Файл: Программа курса внеурочной деятельности профориентация (основное общее образование) москва 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы Поиск нужной информации на сайтах вузов

Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с родителями школьников, ра- ботающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах, динамика роста заработной платы в регионе, социаль- ные гарантии, перспективы карьерного роста и повышения ква- лификации в своём регионе и в соседних регионах

Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями предприятия Блиц-интервью Ма- стер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вер- нисажу «Лучшая фотография с производства»

Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или колледж, их роль в профессио- нальном самоопределении

Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть ин- тересны школьнику и которые могут помочь в запуске собствен- ного стартапа

Раздел 6. Проба профессии (15 ч)


Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор дальнейшего образова- тельного и профессионального пути Значение ОГЭ для буду- щей профессиональной карьеры «Примерка» профессий Про- фессиональная проба что это такое

Профессиональная проба «Интервью»1 Основные направле- ния деятельности журналиста Жанры в журналистике Про-




1 Здесь и далее приведены лишь три возможных (но не обязательных) вариан- та профессиональных проб Педагог может изменить их, заменить на другие или дополнить новыми

фессиональные качества и этика журналиста Особенности ра- боты в периодической печати, особенности новостной информа- ции и её виды Поиск информации и особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью Типы интервью: о событии, о личности, о мне- нии Подготовка и проведение интервью, обработка информа- ции и подготовка к публикации, комментарии

Профессиональная проба «Фитодизайн» Фитодизайн и вза- имосвязь между здоровьем человека и растением Цели и зада- чи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурно-влажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость рас- тений Художественно-эстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном

Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведе- ния о сфере профессиональной деятельности экспозиционера

Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуни- кации Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в области музее- ведения, культурологии и истории искусства, способы их при- обретения Группа профессий, связанных с музееведением

Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профори- ентация» Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, откры- тия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Про- фессиональная и образовательная траектория: версия 9 0


внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (5 ч)

Начало пути к вы- бору профессии

(2 ч)

Знакомство участников програм- мы Игры и упражнения, помо- гающие познакомиться Ожида- ния каждого школьника и груп- пы в целом от совместной работы Понятие «профессия» О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей про- фессии Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь Примеры профессиональ- ных судеб известных учёных, пи- сателей, изобретателей, арти- стов Развилки на профессио- нальном пути

Представление участников программы Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмо- сферу (например, «Никто не знает, что я…»,

«Расскажи мне о себе» и т п 2) Высказывание детьми своих ожиданий от занятий курса с ис- пользованием игры «Разворачивающаяся коопе- рация»3 Обсуждение вопроса о том, всегда ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности Беседа о раз- вилках на профессиональном пути, уникально- сти каждого профессионального маршрута, о на- личии у каждого возможностей для его измене- ния

Мои сегодняшние профессиональные предпочтения (2 ч)

Особенности современного рын- ка труда страны и региона Про- фессии прошлого, настоящего, будущего Профессии членов се- мей школьников и педагогиче- ских работников школы С чего начать проектирование собствен- ного профессионального пути

Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельское хозяйство, металлургия, информаци- онные технологии, химическая промышлен- ность), о низкой доле наукоёмких, технологич- ных отраслей; о самозанятости и удалённой ра- боте; о единой цифровой платформе занятости;





2 Описание игр представлено в Приложениях


22

Примерная рабочая программа курса
Продолжение


Темы

Основное содержание

Деятельность школьников




Первый выбор, связанный с бу- дущей профессией, который де- лает школьник после получения аттестата об основном общем об- разовании Собственный ранжи- рованный список предпочитае- мых профессий: первая версия

о портале «Работа в России» Составление общего для группы списка профессий, которыми владе- ют члены семей детей Блиц-интервью с директо- ром школы «Профессии людей, которые работа- ют в нашей школе» Участие в игре «Незакончен- ное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «После окончания 9 класса я, скорее всего…» Самосто- ятельная работа, в процессе которой каждый школьник составляет собственный ранжирован- ный список предпочитаемых на сегодняшний день профессий

Что важно для че- ловека любой про- фессии (1 ч)

Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу Общее и особен- ное каждой профессии Что важ- но для людей любой профессии Профессиональные и надпрофес- сиональные навыки Современ- ные исследования об определяю- щей роли надпрофессиональных навыков человека для поиска ра- боты, карьерного роста, самореа- лизации в профессии Профес- сии, которые ушли в прошлое

Составление списка из 10—12 профессий, пред- ставителей которых школьники встречают по пути из дома в школу Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии»4, во время кото- рой участники формулируют профессиональные и надпрофессиональные навыки, необходимые представителям профессий, и делают вывод о том, что надпрофессиональные навыки у пред- ставителей разных профессий очень близки меж- ду собой Беседа о причинах этого и принципи- альной важности коммуникации для представи- телей почти всех профессий Знакомство с ролью надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и личного пути человека



4 Описание игр представлено в Приложениях


внеурочной деятельности «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

23



Раздел 2. Универсальные навыки (14 ч)

Коммуникация (3 ч)

Вербальная и невербальная ком- муникация и их роль в профес- сиональной жизни человека Уст- ная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамот- ным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербаль- ные средства общения Жесты, мимика, телодвижения как ис- точник информации о человеке (например, для потенциального работодателя) Влияние интона- ции на слушателя Эффективная коммуникация Что значит быть

«активным слушателем»? Основ- ные правила делового этикета Составление перечня профессий, для представителей которых на- вык коммуникации является приоритетным

Знакомство участников программы с понятием

«вербальная коммуникация» Участие в дискус- сии «Нужно ли современному человеку быть гра- мотным?», в ходе которой школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: означает ли грамотность только знание орфографии; чем уст- ная речь отличается от письменной; связаны ли устная и письменная речь с чтением Знакомство школьников с характеристиками не- вербальной коммуникации Участие в беседе о внешнем виде как источнике информации о чело- веке, о причинах использования смайликов вместо слов, о значении интонации в общении Участие в играх «Интонация» и «Разговор через стекло»5 Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть плодотворным Об- суждение общего списка барьеров в общении и способов нивелирования этих барьеров Работа в группах по определению навыков, которые помо- гают сделать общение между людьми эффектив- ным Обобщение результатов работы и формулиро- вание перечня навыков, важных для эффективного профессионального общения в будущем Мозговой штурм обсуждение правил делового этикета Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две про- фессии, для представителей которых навык эффек- тивной коммуникации является определяющим