ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 1808

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2.Структура социологического знания

1.3.Функции социологии

ТЕМА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1 Постановка социальной проблематики в античной философии

2.2. Социальная проблематика в средневековой философии

2.3. Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

2.4. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Проект науки об обществе О. Конта

3.2. Социология Г. Спенсера

3.3. Социология как объективный анализ «социальных фактов» Э. Дюркгейма

3.4. «Понимающая» социология М. Вебера

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ХХ ВЕКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

4.1. Функционалистская социология и конфликтологические теории

4.2. Предпосылки возникновения новейших социологических концепций

4.3. Синергетика как методологический синтез теорий, занимающихся проблемами порядка и хаоса

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

5.1. Системный подход к изучению общества

5.2. Социальное взаимодействие как основа общества

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

6.1. Понимание феномена культуры в социологии

6.2. Функции культуры

6.3. Компоненты культуры

6.4.Теория культурно-исторических типов. Особенности российской цивилизационной динамики

ТЕМА 7. МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

7.1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

7. 2. Межправительственные и неправительственные международные организации

7.3. Процессы глобализации

Особенности глобализации:

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

8. 1. Личность как социальный тип и деятельный субъект

8. 2. Социализация личности

8.3. Социальная роль и социальный статус

8.4. Девиация и социальный контроль

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

9.1. Понятие социальной структуры и ее типы

9.2. Социальное пространство и социальное неравенство

9.3. Учение о классах как основных элементах социальной структуры.

9.4. Теория социальной стратификации

9.5. Понятие социальной мобильности

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

ТЕМА 11.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

11.1. Социальные факторы изменений

11.2. Социальные движения

11.3. Социальные конфликты

11.4. Типология конфликтов

11.5. Причины возникновения конфликтов

ТЕМА 12. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

12.1. Предмет, цели и основные понятия социологии труда

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные формы и условия труда, социальную организацию совместного труда – коллективного или индивидуального, различные стороны социально-психологического механизма включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое. Таким образом, предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Как специальная социологическая дисциплина, социология труда опирается на систему основных понятий общей социологии, таких, например, как социальное действие, взаимодействие, социальное отношение, социальная роль, нормы и ценности, социальный институт, социальный контроль, социальная общность, социальные процессы и т.д. применительно к разным аспектам трудовой деятельности. Другую часть понятий социологии труда составляют специальные понятия, характеризующие трудовую деятельность как особую область социальных процессов и явлений. Наиболее важными из них являются следующие:

Характер труда – признак, отражающий взаимосвязь сферы трудовых отношений с социально-политическим устройством общества – вынужденность, принудительность труда, возможность внешнего присвоения материальных результатов трудовой деятельности. По этому основанию выделяют: рабский, крепостной, подневольный, наемный и свободный труд.

Отношение к труду – понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.

Содержание труда – отражает взаимодействие работника и средств труда в процессе трудовой деятельности. Обычно профессии относят к тому или иному типу содержания труда по степени механизации и автоматизации трудовых операций, так, например, исследователи выделяют: ручной, механизированный и автоматизированный труд.

Содержательность труда – степень насыщенности труда творческими элементами по сравнению со стандартными, рутинными.


Удовлетворенность трудом – обобщенный эмпирический показатель отношения к труду. Он формируется под воздействием двух групп факторов – совокупных условий труда и личностных особенностей работников (их ценностных ориентаций, притязаний). Поэтому высокая удовлетворенность трудом, зафиксированная социологами, может свидетельствовать как о хороших условиях труда, так и о низком уровне притязаний работников.

В целом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей трудовой деятельности, с другой стороны — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

12.2. Предмет социологии образования и основные направления исследований

Образование как социальный институт — это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов), социальных общностей (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Предметом социологии образования является изучение взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом.

Система образования включает в себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. Особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, нянечек, медицинских работников, а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа ориентирована на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. При этом социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии.


Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, среднего специального и высшего профессионального. Для социологии образования важно знание мотивов учащихся и студентов, эффективность обучения, оценка возможностей трудоустройства выпускников и роль образования в их будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества.

Одно из масштабных исследований в сфере образования было проведено в 1994 году [13, с. 36-47]. В ходе анализа тенденций развития образования в российском обществе на протяжении 30-летнего периода были выявлены закономерности, характеризующие эффект социального неравенства в системе образования. Так, если раньше, в 60-е годы XX века, правительство дополнительными мерами как-то выравнивало пропорции обучающихся в соответствии с параметрами социальной структуры, то в середине 90‑х годов XX века на это не было уже ни средств, ни желания [1]. Платное обучение в школе и вузе резко усилило социальную дифференциацию не только среди взрослых, но и среди детей.

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:

  • коммерциализация — расширение платной основы обучения;

  • элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

  • регионализациязамыкание абитуриентов на своих региональных вузах;

  • децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. [3, 11].

Сегодня социология образования — одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов. Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся уровня образования респондентов, включались и включаются практически во все социологические анкеты, то постепенно накапливается огромная эмпирическая информация, затрагивающая междисциплинарную проблематику. В социологию образования стекаются данные из смежных областей: социологии молодежи, социологии труда, социологии культуры, исследований социальной структуры и т.д.

12.3. Объект, предмет и задачи социологии управления

Социология управления – это отрасль социологического знания, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.

Объект социологии управления – управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в профессиональные, семейные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.


Предмет – управленческие отношения, процессы их институционализации, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.

Основные задачи социологии управления определены Е. М. Бабосовым:

  1. Изучение реальных фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и людей, не занимающих руководящих постов и вынужденных подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

  2. Выделение из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности наиболее важные, типичные и обнаружение на этой основе тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

  3. Объяснение появления новшеств в управленческой деятельности, выявление обстоятельств возникновения новых практических способов их реализации в управленческих процессах.

  4. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования.

  5. Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления [2, с.11‑12].

Таким образом, определение основных задач социологии управления позволяет сформулировать ее основные функции, в числе которых: познавательная, оценочная, прогностическая, образовательная (обучающая), оптимизирующая.

Социология управления представляет собой одну из молодых социологических дисциплин, и потому к разряду дискуссионных вопросов относят и теоретические вопросы определения ее границ, и различные методологические подходы к изучению проявлений управленческого воздействия и анализу социальных практик управления [2, 5, 8].

12.4. Значение теорий «среднего уровня»

Значение специальных социологических теорий заключается в следующем:

  • теории среднего уровня, будучи построены на теоретических и методологических положениях общесоциологических теорий, обеспечивают возможность изучения социальных явлений и процессов в различных ракурсах и с различной глубиной погружения в проблему;

  • опора на общесоциологические теории, которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов позволяют обеспечить научность специальных социологических теорий;

  • теории среднего уровня обеспечивают сферы специального социологического знания собственным понятийным аппаратом, позволяющим конкретизировать предметное поле;

  • теории среднего уровня позволяют провести анализ конкретной социальной ситуации, особенностей развития и функционирования разнообразных социальных общностей, групп, отношений между ними для уточнения прогнозов социальных изменений и определения наиболее эффективных способов регулирования социальных процессов;

  • в рамках специальных социологических теорий формулируются практические рекомендации, позволяющие обеспечить повышение эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами;

  • развивая специальные социологические теории, реализуя возможность предметного анализа различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов, мы получаем прирост нового знания, которое может иметь не только практическое, но и теоретическое значение.


Библиографический список:

  1. Астафьев, Я. У. Социология образования в СССР и России / Я. У. Астафьев, В. Н. Шубкин // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. - М.: «На Воробьевых» совм. с ИС РАН, 1996. - С. 345-368.

  2. Бабосов, Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 288 с.

  3. Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. – 2003. — №4. – С. 99-106.

  4. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов, В А. Ядов. – 2‑е изд., испр. и доп.– М: Аспект Пресс, 2003. – 485 с.

  5. Камерон, Ким С. Диагностика и изменение организационной культуры / Ким С. Камерон, Роберт Э. Куинн. — СПб.: Питер, 2001 – 310 с.

  6. Маркович, Д. Социология труда: Пер. с сербохорв. / общ. ред. и послеслов. Н. И. Дряхлова и Б. В. Князева. — М.: Прогресс, 1988. — 632 с.

  7. Покровский, Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 2. – С.114-117.

  8. Прикладная социология и менеджмент: хрестоматия / сост. и научн. ред. А. И. Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 512 с.

  9. Рабочая книга социолога. — 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Наука, 1983. — 478 с.

  10. Социология труда: учебник / под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 368 с.

  11. Старостина, Т. В. Вузы на рынке образовательных услуг / Т. В. Старостина //Социологические исследования. – 2003. — №4. – С. 121-126.

  12. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М: Прогресс, 1985. – 471 с.

  13. Шереги, Ф. Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. — М.: Юристъ, 1997. — 304 с.

  14. Штомпка, П. Р. Мертон: динамический функционализм / П. Штомпка // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд‑во МГУ, 1994. – С.78-93.

Темы семестровых работ:

  1. Трудоустройство выпускников ВУЗов по специальности (на примере Волгограда).

  2. Измерение организационной культуры с использованием методики OCAI (на примере предприятия).

  3. Возрастные особенности трудовой мотивации в современной России.

  4. Образование и социальная мобильность.

  5. Меритократическая концепция М. Янга.

Вопросы для повторения:

  1. Что является предметом социологии труда?

  2. Что является предметом изучения социологии образования?

  3. Назовите современные социальные проблемы высшего образования.

  4. Перечислите основные функции социологии управления.

  5. Каково значение теорий «среднего уровня»?