Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь


Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

Входит:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

  • Федеральное агентство лесного хозяйства

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.

Основными функциями Федерального агентства лесного хозяйства являются:

а) обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;

б) предоставление прав пользования участками лесного фонда;

в) обеспечение проведения лесоустройства;

г) оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов лесопользования;

д) осуществление государственного мониторинга лесов;

е) ведение государственного учета лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию;

ж) ведение государственного лесного кадастра;

з) рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) www.fishcom.ru

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

  • по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса;

  • по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.


  • Федеральная таможенная служба (ФТС)

  • предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий www.mchs.gov.ru

МЧС России принадлежит большая роль

  • в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф



14.4. Органы управления ООС и ПП в Забайкальском крае

  • Отдел охотничьего надзора




  • Отдел контроля природопользования



  • Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края

является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края,

Основные функции

  • выработка и реализация государственной политики сфере природопользования и экологии

  • управление в сфере природопользования и экологии,

  • нормативное правовое регулирование в пределах установленных полномочий.

Министерство осуществляет государственные полномочия, переданные Российской Федерацией в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об экологической экспертизе".


  • Государственная лесная служба Забайкальского края ЗК

Является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Осуществляет специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области лесных отношений.

Государственная лесная служба осуществляет исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в области лесных отношений, а также переданных в соответствии с федеральным законом отдельных полномочий Российской Федерации в указанной области.


  • Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира

Является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.



Осуществляет специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Забайкальского края.


  • Государственная экологическая инспекция Забайкальского края

Является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим контрольные и надзорные функции в сфере охраны окружающей среды на территории Забайкальского края.

Начальник Инспекции является Главным государственным инспектором Забайкальского края по охране природы, Главным государственным инспектором Забайкальского края по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Кроме того, в нашем регионе деятельность осуществляют:

  • Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Забайкальскому краю

  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю

  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности)

  • Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности)

  • Забайкальское межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

  • Читинский отдел инспекции радиационной безопасности Сибирского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

  • Управление по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра)

  • Отдел водных ресурсов по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления

  • Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Забайкальскому краю Ангаро-Байкальского территориального управления Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству (вопросы охраны окружающей среды)

  • Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности)

  • Федеральное государственное учреждение «Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями»

  • Центр защиты леса Читинской области – филиал федерального государственного учреждения «Рослесзащита»

  • Читинский филиал по воспроизводству водных ресурсов и организации рыболовства федерального государственного учреждения «Байкалрыбвод» (вопросы охраны окружающей среды)

  • Общественный экологический фонд «Даурия»


14.5. Зарубежный опыт организации управления ООС

В различных странах в период до экологического кризиса (до 60-х гг. 20 в.) государственное управление в области ООС осуществлялось многими государственными органами в рамках существовавших государственных структур. Иногда в них создавались специализированные подразделения.

Например,

  • в США функции управления охраной вод и атмосферного воздуха – Министерство здравоохранения;

  • в Японии природоохранные функции – Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство строительства.

В 70-е гг. 20 в. в экономически развитых странах были созданы специальные государственные структуры. Функционируют два вида органов в сфере ПП и ООС:

  1. консультативные (совещательные).

Их основные задачи:

    1. информирование исполнительных органов власти о состоянии ОС;

    2. прогнозирование воздействия на ОС в процессе разработки и реализации проектов развития;

    3. увязывание интересов различных ведомств, государственного аппарата с интересами хозяйствующих субъектов (в основном монополий);

    4. специфические задачи

  1. исполнительно-распорядительные: министерства, службы, агентства, комитеты, в задачи которых входит:

    1. разработка экологической политики

    2. разработка и координация программ по ООС

    3. разработка экологических стандартов

    4. проведение мониторинга

    5. оказание научно-методической, технической и финансовой помощи региональным и местным органам власти

    6. обеспечение исполнения требований экологического законодательства

    7. международное сотрудничество.

На локальном уровне в последние годы все более важной сферой деятельности местного самоуправления становится ООС. На местном уровне сочетаются чаще всего функции управления и контроля.

Основным принципом управления природоохранной деятельностью в развитых странах является широкое сотрудничество государственных структур со всем спектром общественных сил («зеленые», «Гринпис», Всемирный фонд дикой природы и т.п.), а также хозяйствующими субъектами. На основе этого принципа, природоохранные органы не сразу используют властные полномочия, а сначала пытаются достичь своих целей путем договоренностей и добровольного выполнения законно установленных правил.

Одним из видов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды является планирование
, в том числе — территориальное, активно разрабатывающееся, например, в большинстве стран ЕС.

В целях охраны природы развивается и особый вид планирования — ландшафтное. Оно используется в большинстве стран Европы, в США, Канаде, но особенно развито в Германии. Это важный и признанный инструмент охраны природы.

Германия

Экологическое управление – в основном дело земель. На природоохранные органы земель и местную администрацию возложены функции обеспечения конкретных мероприятий по охране ОС. В целом, контроль за состоянием окружающей среды является функцией городского хозяйства.

На федеральном уровне – Министерство по охране ОС, защите природы и радиационной безопасности. Наделено в основном управленческими функциями и не имеет исполнительных функций в том смысле, что оно не несет ответственности за прямое исполнение экологического законодательства.

  • Данному Министерству подчинены:

  • Экологическая федеральная служба (научная экспертиза, экологические данные, экологическое просвещение)

  • Федеральная служба защиты природы (функция охраны природы и ландшафтов)

  • Федеральная служба по защите от радиационного воздействия

    • Федеральный орган, ответственный за разрешения для введения в оборот и выпуск генно-модифицированных организмов – Институт Роберта Коха

    • Биологический федеральный центр

В землях с большой территорией экологическое управление организовано на 3 уровнях:

      • Высший уровень: министерство (подготовка законов), поддерживается несколькими органами, проводящими научные экспертизы

      • Средний уровень: органы, осуществляющие задачи по экологическому управлении. (планирование на уровне районов, выделение некоторых видов ООПТ, разрешение строительства и размещения особенно значимых в экологическом плане объектов и видов деятельности – свалок и т.п.)

      • Низшие административные органы: коммуны, округа, мелкие общины, государственные экологические центры (осуществляют контроль вне разрешительных процедур и разрешение меньших объектов и видов деятельности, чем на предыдущем уровне, особенно в сфере охраны атмосферного воздуха).

Местные органы Германии сами активно участвуют в природоохранных мероприятиях и так называемой рекреационной индустрии, под которой понимается развитие сети парков, заповедников, зоопарков и просто скверов.