ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 643

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ

NK-клетки

Комплемент

Белки острой фазы

Ментальная защита

Ответ острой фазы

Контрольные вопросы к главе 1

ГЛАВА 2

Костный мозг

Тимомегалия (мегалотимус)

Постнатальное развитие

Лимфатические узлы

Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками

Контрольные вопросы к главе 2

ГЛАВА 3 АДАПТИВНЫЙ ИММУНИТЕТ

Т-лимфоциты и их субпопуляции

Т-лимфоциты и их субпопуляции у детей

В-лимфоциты и иммуноглобулины

Мукозальный иммунитет

В-лимфоциты и иммуноглобулины у детей

Контрольные вопросы к главе 3

ГЛАВА 4 ИММУНОДЕФИЦИТЫ

Аутовоспалительные заболевания (периодические лихорадки)

Вторичные иммунодефициты

Контрольные вопросы к главе 4

ГЛАВА 5 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Этиология

Патогенез и клиническая патофизиология

Диагностика

Лабораторная диагностика

Диагностические критерии аллергических заболеваний

Общие принципы терапии

Первичная профилактика

Вторичная профилактика

Выявление факторов риска (триггеров) и уменьшение их воздействия

Элиминационные мероприятия по уменьшению воз- действия клещей домашней пыли с доказанной эффек- тивностью:

Элиминационные мероприятия по уменьшению кон- такта с пыльцой:

Элиминационные мероприятия по уменьшению кон- такта с аллергенами грибов:

Третичная профилактика

Контрольные вопросы к главе 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сведения об авторах

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

рецептора

MALT лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками

NK-клетки клетки естественные киллеры Tc цитотоксические Т-лимфоциты

Th Т-хелперы

TLR toll-подобный рецептор

TREC T-cell receptor excision circles, эксцизионное кольцо Т-клеточного рецептора

Тreg Т-регуляторные лимфоциты

ВВЕДЕНИЕ


Термин «иммунитет» происходит от латинского слова

«immunis», так в Древнем Риме называли гражданина, сво- бодного от определенных государственных повинностей. Пер- воначально этот термин использовался для обозначения рези- стентности организма к инфекции, а иммунология составляла дисциплину, изучающую феномен иммунитета. В настоящее время это определение существенно расширено и касается мно- жества реакций, направленных на элиминацию из организма любого генетически чужеродного материала и сохранению в течение всей жизни человека его генетической индивидуаль- ности. Во всем мире учение об иммунитете занимает одно из центральных мест в подготовке врачей всех специальностей.

Иммунная система является одной из трех интегративных систем организма, которая наряду с нервной и эндокринной системами обеспечивает поддержание гомеостаза в условиях постоянного изменения характера влияний факторов внеш- ней и внутренней среды. Если нервная система обеспечивает немедленную адаптацию к изменениям условий, а ответ эндо- кринной системы может длиться месяцы и годы, то иммунная система обеспечивает перманентный контроль
за поддержа- нием антигенного гомеостаза и генетической индивидуаль- ности человека в течение всей жизни. Понятие антигенного гомеостаза включает контроль не только за проникновением чужеродных микроорганизмов и вирусов, но и генетической однородностью клеточных популяций самого организма, то есть противоопухолевую защиту. Многое в строении и функ- ции иммунной системы напоминает строение и функции ре- гуляторных систем организма – нервной и эндокринной. В то же время имеются особенности, свойственные каждой системе, что позволяет рассматривать их как дублирующие и дополня- ющие друг друга. В результате повышается надежность регуля- ции функций организма как в физиологических условиях, так и особенно при патологии.

В настоящее время накоплено большое количество дока-

зательств взаимодействия иммунной и нейроэндокринной систем. На основании этого высказывается предположение о возможном существовании единой нейроиммуноэндокрин- ной системы организма. На клетках иммунной системы иден- тифицированы рецепторы к таким гормонам и биологически

активным веществам, как глюкокортикостероиды, инсулин, соматотропный гормон, тестостерон, эстрадиол, ацетилхолин, эндорфины, энкефалины и др. Известно, что ряд интерлейки- нов (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-6) в центральной нервной системе могут выполнять функцию нейромедиаторов. Глюкокорти- костероиды, андрогены, эстрогены и прогестерон подавляют иммунные реакции, а соматотропный гормон, тироксин и ин- сулин их стимулируют.

Хорошо изучено влияние на состояние иммунной си- стемы стресса и циркадных ритмов. Так, сильный стресс может

индуцировать состояние транзиторного иммуно- дефицита: снижение активности естественных киллеров (NK-клеток), уменьшение соотношения CD4/CD8 и содержания IgA в слюне, снижение пролиферативного ответа лимфоцитов на антигены и митогены и угнетение функции врожденного иммунитета.

Иммунная система состоит из двух компонентов: врожден- ного, или естественного иммунитета, и приобретенного, или адаптивного иммунитета. Как врожденный, так и приобретен- ный иммунитет осуществляют защиту организма от чужерод- ных агентов антигенной природы, как экзогенно проникающих (микробы), так и эндогенно возникающих (раковые клетки), но эта защита осуществляется с помощью различных механизмов. В основе защитных механизмов врожденного иммунитета ле- жат система комплемента, фагоцитоз, естественные киллеры и провоспалительные цитокины, продуцируемые клетками врожденного иммунитета нейтрофилами, моноцитами, ма- крофагами и дендритными клетками. В основе защитных меха- низмов адаптивного иммунитета лежат антитела, образуемые В-клетками, и антиген-специфические эффекторные Т-клетки. Основные элементы иммунной системы человека в норме полностью закладываются к 15-й неделе внутриутробного раз- вития, однако иммунная система ребенка является незрелой и нуждается в антигенном воздействии и «обучении» для свое- го окончательного формирования. Вместе с тем, становление иммунной системы это нелинейный процесс, который не коррелирует непосредственно
с какими-либо антропометри- ческими или функциональными характеристиками организма. У новорожденных детей и детей первых лет жизни основные компоненты как врожденного, так и приобретенного (лимфо-

цитарного) иммунитета функционально менее активны, чем у детей более старшего возраста и взрослых. Этим объясняется повышенная чувствительность детей данного возраста к ин- фекциям. Известно, что иммунные расстройства вносят вклад в развитие практически всех заболеваний человека. Патология иммунной системы проявляется в виде аллергических (атопи- ческих), аутоиммунных заболеваний, подробно рассматривае- мых в курсе частной патологии, и иммунодефицитов.

ГЛАВА 1 ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ



Факторы врожденного иммунитета организма, ранее называв- шиеся факторами неспецифической резистентности, включают в себя целый ряд компонентов (табл. 1).
Таблица 1

Факторы врожденного иммунитета

Барьерные

Клеточные

Гуморальные

Системные

Анатомические и физиологические барьеры

Фагоцитоз NK-клетки

Лизоцим Интерфероны Пропердин Лактоферрин Комплемент Белки острой фазы

Ментальная защита Воспаление

Ответ острой фазы



    1. Физические (анатомические) барьеры


Кожа, слизистые оболочки респираторного и желудочно-ки- шечного тракта, мерцательный эпителий, секреты слизистых, слезных и потовых желез препятствуют колонизации патогена- ми.

Проницаемость анатомических барьеров (кожи и слизистых оболочек) для инфекционных агентов у детей первого месяца жизни повышена. Вероятность травматизации кожи и слизистых оболочек увеличивается во время родов.

    1. Физиологические барьеры


Этот тип защиты включает температуру тела, кислотность же- лудочного сока, также препятствующие колонизации патоген- ными микроорганизмами.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, среда желу- дочного сока приближается к нейтральной, что сопровождается уменьшением инфицирующей дозы инфекционных агентов, вы- зывающих острые кишечные инфекции. В то же время данные показатели кислотности желудочного содержимого препятствуют