Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования



Безусловным приоритетом при управлении запасами является обеспечение бесперебойного производства продукции. Это ограничение, накладываемое на любые управленческие решения в отношении запасов. Критерием отбора наилучших решений является минимизация затрат на закупку, доставку и хранение запасов в соответствии с требованиями производства и заказчиков.

Эффективное управление запасами позволяет уменьшить потери из-за дефицита материалов, ускорить оборачиваемость оборотных средств, свести к минимуму излишки запасов, которые увеличивают стоимость операций и замораживают денежные средства, снизить риск старения и порчи товаров, снизить затраты на хранение.

1.12.Метод АВС контроля товарно-материальных запасов



Согласно АВС-методу запасы сырья и материалов делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

  • Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов (например, 10% по числу позиций и 70%от общей суммы затрат на материалы), которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов используется система управления с фиксированной точкой заказа и обязателен расчет оптимального размера заказа;

  • Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия ( 20% позиций и 20% стоимости), которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для ТМЗ этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа

  • Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве (70% списка и 10% затрат). Для них применяется система с периодической проверкой уровня запасов.

Классификация АВС-метода позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами ТМЗ (категории А и В) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления


1.13.Определение наиболее экономичного размера заказа




Оптимальный размер заказа определяют по исходя из соображений минимизации суммарных затрат на оформление и доставку (они тем меньше, чем более крупными партиями завозить материал) и затрат на хранение (они с увеличением размера заказа, наоборот, увеличиваются, т.к. возникают потери от порчи, хищений, морального старения, а кроме того, потери от замораживания капитала в запасах).


Введем обозначения следующих величин, которые используются в расчетах:

  • О - стоимость выполнения одного заказа (расходы на размещение заказа, издержки по получению и проверке товаров);

  • С - затраты по содержанию на единицу запасов за некоторый период, в том числе расходы по хранению, транспортировке, страхованию вместе с требуемым уровнем прибыли на инвестированный в запасы капитал;

  • S - величина расхода материала за тот же период.

Если принять величину заказа постоянной, а расход материала равномерным, то средняя величина запаса будет равна половине размера заказа, а значит, стоимость хранения можно считать прямо пропорциональной размеру заказа (линия Z1 на рис.11). Стоимость выполнения заказа убывает по гиперболе (Z2). Точка пересечения Z1 и Z2 указывает размер заказа, при
котором суммарные издержки будут минимальными.


О
тсюда следует формула для расчета оптимального объема заказа:


1.14.Системы управления запасами



Различные системы управления запасами используются для того, чтобы определить, когда подавать заявки поставщикам и на какое количество материалов или товаров.

В системе с фиксированной точкой заказа запас материала отслеживается непрерывно. Когда запас снижается до некоторого уровня, называемого «точкой заказа», поставщику дают заказ на заранее оговоренное количество – восстановительный объем (его лучше брать в размере оптимальной величины заказа). Точку заказа определяют исходя из обычного темпа расходования данного материала и времени выполнения заказа поставщиком. Точку заказа подбирают так, чтобы восстановительный объем поступил как раз перед исчерпанием запаса (рис.12). При неопределенности темпов расходования или длительности ожидания поставки следует держать страховой запас. Его размер обычно принимают равным дневному расходу, умноженному на срок поставки. Таким образом, в системе с фиксированной точкой заказа Объем заказа является постоянным, а время заказа меняется. Заказ делают тогда, когда запас уменьшается до заранее заданного уровня.



Система с периодической проверкой уровня запасов работает иначе. В ней дата заказа установлена точно, например, раз в неделю или в квартал, а вот размер заказа является величиной переменной. Он равен разнице между установленным заранее максимумом («потолок» запаса) и остатком на дату проверки. Для определения максимального уровня запаса надо среднедневной расход умножить на период между проверками плюс время поставки. Восстановительный объем заказа при этой системе меняется, в зависимости от того, много ли материалов израсходовано за время между проверками. Эта система не предполагает вычисления оптимального размера заказа и может быть рекомендована для материалов группы С.

1.15. Управление запасами готовой продукции



В управлении запасами продукции на складе могут быть использованы такие же приемы, как и при управлении запасами товарно-материальных ценностей, в частности, метод АВС. С помощью представленных выше методик, а также на основе анализа запросов потребителей и производственных возможностей может быть определен наиболее рациональный график поступления готовой продукции на склад и размер страхового запаса. Затраты на хранение, учет и другие расходы, связанные с обеспечением ритмичности поставки произведенной продукции, необходимо сопоставить с преимуществами, которые дает бесперебойное снабжение традиционных покупателей и выполнение периодических срочных заказов

Рассмотрим другой частный прием, связанный с переходом на наиболее выгодный метод списания затрат: пример того, как списание в производство материалов по последней цене их приобретения (метод ЛИФО) позволяет устранить инфляционное занижение расчетной себестоимости готовой продукции и, тем самым, избежать преждевременной уплаты части налога на прибыль.

Расчет себестоимости реализованной продукции за некоторый период времени производится по формуле:

Себестоимость реализованной продукции =

= Себестоимость товарной продукции +

+ Стоимость остатков на начало -

- Стоимость остатков на конец периода

В условиях высокой инфляции, когда постоянно увеличиваются цены на сырье, очень важно правильно выбрать способ списания материалов в производство. Переход от приема списания по средней цене за некоторый период времени к методу ЛИФО, при котором, в первую очередь, списываются материалы по цене последнего приобретения, позволит повысить себестоимость товарной продукции и снизить налогооблагаемую базу При этом стоимость ранее приобретенного сырья (по относительно низким ценам) распределяется по запасам ТМЗ, незавершенного производства и готовой продукции, и увеличивается себестоимость реализованной продукции.


Внедрение этого предложения имеет смысл при следующих условиях:

• уровень инфляции значительно выше нормы рентабельности;

• в течение длительного периода учетная стоимость остатков готовой продукции на складе на конец месяца значительно ниже себестоимости товарной продукции за этот месяц;

• покупка сырья и материалов производится регулярно с периодом не больше месяца;

• у предприятия есть некоторый “запас” рентабельности, и поэтому переход на метод ЛИФО не приведет к убыткам и, как следствие, к санкциям со стороны налоговых органов.

Дополнительную экономию при использовании метода ЛИФО может дать снижение налога на имущество, поскольку в этом случае остатки сырья и материалов на конец отчетного периода будут оцениваться по наименьшей за весь период цене/

    1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   50

Управление дебиторской задолженностью



Для успешного управления оборотным капиталом предприятие должно контролировать размер и сроки дебиторской задолженности, и уметь регулировать ее уровень, а не пассивно полагаться на дисциплинированность и порядочность клиентов. Управление дебиторской задолженностью включает в себя :

  • определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

  • анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

  • контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;

  • определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

  • задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

  • прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

•Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Дефицит денежных средств в экономике заставил компании изменить условия продаж своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации. Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации. Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Приемы управления дебиторской задолженностью:

  • учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности

  • проведение АВС-анализа дебиторов

  • анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров

  • оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности

  • уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов

  • контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности

  • определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате