Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

определённых вопросов благодаря полученным знаниям и умениям, а также самостоятельно решать задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения [23].

Качество личности, которое предусматривает знания и навыки, необходимые для эффективного взаимодействия, для передачи и обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств определяет коммуникативнаякомпетенция[24].

Для педагога, процесс коммуникации состоит из управляемого, целенаправленного и осознанного общения.

Его сущность заключается в систематически меняющихся знаниях и умениях, которые, в свою очередь, будут направлены учителем на поиск более эффективных способов решения существующих жизненных задач.

Содержание коммуникативной компетенции педагога несёт в себе:

  1. сочетание деятельности и учёта практического опыта;

  2. психологическую и личную готовность в интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков;

  3. знание и реализация методов обучения в профессиональной деятельности.

Компоненты развития и формирования педагогической компетенции в современной школе:

Профессиональный (гносеологический компонент), знание:

  1. способов и приёмов совершенствования навыков общения;

  2. приёмов психолого-педагогического воздействия;

  3. психологических, возрастных и индивидуальных особенностей;

  4. тенденций развития общества в сегодняшнее время и не только. Ценностный (аксиологический компонент):

  1. уважительное отношение к участникам образовательного процесса;

  2. понимание всех нравственных и моральных позиций;

  3. распространение и использование в своей практике положительно новых приёмов и способов общения;

  4. мотивационные особенности.


Практический (компонент праксиологии), умение:

  1. видеть и прогнозировать план развития событий;

  2. воздействовать на участников событий, общаясь с ними;

  3. добиваться поставленной цели, имея альтернативный вариант;

  4. практически реализовать знание принципа активного слушания [3].

Таким образом, общение, в педагогической практике рассматривается как важнейший фактор профессионального успеха, который формируется благодаря способности учителя найти и реализовать действенный способ решения не только воспитательных, но и образовательных задач.

Результат такого успеха определяется коммуникативной компетентностью взаимодействия учителя с учениками, их родителями, другими педагогами и сотрудниками образовательного учреждения.

Следовательно, эффективность педагогического мастерства с детьми младшего школьного возраста и не только, заключается в профессиональной коммуникативной компетенции, которая будет проявляться на всех уровнях его деятельности и оказывать значимое влияние на результат работы.

Лишь в тех ситуациях, когда учитель и ученики взаимодействуют между собой, и будет организован целенаправленный, содержательный воспитательно- образовательный процесс, а коммуникативные качества педагога, в этом случае, становятся наиболее ценными [3].
    1. Психолого-педагогический подход к проблеме формирования коммуникативной культуры у обучающихся начальной школы


Образованность в современном обществе, как считает А. М. Новиков, это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить [19].

Новые образовательные стандарты направлены на личностные результаты, формирующие:

  1. ориентированно-целостный взгляд на мир;

  2. уважительное отношение к мнению других;

  3. овладение адаптационными навыками;

  4. развитие навыков сотрудничества не только со взрослыми, но и со сверстниками;

  5. умение находить выходы из спорных ситуаций;

  6. умение вести здоровый образ жизни;

  7. наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  8. бережное отношение к духовным и материальным ценностям;

  9. развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки


[20].

Иными словами, нацелены на формирование и развитие коммуникативной

культуры детей младшего школьного возраста.

Большое количество научных исследовательских работ освещают вопросы, связанные с проблемой коммуникативности учащихся в образовательном процессе: Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, А. Г. Пашкова и др. (социализация школьников); И. А. Зимняя, В. С. Леднёв и др. (общекультурное становление); В. В. Соколова и др. (непрерывность образовательного процесса); О. П. Кравчук, О. П. Садилова, Т. Е. Тихонова и др. (необходимость преподавания языков); О. П. Кравчук, Е. Ф. Карпиевич и др. (возрастные особенности учащихся).

Так, например, по мнению О. П. Кравчук, коммуникативная культура, тесно связана с педагогическим и социально-психологическим феноменом

воплощённого в области знаний, определяет межпредметный характер, является показателем общей культуры личности и несёт в себе технологию формирования и развития основных этапов коммуникативности: 1) социально-игровой; 2) диалог в парах; 3) групповое сотрудничество; 4) разновозрастное общение [15].

Проблема формирования коммуникативной культуры у учащихся начальной школы в исследовательской работе Т. А. Яндуковой, рассмотрена как структурный компонент системы обучения и воспитания, обеспечивающий возможности развития самореализации личности [41].

Т. Е. Тихонова раскрывает коммуникативную культуру детей младшего школьного возраста как интегральное личностное образование, которое позволяет учеником свободно общаться как на русском, так и на изучаемых иностранных языках, совершенствуя свои речевые навыки [31].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
сделать соответствующий вывод о сложности определения коммуникативной культуры и её содержания. Но Е. Ю. Фетисова, в своих суждениях отмечает, что понимание культуры многоаспектно, что это процесс и результат взаимодействия, направленный на обмен знаниями, умениями, опытом, идеями и ценностями как материальными, так и духовными [33].

Что же касается особенностей организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении, то они регулируются рядом нормативно-правовых актов, согласно которым открываются широкие возможности, связанные с:

  1. оказанием квалифицированной помощи учащимся в выполнении учебных задач, в устранении пробелов в знаниях;

  2. созданием благоприятных условий для удовлетворения разнообразных интересов учащихся, организации досуга воспитанников, проведения внеклассной, внеурочной работ [20].

Внеурочной деятельности в образовательном процессе уделяется особое внимание, так как она является неотъемлемой частью базисного учебного плана.

Зная, что урочная деятельность ограничена временными рамками и образовательными программами, которые, в полной мере, не позволяют

сформировать коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), и как следствие этого, не могут полностью сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся младшей школы, именно поэтому, внеурочная деятельность дополнительно будет способствовать её проявлению и дальнейшему развитию.

От степени её сформированности зависит способность человека в адекватном ориентировании и в адекватном
умении вести себя в различных социальных ситуациях. Поэтому актуальной является проблема формирования коммуникативной компетенции личности, которая эффективно может осуществляться во внеурочной деятельности.

Так, по мнению Е. Г. Парапуловой, огромные возможности для формирования коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности является система воспитательных часов, которая:

  1. предусматривает расширение сферы общения младших школьников, знанию правил общения и способов их реализации;

  2. содействует адекватному пониманию воспитанниками различных ситуаций общения;

  3. воспитывает у обучающихся младшего школьного возраста ценностного отношения к правилам общения;

  4. ориентирует их на диалогическое взаимодействие с другими людьми по принципу взаимопонимания и эмпатии;

  5. формирует у младших школьников умения соблюдать вербальные и невербальные правила взаимодействия;

  6. формирует у них умения устанавливать и развивать контакты с другими людьми [22].

Работа по формированию коммуникативности должна проводиться как со всем классом, так и с группами.

По рекомендациям В. С. Кукушина, в группы, следует вводить школьников, принадлежащих к различным уровням сформированности коммуникативной компетенции: детей со средним и низким уровнями, или только с низким уровнем,

что позволяет: активизировать их межличностное взаимодействие и актуализировать полученные теоретические знания [16].

Что же касается младших школьников с низким уровнем сформированности коммуникативной компетенции, по наблюдениям Г. И. Василенко, с ними, при