Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 738

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рекомендации. / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2018. 119 с.

патриотического воспитания, формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • созданиесистемышкольногодополнительногообразованиядля реализации творческих способностей каждого ребенка, начиная от уровня формирования интереса ребенка к какому-либо виду деятельности и кончая уровнем профессионально-ориентированной и научно-исследовательской деятельности;

  • реализациякомплексаспортивныхмероприятий: массовое вовлечение подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом; создание сети общедоступных молодежных спортивных клубов; организация в школе спортивных секций, кружков, туристических подходов;

  • организация уличных форм воспитательной, социально- педагогической работы по месту жительства: создание трудовых отрядовдляподростковизсемей,спортивныхклубовпоместужительства,формированиеотрядовмилосердиядляоказанияпомощибеженцамидр.;

  • организация отдыха и оздоровления детей: специализированных,профильныхоздоровительныхлагерейисмендлядетейиподростков,находящихсяв сложнойсоциальной ситуации;

- расширение круга общения детей и заключение договоров о сетевомвзаимодействии по проведению мероприятий совместно с общественными и
волонтерскими организациями, учреждениями социальной сферы, городскими клубами и образовательными учреждениями, медицинскими учреждениями, центрами психологической помощи, предприятиями и др.;

  • созданиесистемыпсихолого-педагогическойподдержкисемьии повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения: организация совместного досуга, праздников, акций, выставок, конкурсов, посиделок, игр социальных проектов, коллективно-творческих дел и т.д., а также реализация методов повышения экономической грамотности детей и родителей: беседы, кейсы, игры, мастер-классы, собрания, просветительские программы, методички, памятки и др.49

  • внедрение технологии «социальных лифтов» в системе образования и при трудоустройстве для выпускников школы, оказавшихся в сложной социальной ситуации, в первую очередь, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений.

3). Целевая группа детей, обучающихся в сельской местности. Данную группу можно отнести к обучающимся в сложных социальных контекстах, т.к.





49 Концепция и модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ: Монография / Под ред. А.В. Золотаревой, Л.В. Байбородовой, Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2018. 483 с.

условия проживания и образования

сельских школьников достаточно ограничены:

  • районный центр, где кроме одной или нескольких школ имеются культурные и спортивные организации, учреждения дополнительного образования, средние профессиональные организации, действуют предприятия (или нет); условия деятельности, финансирования, организации образовательного процесса в районной школе близки к городским;

  • поселок,где имеется, как правило, одна средняя школа, иногда действует спортивно-оздоровительный или культурный центр;

  • поселение, село, удаленное от районных и культурных центров, где есть малочисленная школа и, как правило, отсутствуют учреждения культуры, дополнительного образования;

  • деревни, поселения, где отсутствуют школы и другие образовательные организации, проживает небольшое количество детей, которых подвозят для обучения в ближайшую школу;

  • дети живут в интернате, так как школа находится на большом расстоянии от места проживания семьи;

  • ребенок обучается на дому (домашнее образование), если родители способны обеспечить образование, в случае болезни ребенка, его неспособности посещать школу и др.50

Естественно, что столь различные условия проживания и образования на селе, экономические возможности семей существенным образом влияют на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей, которые фактически можно отнести ко всем целевым группам, описанным ранее. В сельских школах обучаются, и одаренные дети, и дети с ОВЗ, и дети группы риска и самые обычные дети, следовательно сельские дети имеют те же потребности, что и все школьники в России.

Тем ни менее,
можно назвать некоторые особенности организации образовательной деятельности детей, проживающих в удаленных сельских территориях, которые следует учитывать при разработке программы перевода школ в эффективный режим работы:

  • тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей;

  • систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда (практическая направленность обучения и воспитания, благоприятные условия для реализации деятельностного подхода, организации проектной деятельности);

  • непосредственная близость детей к живой природе, возможность тесного активного взаимодействия с окружающим миром, положительно влияющих на организацию жизнедеятельности ребенка и развитие его личности;





50 Концепция и модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ: Монография / Под ред. А.В. Золотаревой, Л.В. Байбородовой, Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2018. 483 с

  • сохранившееся влияние местных культурных и исторических традиций на образовательный процесс, воспитание детей;

  • значительные возможности для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования детей, что позволяет разнообразить методы, формы, технологии организации деятельности учащихся, снять излишнюю заорганизованность и напряженность в жизни ребенка8 ;

  • малочисленностьпо составу ученического и педагогического коллективов, которая имеет как положительные, так и негативные стороны51