минут провести проверку понимания и при необходимости скорректировать процесс. Кроме того, подобный набор несложных текстов способен помочь: а) вновь прибывшему осужденному познакомиться с понятиями и темами, которые уже были освоены основной массой осужденных; б) воспитателю подобрать темы, необходимые для исправления каждого конкретного осужденного либо для коррекции понимания темы, знания из которой осужденный не принимает либо не применяет;
– в групповой и индивидуальной работе для каждой темы (каждого мероприятия) предусмотреть перечень социально-направленных практических заданий;
– не давать оценок, а помогать воспитанникам анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Большой потенциал, на наш взгляд, несут в себе целостные воспитательно-обучающие программы, в том числе дополнительного образования. Например, программы «Подросток», «Путь к дому», «Дорога к счастью» и т.п. Они могут проводиться любым субъектом воспитания, а в некоторых случаях и самими осужденными, из числа наиболее подготовленных и прошедших необходимое обучение.
В школах, уже сейчас может быть введен предмет «Основы нравственности» (за счет обязательного регионального компонента школьных программ) либо может быть расширено изучение этой темы в курсе ОБЖ (особенно в части причин социально-значимых заболеваний). Это позволит еще более усилить нравственное воспитание осужденных.
В целом нравственное воспитание является процессом переориентации духовно-нравственных ценностей осужденных. Это важное направление деятельности субъектов воспитания, которое помогает позитивно изменить поведение осужденных и дать воспитанникам реальную возможность в последующем жить без преступлений.
Вопросы и задания для самопроверки
-
В чем значение моральных норм и запретов в жизни общества? -
Дайте определения основных понятий темы: «духовность», «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственный мотив», «функции нравственного воспитания». -
Определите содержание нравственного воспитания осужденных в условиях исправительного учреждения. -
Проанализируйте особенности организации и методики работы по нравственному воспитанию лиц, лишенных судом свободы. -
Обоснуйте педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы по нравственному воспитанию осужденных. -
Укажите важнейшие показатели, определяющие уровень нравственного воспитания у осужденных. -
В понятие «соблюдать закон» иногда вкладывается следующий смысл: если человек не ворует, не нарушает общественный порядок – значит, он соблюдает законы. Так ли это? Свой ответ подтвердите примерами. -
Есть понятие «мужская и женская психология». А есть ли мужская и женская мораль? Есть ли разница в нравственных нормах или идеалах женщин и мужчин?
Литература
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Зауторова Э.В. Роль нравственно-эстетического воспитания в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Социально-психологические аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Мат. научн.- практ. семинара. Вологда, 2002. -
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок: Метод. Пособие. М., 2006.
4.2. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
Важной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация, суть которой состоит в усвоении правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Результат правовой социализации – правовая сформированность личности, связанная с появлением определенных правовых свойств:
-
правовой образованности (определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать правовую сферу общества, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни, развития общества и защиты граждан); -
правовой воспитанности (установки на правомерные цели, намерения в жизни, уважение к закону и законности; постоянное стремление к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей; привычки вести себя правомерно; устойчивости к криминогенным соблазнам и т.д.); -
правовой обученности (знания минимума нормативных документов, а также возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, знания пределов необходимой обороны и др.); -
правовой развитости (сознания, качеств, не допускающих виктимного (рискованного, провоцирующего) поведения, высокого уровня правовой сформированности и т.д.).
При достаточном уровне развития совокупность данных качеств образует правовую культуру личности.
Правовое сознание под различным углом зрения рассматривалось специалистами в области права, которые включали в свой предмет исследования психологические проблемы его формирования, и рядом психологов и социологов, изучавших причины отклонений в развитии сознания правонарушителей. Особое внимание уделялось раскрытию психологических механизмов нормативно-правовой регуляции поведения (работы В.Н. Кудрявцева, Н.И. Козюбра, А.Р. Ратинова, Ю.И. Новика и др.), анализу ценностных ориентаций, мотиваций правового и противоправного поведения (работы И.А. Иванова, А.П. Тулузова, В.В. Столина, К.Е. Игошева и др.), изучению психологических особенностей формирования правосознания личности на различных возрастных этапах ее развития и в различных социальных условиях окружения (работы В.А. Серебряковой, Г.А. Аванесова, Л.П. Филонова и др.).
Формирование правового государства предполагает высокий уровень правосознания всех его граждан. В стороне от этой работы не могут оставаться и ИУ, так как в них содержатся члены общества, преступившие законы государства. Процесс исправления данных лиц немыслим без уяснения ими требований законов и необходимости уважительного отношения к ним, неуклонного их выполнения. В качестве самостоятельного направления работы ИУ выступает правовое воспитание осужденных.
1. Сущность правового воспитания осужденных
Правовое воспитание – основное направление в обеспечении правовой социализации и правовой культуры населения, оно нацелено на выработку понимания сущности взаимоотношений между гражданами и государством, необходимости соблюдения правовых норм, общественной опасности преступления.
Правовое воспитание осужденных – процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости им следовать, а также организацию правомерного ответственного социально активного поведения.
При организации и осуществлении правового воспитания осужденных в ИУ необходимо иметь в виду: а) что правосознание лица, совершившего умышленное преступление, не совпадает с общественным правосознанием; б) осужденный отрицает конкретную норму или группу правовых норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул; в) осужденный принимает как правильную и справедливую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, но нередко считает приговор излишне суровым в отношении себя лично.
Правосознание– это совокупность взглядов, идей, оценок, отражающих правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.
Основные функции правосознания:
Функции | Психические компоненты | Результаты функционирования | Эмпирические показатели |
Познавательная | Интеллектуальный | Правовая подготовка | Юридические знания и умения |
Оценочная | Интеллектуально-эмоциональный | Ценностные отношения к праву и практике применения | Оценочные суждения (мнения) |
Регулятивная | Интеллектуально-эмоционально-волевой | Правовые установки и ориентации | Поведенческие позиции (решения) |