Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 786

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь



США

3 уровня государственного управления в сфере природопользования и ООС:

    1. федеральный (определение экологической политики, осуществление общего руководства и контроля в области природоохранных мероприятий, оказание технической, финансовой и иной помощи)

    2. уровень штатов (основные обязанности по практической реализации федеральной политики)

    3. местный (практическое решение некоторых задач по охране природы)

Находятся в тесном взаимодействии на основе соглашений, планов, программ и проектов, принимаемых во исполнение экологических требований законодательства.

На федеральном уровне действуют две группы органов государственного экологического управления:

  1. специализированные органы: Совет по глобальной экологической политике и Агентство по охране ОС

  2. органы отраслевого управления:

  • Министерство внутренних дел:

    • Бюро управления земель (регулирование землепользования)

    • Служба национальных парков (охрана и управление использованием природных ресурсов на подведомственных территориях)

    • Служба охраны рыб и диких животных

    • Геологическое наблюдение США (минеральные ресурсы)

    • Бюро мелиорации (водные ресурсы)

      • Министерство сельского хозяйства:

        • Служба охраны почв

        • Служба леса (управление по использованию и охране природных ресурсов Системы национальных лесов (81% лесных ресурсов в собственности федерального правительства), Системы дикой природы и Системы национальных лугов)

          • Министерство торговли:

            • Национальная океаническая и атмосферная администрация, в которую входят:

              • Служба океана и атмосферы,

              • Служба спутников,

              • Отдел исследований и развития,

              • Национальная служба морских рыбных ресурсов,

              • Отдел управления береговой зоной.


Местные органы самоуправления используют в основном полномочия в области зонирования территорий, здравоохранения и охраны условий жизни граждан.

Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды в Канаде

Канадский Совет министров по экологии включает 13 представителей, являющихся министрами по охране окружающей среды федерального, провинциальных и территориальных правительств, ответственных за тот или иной компонент среды — землю, воды, биологические ресурсы и др.

За счет того, что министры собраны в единый управляющий орган, значительно облегчается задача скоординированной совместной работы по определению общенациональных экологиче­ских приоритетов страны.



Швеция

Особое место в системе органов природоохраны занимает Лесная администрация, осуществляющая управление лесам на всей территории лесных земель страны (леса занимают 60% территории Швеции). Решает две равноценные задачи: защита ОС и производство древесины. Также осуществляет надзор за проведением лесохозяйственных мероприятий, лесоучетных работ, контролирует деятельность лесопромышленных компаний и частных фирм.

В Лесную администрацию входят:

  • Национальный совет по лесному хозяйству

  • региональные советы по лесному хозяйству



Япония
«Управление по окружающей среде» — это не министерство, а специализированное подразделение с особым статусом под эгидой премьер-министра. Власть его ограничена: оно не издает собственных постановлений или указов, но че­рез премьер-министра имеет возможность разрешить возникающие конфликты. К обязанностям этого органа управления относятся координация и планирование охраны природы на государственном уровне.

При Управлении имеется Центральный совет по контролю над загрязнением среды, в состав которого входят ученые и специалисты, а также три исследовательских и учебных института. С принятием Указа «О восстановлении и охране природных ландшафтов» при Управлении создано Бюро по охране при­роды, ответственное за состояние лесов, парков, исторических охраняемых зон. В ка­честве уникального органа в составе Управления можно отметить действующий Фонд помощи пострадавшим от загрязнения.




Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


1. Формирование норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Основой государственного регулирования ООС и ПП является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту ОС.

Правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды является важной составной частью взаимоотношений между обществом и природой.

Правовое регулирование ООС и природопользования ведет свою историю с XIII в. На протяжении веков эта важная составная часть отношений между обществом и окружающей природной средой развивалась и совершенствовалась.

Известно, что закон охраняет не столько природу (окружающую среду) как таковую, сколько защищает права человека.

Поэтому важнейшим исходным моментом экологического законодательства являются исторически меняющиеся приоритеты общества и государства в сохранении устойчивого потребления ресурсов природы. Эти приоритеты, в свою очередь, зависят от уровня социально-экономического развития общества, а также от уровня развития общественной морали.

В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне — в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства, территорий, регионов, городов.

  • Самым ранним законом, относящимся к охране среды, принято считать эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лон­дона.

  • В России одними из первых в этой сфере были законы, направленные на охрану отдельных элементов окружающей среды от истребления на определен­ных территориях. Так, ряд указов Петра I касался рационального использования и восстановления лесов, а также запрещения хищнической ловли рыбы, отстрела крупных животных в окрестностях Санкт-Петербурга.

Позднее появились законы национального уровня. В Европе законы по рациональному природопользованию были приняты в XIX — начале XX в.

  • Так, в 1863 г. был принят Закон Великобритании о щелочном производстве, в котором регу­лировалось загрязнение атмосферного воздуха химическими предприятиями.

  • В 1917 г. был принят Закон Франции, регулировавший размещение промышлен­ных предприятий с учетом их экологической опасности.

  • В Нидерландах первым в этой области права стал «Закон о зловредности» (Nuisance Act, 1875), который и сейчас является основой природоохранной политики на региональном уров­не.

  • В России в первой четверти XX в. приоритет отдавался созданию особо охра­няемых территорий (например, декрет 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»).


Как правило впоследствии региональные и местные законы образовывали единую систему с общенациональными.

Для государств — членов эффективно действующих интеграционных группировок (ЕС, НАФТА) приоритетную роль играют решения и директивы на уровне руководящих органов интеграции.

По важнейшим проблемам природопользования заключаются Международные договоры, они ратифицируются государствами и становятся важными источниками права.

Методы правового регулирования отношений в сфере ООС и природопользования имеют свою специфику, заключающуюся в сочетании 3 методов регулирования отношений субъектов права:

  • императивного метода (построенного на использовании административных предписаний; исторически преобладает в большинстве стран мира);

  • диспозитивного метода (взаимодействующие стороны равны с точки зрения закона; выходит на ведущее место по мере развития в обществе понимания сущности и важности природоохранных проблем и возрастания уровня правовой грамотности населения)

  • экономического метода (это методы, воздействующие на имущественные интересы юридических и физических лиц, деятельность которых влияет на состояние природных ресурсов и среды).

Путь совершенствования законодательства через конкретные договоры и договорной процесс более приемлем для больших по территории и разнообразных по составу населения, природным условиям и ресурсам стран. Однако этот путь не получил пока должного развития в мире из-за доминирующей роли императивных методов регулирования.

Формирование системы природоохранного права — одной из самых «моло­дых» отраслей права в мире — еще далеко до завершения.

2. Нормы экологического права в Конституции

Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.

Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.

Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран


Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства

Страны

Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду

Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария

Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду

Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина

Защита окружающей среды провозглашена государственной целью

ФРГ, Казахстан

Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам

Россия, Белоруссия, Украина




  • В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического го­сударства.

  • В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

Вбольшинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.

3. Структура экологического и природно-ресурсного законодательства

Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена

по предметно-отраслевому принципу:

  1. нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)

  2. нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),

  3. нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).