ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 746
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
Изд-во ЯГПУ, 2003 – С.12.
соревнований, объединенных в единый календарь мероприятий; 2) способ совместного бытия, совместного проживания детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества, диалога, который базируется на общих ценностях, позволяет достигать общую цель, например, создание и реализация социально-значимых проектов, инновационных инициатив региона и др.;
При определении содержания образования в ШНОР и ШНСУ, обеспечивающего повышение его качества и доступности, необходимо учитывать образовательные интересы, потребности и дефициты разных целевых групп детей, необходимо вести речь о формировании следующих видовпространств:
20 Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие. / под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.
целевых групп детей (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, попавшие в сложные социальные ситуации или живущие в удаленных территориях), обеспечивать содержательное продолжение преемственности освоения предметных областей общего образования (математика, история, русский язык, география и др.) в программах дополнительного или профессионального образования, а также компенсацию содержательных и технологических дефицитов основных образовательных программ.
- о способах организации здорового образа жизни и оздоровления детей, улучшения физического, психологического, физиологического состояния здоровья;
21 Третьяков П.И.,Митин С.Н.,Бояринцева Н.Н .Адаптивное управление педагогическими системами.-М.,2003.С. 9
Развитие характеристик неформального образовательного пространства предполагает:
Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает несколько сценариев построения неформального образовательного пространства:
22 Золотарева, А. В. Управление
образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.
23 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 04.09.14г, № 1726-р
соревнований, объединенных в единый календарь мероприятий; 2) способ совместного бытия, совместного проживания детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества, диалога, который базируется на общих ценностях, позволяет достигать общую цель, например, создание и реализация социально-значимых проектов, инновационных инициатив региона и др.;
-
организация внешнеговзаимодействияшколысучреждениямиобразования, культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ для построения сетевых моделей образования; -
образовательноепространство–какпространстводетства, пространство начала поиска смысла жизни, определяющее реальное развитие ребенка. Оно может рассматриваться как совокупность разных пространств: социальной среды (включая мир семейных отношений), культурной среды (включая систему образования), информационной среды, природного мира, пространства чувств ребенка20.
При определении содержания образования в ШНОР и ШНСУ, обеспечивающего повышение его качества и доступности, необходимо учитывать образовательные интересы, потребности и дефициты разных целевых групп детей, необходимо вести речь о формировании следующих видовпространств:
-
Предметная среда для освоения содержания предметов и предметных областей. Предметная среда должна содержать информацию в соответствии с содержанием ФГОС общего образования; предметных концепций; рабочих программ по предметам и предметным областям. При этом важно обеспечить отражение в содержании образования идей системной организации предметов и предметных областей, которые неизбежно приводят к усилению образовательной результативности. Кроме того, предметная среда должна обеспечивать не только доступ к информационным ресурсам, но и к конструированию способов деятельности обучающихся при освоении содержания образования. Такая информационная деятельностная среда должна создаваться на основе системной интеграции инновационных образовательных средств (в первую очередь, ИКТ и информационных электронных платформ) в традиционную предметную среду. Поиск эффективных способов интеграции традиционной и инновационной сред во многом зависит от деятельности педагогов-предметников, которые способны обратить потенциал предметной информационной образовательной среды на достижение качественно новых образовательных результатов. -
Избыточноеобразовательноепространство,в рамках которого ребенок сможет осуществлять выбор содержания образования не только в соответствии с требованиями ФГОС, но и со своими потребностями, интересами и социальными проблемами. Избыточное образовательное пространство должно содержать сведения, важные для образования разных
20 Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие. / под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.
целевых групп детей (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, попавшие в сложные социальные ситуации или живущие в удаленных территориях), обеспечивать содержательное продолжение преемственности освоения предметных областей общего образования (математика, история, русский язык, география и др.) в программах дополнительного или профессионального образования, а также компенсацию содержательных и технологических дефицитов основных образовательных программ.
-
Информационнымпространством, которое включает в себя информацию, интересную для разных целевых групп детей:
-
рекламную и просветительскую информацию об услугах образовательных организаций и педагогов, готовых работать с разными детьми; -
календарь мероприятий, в которых могут участвовать дети и их наставники; -
консультативный сервис, обслуживающийся педагогами и психологами образовательных организаций; -
площадки для обсуждения проблем, заявленных детьми с разными образовательными потребностями и живущих в разных социальных условиях; -
ссылки на источники полезной информации (образовательные сайты для одарённых детей, книги для одарённых детей, их родителей и педагогов).
-
Принимающее,адаптивноепространство. Такое пространство должно строится как социально-педагогическая система, с учетом, с одной стороны, максимальной адаптации школьной жизни к личности обучающегося, с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями, и с другой – гибко реагировать на собственные социокультурные изменения21. При создании такого пространства необходимо в содержание образовательных программ вносить информацию, связанную с особенностями освоения детьми социокультурного пространства, например:
-
об освоении и реализации политических,правовых,психолого-педагогических,экономическихидругихсоциально-защитныхмер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства;
- о способах организации здорового образа жизни и оздоровления детей, улучшения физического, психологического, физиологического состояния здоровья;
-
о способах освоении условий среды, приобретения опыта практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности, решения возникающих социальных проблем в процессе социального взаимодействия;
21 Третьяков П.И.,Митин С.Н.,Бояринцева Н.Н .Адаптивное управление педагогическими системами.-М.,2003.С. 9
-
о способахобщенияв свободное время, участия в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса и др.22.
-
Неформальноеобразовательноепространство.Границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования. Традиционное формальное образование не отвечает потребностям современных детей, которым нужны актуальные знания для своевременного применения в жизни, будущей профессии. Стремление системы образования реагировать на индивидуальные потребности и социальный заказ требует развития разных потенциалов образования не только в государственном, но и негосударственном секторе, а также в межведомственном и общественном пространстве, медиа- и интернет- образовательных пространствах.
Развитие характеристик неформального образовательного пространства предполагает:
-
расширение возможностей использования образовательного потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров); -
поддержку общественных медийных проектов, охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков, использующих в качестве инструментов сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции; -
развитие программ отрытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; -
поддержку развития сектора программ «учения с увлечением» (таких как эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки); -
нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма, музейной педагогики, театральной педагогики, инклюзивного образования и др.; -
реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом)23.
Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает несколько сценариев построения неформального образовательного пространства:
22 Золотарева, А. В. Управление
образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.
23 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 04.09.14г, № 1726-р
-
со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию; -
со стороны личностного заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных запросов, потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей)24.
-
Полисферное пространство- как совокупность взаимопроникающих и взаимодействующих сфер (сферы социальной политики государства и общества; сферы организации свободного времени; сферы жизнедеятельности; сферы социального воспитания; сферы социальной защиты детства; сферы непрерывного образования; сферы инноваций в образовании; сферы культуры, спорта и досуга) 25. В рамках полисферного образовательного пространства должна быть доступна информация об общечеловеческих ценностях и общепринятых гуманистических ценностных ориентациях; о динамике изменений реальной социально-политической и социально-экономической ситуации в обществе; о динамично изменяющейся ситуации на рынке труда; о согласования интересов и стремлений каждого человека, удовлетворении его реальных потребностей, достижения наибольшей результативности в процессе адаптации и социализации, самоопределения и самореализации.