Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поддержки детей с ОВЗ, разработка системы отслеживания результатов работы с данной категорией детей и др.;

психологическойслужбе психологическое сопровождение программ социальной поддержки детей с ОВЗ, повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми-инвалидами, проведение консультаций для родителей детей-инвалидов и др.;

хозяйственнойслужбе поиск и закупка специальной мебели для занятий с детьми-инвалидами, приобретение специального диагностического оборудования, оформление помещений и др.; экономическойслужбе поиск спонсоров и партнеров по работе с детьми с ОВЗ, организация конкурса грантов по работе с данной категорией детей, разработка платных услуг для детей-инвалидов и др.

2) Целеваягруппадетей,находящихсявсложныхсоциальныхусловиях (мигранты, сироты, девианты, малообеспеченные дети) испытывают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, часто являются изгоями, помыкаемыми, отчужденными, что является следствием:

  • дефектов семейного воспитания (недостаточное психолого- педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

  • столкновения с ситуациями, травмирующими психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

  • педагогических ошибок (конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

  • попадания в систему учета в ПФН, КДН.

К особенностям образовательных
потребностей детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях можно отнести:

  • потребность в социализации: ограничение адаптации и мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них, ограниченность общения с природой и культурными ценностями и т.п., мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; необходимо научить ребенка подчиняться правилам школьной дисциплины;

  • потребностьвобщемфизическомипсихическомразвитиидетей, воспитывающихся без попечения родителей, или растущих в неполных или неблагополучных семьях: несправедливость, жестокость, моральное и физическое насилие порождают тревожность, агрессивность и хронический стресс; недостаток здорового отдыха, подвижности, приводит к снижению мышечной массы, проблемам опорно-двигательного аппарата, отставанию в физическом развитии и созревании; формируется склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению злоупотребление психоактивными веществами (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.);

  • потребность в интеллектуальном развитии и формировании личныхкачествдетей:дети этой группы имеют бедную эмоциональную сферу и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения, и как результат, пробелы в знаниях, трудности в усвоении учебного материала, во взаимоотношениях с окружающими людьми, формирование иждивенчества, привычки жить по указке других, а также грубые нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство);


-потребностьворганизациивзаимодействияшкольникасосверстниками,родителями,педагогами:их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений – драки, воровство, мошенничество и др. – всё это затрудняет общение детей с окружающими;

  • потребностьсоциальногоипрофессиональногосамоопределениядетей:в силу сложности жизненной ситуации школьников и в связи с отсутствием адекватной оценки социальных связей и отношений, они имеют крайне ограниченные представления о профессиях, не готовы к выбору сферы своей будущей профессиональной деятельности, следовательно, им необходима помощь в этом;

  • потребностьврешенииполикультурныхпроблем(особенно это касается детей-мигрантов): слабое знание русского языка, неспособность конструктивно вступить в контакт с окружающими, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме и группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – все это порождает неадекватные защитные реакции школьников мигрантов и способствует снижению школьной

успешности; здесь необходима педагогическая поддержка для интеграции ребенка в новую культуру47.

Решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, может быть обеспечено при использовании следующих педагогическихсредств:

  • образовательно-воспитательныхсредств(обеспечивают целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений);

  • диагностическихсредств(ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы);

  • организационныхсредств(организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие ребенка с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ);

  • прогностическихсредств(разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач);

  • профилактических и социально-терапевтических средств (участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь трудным детям в период социального и профессионального самоопределения);

  • организационно-коммуникативныхсредств(педагог способствует включению добровольных помощников, населения в социально- педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами);

  • охранно-защитных средств (использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на ребенка);







47 Лебедева Н.Г., Лекомцева Е.Н., Мухамедьярова Н.А. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей, находящихся в сложных социальных условиях: Методические рекомендации. / Под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2018. 119 с.

  • методовпосредническойдеятельности(осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка)48;

  • метода социальных проб создание ситуации альтернативы вовлечения детей в негативные явления, обучение их делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно, обучение детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;

    • методовздоровьесбережения,направленных на формирование отрицательного отношений детей к негативным социальным явлениям: наркомании, алкоголизму, токсикомании, табакокурению, компьютерной и игровой зависимости; развитие потребности вести здоровый образ жизни, развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей, оказание помощи в противостоянии провоцирующим факторам различных правонарушений и преступлений;

    • методов создания ситуации успехадля индивидуального развития каждого ребенка: стимулирование разных достижений; вовлечение в проектную деятельность;

В программу перехода школы в эффективный режим работы можно
включить следующие меры, направленные на повышения образовательной результативности детей, находящихся в сложных социальных условиях:

  • создание банка данных детей, находящихся в сложных социальныхусловияхдля отслеживания индивидуального развития каждого трудного ребенка; выстраивания индивидуального сопровождения обучающегося, находящегося в сложных социальных условиях;

  • создание системы профилактических мер: разных форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью; создание школьного Совета профилактики, психолого- педагогического консилиума, консультационного центра; проведение Дней здоровья, конкурсов творческих работ (рисунков, плакатов, сочинений); проведение акций «Я выбираю жизнь», «Закон обо мне и мне о законе»; организация телефонов доверия для подростков, почты доверия; проведение тренинигов уверенного поведения, школьных агитбригад «Сделай правильный выбор», спортивных праздников «Мой выбор здоровое будущее» и др.;

- создание системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях (гуманных отношений к Родине, семье, миру, людям, знаниям; воспитание коллективизма, трудолюбия; приобщение к культуре и искусству, формирование эстетического вкуса, развитие художественно-творческих способностей и т.д.), в т.ч. программ гражданско-





48 Лебедева Н.Г., Лекомцева Е.Н., Мухамедьярова Н.А. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей, находящихся в сложных социальных условиях: Методические