ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 763
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.
Входит:
-
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) -
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) -
Федеральное агентство лесного хозяйства
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.
Основными функциями Федерального агентства лесного хозяйства являются:
а) обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), выполнения мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных работ и иных работ по ведению лесного хозяйства, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;
б) предоставление прав пользования участками лесного фонда;
в) обеспечение проведения лесоустройства;
г) оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов лесопользования;
д) осуществление государственного мониторинга лесов;
е) ведение государственного учета лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию;
ж) ведение государственного лесного кадастра;
з) рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
-
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) www.fishcom.ru
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
-
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; -
по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса; -
по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
-
Федеральная таможенная служба (ФТС)
-
предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
-
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий www.mchs.gov.ru
МЧС России принадлежит большая роль
-
в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф
14.4. Органы управления ООС и ПП в Забайкальском крае
-
Отдел охотничьего надзора
-
Отдел контроля природопользования
-
Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края
является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края,
Основные функции
-
выработка и реализация государственной политики сфере природопользования и экологии -
управление в сфере природопользования и экологии, -
нормативное правовое регулирование в пределах установленных полномочий.
Министерство осуществляет государственные полномочия, переданные Российской Федерацией в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
-
Государственная лесная служба Забайкальского края ЗК
Является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Осуществляет специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области лесных отношений.
Государственная лесная служба осуществляет исполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в области лесных отношений, а также переданных в соответствии с федеральным законом отдельных полномочий Российской Федерации в указанной области.
-
Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира
Является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Осуществляет специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Забайкальского края.
-
Государственная экологическая инспекция Забайкальского края
Является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим контрольные и надзорные функции в сфере охраны окружающей среды на территории Забайкальского края.
Начальник Инспекции является Главным государственным инспектором Забайкальского края по охране природы, Главным государственным инспектором Забайкальского края по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Кроме того, в нашем регионе деятельность осуществляют:
-
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Забайкальскому краю -
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю -
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности) -
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности) -
Забайкальское межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды -
Читинский отдел инспекции радиационной безопасности Сибирского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору -
Управление по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра) -
Отдел водных ресурсов по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления -
Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Забайкальскому краю Ангаро-Байкальского территориального управления Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству (вопросы охраны окружающей среды) -
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» (вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности) -
Федеральное государственное учреждение «Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» -
Центр защиты леса Читинской области – филиал федерального государственного учреждения «Рослесзащита» -
Читинский филиал по воспроизводству водных ресурсов и организации рыболовства федерального государственного учреждения «Байкалрыбвод» (вопросы охраны окружающей среды) -
Общественный экологический фонд «Даурия»
14.5. Зарубежный опыт организации управления ООС
В различных странах в период до экологического кризиса (до 60-х гг. 20 в.) государственное управление в области ООС осуществлялось многими государственными органами в рамках существовавших государственных структур. Иногда в них создавались специализированные подразделения.
Например,
-
в США функции управления охраной вод и атмосферного воздуха – Министерство здравоохранения; -
в Японии природоохранные функции – Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство строительства.
В 70-е гг. 20 в. в экономически развитых странах были созданы специальные государственные структуры. Функционируют два вида органов в сфере ПП и ООС:
-
консультативные (совещательные).
Их основные задачи:
-
информирование исполнительных органов власти о состоянии ОС; -
прогнозирование воздействия на ОС в процессе разработки и реализации проектов развития; -
увязывание интересов различных ведомств, государственного аппарата с интересами хозяйствующих субъектов (в основном монополий); -
специфические задачи
-
исполнительно-распорядительные: министерства, службы, агентства, комитеты, в задачи которых входит:-
разработка экологической политики -
разработка и координация программ по ООС -
разработка экологических стандартов -
проведение мониторинга -
оказание научно-методической, технической и финансовой помощи региональным и местным органам власти -
обеспечение исполнения требований экологического законодательства -
международное сотрудничество.
-
На локальном уровне в последние годы все более важной сферой деятельности местного самоуправления становится ООС. На местном уровне сочетаются чаще всего функции управления и контроля.
Основным принципом управления природоохранной деятельностью в развитых странах является широкое сотрудничество государственных структур со всем спектром общественных сил («зеленые», «Гринпис», Всемирный фонд дикой природы и т.п.), а также хозяйствующими субъектами. На основе этого принципа, природоохранные органы не сразу используют властные полномочия, а сначала пытаются достичь своих целей путем договоренностей и добровольного выполнения законно установленных правил.
Одним из видов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды является планирование
, в том числе — территориальное, активно разрабатывающееся, например, в большинстве стран ЕС.
В целях охраны природы развивается и особый вид планирования — ландшафтное. Оно используется в большинстве стран Европы, в США, Канаде, но особенно развито в Германии. Это важный и признанный инструмент охраны природы.
Германия
Экологическое управление – в основном дело земель. На природоохранные органы земель и местную администрацию возложены функции обеспечения конкретных мероприятий по охране ОС. В целом, контроль за состоянием окружающей среды является функцией городского хозяйства.
На федеральном уровне – Министерство по охране ОС, защите природы и радиационной безопасности. Наделено в основном управленческими функциями и не имеет исполнительных функций в том смысле, что оно не несет ответственности за прямое исполнение экологического законодательства.
-
Данному Министерству подчинены:
-
Экологическая федеральная служба (научная экспертиза, экологические данные, экологическое просвещение) -
Федеральная служба защиты природы (функция охраны природы и ландшафтов) -
Федеральная служба по защите от радиационного воздействия-
Федеральный орган, ответственный за разрешения для введения в оборот и выпуск генно-модифицированных организмов – Институт Роберта Коха -
Биологический федеральный центр
-
В землях с большой территорией экологическое управление организовано на 3 уровнях:
-
Высший уровень: министерство (подготовка законов), поддерживается несколькими органами, проводящими научные экспертизы -
Средний уровень: органы, осуществляющие задачи по экологическому управлении. (планирование на уровне районов, выделение некоторых видов ООПТ, разрешение строительства и размещения особенно значимых в экологическом плане объектов и видов деятельности – свалок и т.п.) -
Низшие административные органы: коммуны, округа, мелкие общины, государственные экологические центры (осуществляют контроль вне разрешительных процедур и разрешение меньших объектов и видов деятельности, чем на предыдущем уровне, особенно в сфере охраны атмосферного воздуха).
Местные органы Германии сами активно участвуют в природоохранных мероприятиях и так называемой рекреационной индустрии, под которой понимается развитие сети парков, заповедников, зоопарков и просто скверов.