Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 746

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изд-во ЯГПУ, 2003 С.12.

соревнований, объединенных в единый календарь мероприятий; 2) способ совместного бытия, совместного проживания детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества, диалога, который базируется на общих ценностях, позволяет достигать общую цель, например, создание и реализация социально-значимых проектов, инновационных инициатив региона и др.;

  • организация внешнеговзаимодействияшколысучреждениямиобразования, культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ для построения сетевых моделей образования;

  • образовательноепространствокакпространстводетства, пространство начала поиска смысла жизни, определяющее реальное развитие ребенка. Оно может рассматриваться как совокупность разных пространств: социальной среды (включая мир семейных отношений), культурной среды (включая систему образования), информационной среды, природного мира, пространства чувств ребенка20.

При определении содержания образования в ШНОР и ШНСУ, обеспечивающего повышение его качества и доступности, необходимо учитывать образовательные интересы, потребности и дефициты разных целевых групп детей, необходимо вести речь о формировании следующих видовпространств:

  1. Предметная среда для освоения содержания предметов и предметных областей. Предметная среда должна содержать информацию в соответствии с содержанием ФГОС общего образования; предметных концепций; рабочих программ по предметам и предметным областям. При этом важно обеспечить отражение в содержании образования идей системной организации предметов и предметных областей, которые неизбежно приводят к усилению образовательной результативности. Кроме того, предметная среда должна обеспечивать не только доступ к информационным ресурсам, но и к конструированию способов деятельности обучающихся при освоении содержания образования. Такая информационная деятельностная среда должна создаваться на основе системной интеграции инновационных образовательных средств первую очередь, ИКТ и информационных электронных платформ) в традиционную предметную среду. Поиск эффективных способов интеграции традиционной и инновационной сред во многом зависит от деятельности педагогов-предметников, которые способны обратить потенциал предметной информационной образовательной среды на достижение качественно новых образовательных результатов.

  2. Избыточноеобразовательноепространство,в рамках которого ребенок сможет осуществлять выбор содержания образования не только в соответствии с требованиями ФГОС, но и со своими потребностями, интересами и социальными проблемами. Избыточное образовательное пространство должно содержать сведения, важные для образования разных






20 Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие. / под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.

целевых групп детей (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, попавшие в сложные социальные ситуации или живущие в удаленных территориях), обеспечивать содержательное продолжение преемственности освоения предметных областей общего образования (математика, история, русский язык, география и др.) в программах дополнительного или профессионального образования, а также компенсацию содержательных и технологических дефицитов основных образовательных программ.

  1. Информационнымпространством, которое включает в себя информацию, интересную для разных целевых групп детей:

  • рекламную и просветительскую информацию об услугах образовательных организаций и педагогов, готовых работать с разными детьми;

  • календарь мероприятий, в которых могут участвовать дети и их наставники;

  • консультативный сервис, обслуживающийся педагогами и психологами образовательных организаций;

  • площадки для обсуждения проблем, заявленных детьми с разными образовательными потребностями и живущих в разных социальных условиях;

  • ссылки на источники полезной информации (образовательные сайты для одарённых детей, книги для одарённых детей, их родителей и педагогов).

  1. Принимающее,адаптивноепространство. Такое пространство должно строится как социально-педагогическая система, с учетом, с одной стороны, максимальной адаптации школьной жизни к личности обучающегося, с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями, и с другой гибко реагировать на собственные социокультурные изменения21. При создании такого пространства необходимо в содержание образовательных программ вносить информацию, связанную с особенностями освоения детьми социокультурного пространства, например:


  • об освоении и реализации политических,правовых,психолого-педагогических,экономическихидругихсоциально-защитныхмер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства;

- о способах организации здорового образа жизни и оздоровления детей, улучшения физического, психологического, физиологического состояния здоровья;

  • о способах освоении условий среды, приобретения опыта практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности, решения возникающих социальных проблем в процессе социального взаимодействия;





21 Третьяков П.И.,Митин С.Н.,Бояринцева Н.Н .Адаптивное управление педагогическими системами.-М.,2003.С. 9

  • о способахобщенияв свободное время, участия в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса и др.22.

  1. Неформальноеобразовательноепространство.Границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования. Традиционное формальное образование не отвечает потребностям современных детей, которым нужны актуальные знания для своевременного применения в жизни, будущей профессии. Стремление системы образования реагировать на индивидуальные потребности и социальный заказ требует развития разных потенциалов образования не только в государственном, но и негосударственном секторе, а также в межведомственном и общественном пространстве, медиа- и интернет- образовательных пространствах.


Развитие характеристик неформального образовательного пространства предполагает:

  • расширение возможностей использования образовательного потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров);

  • поддержку общественных медийных проектов, охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков, использующих в качестве инструментов сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;

  • развитие программ отрытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;

  • поддержку развития сектора программ «учения с увлечением» (таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки);

  • нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма, музейной педагогики, театральной педагогики, инклюзивного образования и др.;

  • реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом)23.

Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает несколько сценариев построения неформального образовательного пространства:





22 Золотарева, А. В. Управление
образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.

23 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 04.09.14г, 1726-р

  • со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию;

  • со стороны личностного заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных запросов, потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей)24.

  1. Полисферное пространство- как совокупность взаимопроникающих и взаимодействующих сфер (сферы социальной политики государства и общества; сферы организации свободного времени; сферы жизнедеятельности; сферы социального воспитания; сферы социальной защиты детства; сферы непрерывного образования; сферы инноваций в образовании; сферы культуры, спорта и досуга) 25. В рамках полисферного образовательного пространства должна быть доступна информация об общечеловеческих ценностях и общепринятых гуманистических ценностных ориентациях; о динамике изменений реальной социально-политической и социально-экономической ситуации в обществе; о динамично изменяющейся ситуации на рынке труда; о согласования интересов и стремлений каждого человека, удовлетворении его реальных потребностей, достижения наибольшей результативности в процессе адаптации и социализации, самоопределения и самореализации.