ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
США
3 уровня государственного управления в сфере природопользования и ООС:
-
федеральный (определение экологической политики, осуществление общего руководства и контроля в области природоохранных мероприятий, оказание технической, финансовой и иной помощи) -
уровень штатов (основные обязанности по практической реализации федеральной политики) -
местный (практическое решение некоторых задач по охране природы)
Находятся в тесном взаимодействии на основе соглашений, планов, программ и проектов, принимаемых во исполнение экологических требований законодательства.
На федеральном уровне действуют две группы органов государственного экологического управления:
-
специализированные органы: Совет по глобальной экологической политике и Агентство по охране ОС -
органы отраслевого управления:
-
Министерство внутренних дел:-
Бюро управления земель (регулирование землепользования) -
Служба национальных парков (охрана и управление использованием природных ресурсов на подведомственных территориях) -
Служба охраны рыб и диких животных -
Геологическое наблюдение США (минеральные ресурсы) -
Бюро мелиорации (водные ресурсы)-
Министерство сельского хозяйства:-
Служба охраны почв -
Служба леса (управление по использованию и охране природных ресурсов Системы национальных лесов (81% лесных ресурсов в собственности федерального правительства), Системы дикой природы и Системы национальных лугов)-
Министерство торговли:-
Национальная океаническая и атмосферная администрация, в которую входят:-
Служба океана и атмосферы, -
Служба спутников, -
Отдел исследований и развития, -
Национальная служба морских рыбных ресурсов, -
Отдел управления береговой зоной.
-
-
-
-
-
-
Местные органы самоуправления используют в основном полномочия в области зонирования территорий, здравоохранения и охраны условий жизни граждан.
Структура органов управления природопользованием и охраной окружающей среды в Канаде
Канадский Совет министров по экологии включает 13 представителей, являющихся министрами по охране окружающей среды федерального, провинциальных и территориальных правительств, ответственных за тот или иной компонент среды — землю, воды, биологические ресурсы и др.
За счет того, что министры собраны в единый управляющий орган, значительно облегчается задача скоординированной совместной работы по определению общенациональных экологических приоритетов страны.
Швеция
Особое место в системе органов природоохраны занимает Лесная администрация, осуществляющая управление лесам на всей территории лесных земель страны (леса занимают 60% территории Швеции). Решает две равноценные задачи: защита ОС и производство древесины. Также осуществляет надзор за проведением лесохозяйственных мероприятий, лесоучетных работ, контролирует деятельность лесопромышленных компаний и частных фирм.
В Лесную администрацию входят:
-
Национальный совет по лесному хозяйству -
региональные советы по лесному хозяйству
Япония
«Управление по окружающей среде» — это не министерство, а специализированное подразделение с особым статусом под эгидой премьер-министра. Власть его ограничена: оно не издает собственных постановлений или указов, но через премьер-министра имеет возможность разрешить возникающие конфликты. К обязанностям этого органа управления относятся координация и планирование охраны природы на государственном уровне.
При Управлении имеется Центральный совет по контролю над загрязнением среды, в состав которого входят ученые и специалисты, а также три исследовательских и учебных института. С принятием Указа «О восстановлении и охране природных ландшафтов» при Управлении создано Бюро по охране природы, ответственное за состояние лесов, парков, исторических охраняемых зон. В качестве уникального органа в составе Управления можно отметить действующий Фонд помощи пострадавшим от загрязнения.
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Формирование норм права в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Основой государственного регулирования ООС и ПП является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту ОС.
Правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды является важной составной частью взаимоотношений между обществом и природой.
Правовое регулирование ООС и природопользования ведет свою историю с XIII в. На протяжении веков эта важная составная часть отношений между обществом и окружающей природной средой развивалась и совершенствовалась.
Известно, что закон охраняет не столько природу (окружающую среду) как таковую, сколько защищает права человека.
Поэтому важнейшим исходным моментом экологического законодательства являются исторически меняющиеся приоритеты общества и государства в сохранении устойчивого потребления ресурсов природы. Эти приоритеты, в свою очередь, зависят от уровня социально-экономического развития общества, а также от уровня развития общественной морали.
В большинстве развитых стран мира правовое регулирование природопользования началось на местном уровне — в виде распоряжений и законов для отдельных предприятий, отраслей хозяйства, территорий, регионов, городов.
-
Самым ранним законом, относящимся к охране среды, принято считать эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. -
В России одними из первых в этой сфере были законы, направленные на охрану отдельных элементов окружающей среды от истребления на определенных территориях. Так, ряд указов Петра I касался рационального использования и восстановления лесов, а также запрещения хищнической ловли рыбы, отстрела крупных животных в окрестностях Санкт-Петербурга.
Позднее появились законы национального уровня. В Европе законы по рациональному природопользованию были приняты в XIX — начале XX в.
-
Так, в 1863 г. был принят Закон Великобритании о щелочном производстве, в котором регулировалось загрязнение атмосферного воздуха химическими предприятиями. -
В 1917 г. был принят Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности. -
В Нидерландах первым в этой области права стал «Закон о зловредности» (Nuisance Act, 1875), который и сейчас является основой природоохранной политики на региональном уровне. -
В России в первой четверти XX в. приоритет отдавался созданию особо охраняемых территорий (например, декрет 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков»).
Как правило впоследствии региональные и местные законы образовывали единую систему с общенациональными.
Для государств — членов эффективно действующих интеграционных группировок (ЕС, НАФТА) приоритетную роль играют решения и директивы на уровне руководящих органов интеграции.
По важнейшим проблемам природопользования заключаются Международные договоры, они ратифицируются государствами и становятся важными источниками права.
Методы правового регулирования отношений в сфере ООС и природопользования имеют свою специфику, заключающуюся в сочетании 3 методов регулирования отношений субъектов права:
-
императивного метода (построенного на использовании административных предписаний; исторически преобладает в большинстве стран мира); -
диспозитивного метода (взаимодействующие стороны равны с точки зрения закона; выходит на ведущее место по мере развития в обществе понимания сущности и важности природоохранных проблем и возрастания уровня правовой грамотности населения) -
экономического метода (это методы, воздействующие на имущественные интересы юридических и физических лиц, деятельность которых влияет на состояние природных ресурсов и среды).
Путь совершенствования законодательства через конкретные договоры и договорной процесс более приемлем для больших по территории и разнообразных по составу населения, природным условиям и ресурсам стран. Однако этот путь не получил пока должного развития в мире из-за доминирующей роли императивных методов регулирования.
Формирование системы природоохранного права — одной из самых «молодых» отраслей права в мире — еще далеко до завершения.
2. Нормы экологического права в Конституции
Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.
Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.
Формы защиты окружающей среды в конституциях различных стран
Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства | Страны |
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду | Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария |
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду | Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина |
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью | ФРГ, Казахстан |
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам | Россия, Белоруссия, Украина |
-
В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического государства. -
В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.
Вбольшинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.
3. Структура экологического и природно-ресурсного законодательства
Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена
по предметно-отраслевому принципу:
-
нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.) -
нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.), -
нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).