Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 744

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К положительным стороны малочисленности (малокомпдектности) сельских школ можно отнести:


  • реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьей дает информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана;

  • интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;

  • реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий;

  • благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов, детей, родителей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста;

  • знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, поэтому в школе формируется атмосфера многодетной семьи;

  • благоприятные условия для развития самоуправления в коллективе, т. к. есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем, принятия решений и также оперативно отследить их реализацию, доступность каждому ребенку, старшему и младшему, родителям принять участие в обсуждении проблем ребенка, коллектива;

  • возможность гибко выстраивать образовательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности коллектива, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.


В то же время в малочисленных школах возникают различные проблемы,

прежде всего, организационно-педагогического характера:

  • излишняя опекаемость детей педагогами, постоянный контроль за образовательной деятельностью и поведением школьников препятствуют развитию у них самостоятельности и ответственности;






51 Байбородова Л.В. Организация учебного процесса в сельской школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2013. 247 с.

  • ограниченный круг общения детей, однообразие социальных контактов препятствуют развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации, снижают мотивацию учения;

  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление педагогов на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно проконтролируют, повышают тревожность ребенка;

  • ограниченные возможности для выбора предметов, программ дополнительного образования, занятий, педагогов, видов контактов и деятельности, способов общения препятствуют удовлетворению образовательных потребностей, самореализации ребенка;

  • однообразие обстановки, способов взаимодействия участников образовательного процесса быстрее утомляют ребенка, ограничивают возможности его развития;

- часто учитель ведет несколько предметов, не имея при этом базового образования по некоторым из них, является организатором какого-либо направления внеурочной деятельности, руководителем программы дополнительного

образования или детского объединения и др., что, безусловно, создает большую перегрузку для педагогов;

- педагоги проводят занятия, где обучаются несколько учеников, что вызывает затруднения в выборе и использовании современных, интерактивных форм организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности, дополнительного образования детей и др.52

В программу перехода школы в эффективный режим работы можно включить следующие меры, направленные на повышения образовательной результативности детей, обучающихся в сельских школах:

  • информационныемеры: проведение разъяснительной работы среди населения, детей и их родителей о важности повышения образовательной результативности, перехода школы в эффективный режим развития (презентации достижений детей, педагогов, семей, мастер-классы, консультации, конференции, обмен опытом); обеспечение доступности информирования детей и их родителей (на сайте школы, в социальных сетях. В СМИ и др.); мониторинг образовательных результатов школы, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления;

  • мерыорганизациивзаимодействияшколысдругимиорганизациямиобразования, культуры, спорта, частными, общественными организациями; заключение соглашений о совместной деятельности школы с другими организациями, общественными, производственными и государственными структурами села по обеспечению повышения качества образования;.

  • мерысоциальногохарактера:выявление и использование ресурсов социума для организации образования сельских детей; выявление местных специалистов, способных участвовать в разработке и реализации






52 Байбородова Л.В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей, проживающих в сельской местности: Методические рекомендации. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2018. – 212 с.

образовательных программ общего, дополнительного и профессионального образования; интеграция ресурсов общего и дополнительного образования, создание социокультурных комплексов для повышения качества образования; создание общественного (родительского) совета в школе по повышению качества образования; создание оптимальной транспортной инфраструктуры школы;

  • экономическиемеры: обеспечение получения бесплатного дополнительного образования детьми по месту жительства, особенно малоимущих семей; содействие финансовой поддержки школы и ДОД на селе со стороны органов власти; привлечение спонсоров; использование ресурсов социальных партнеров; разработка дистанционных программ общего и дополнительного образования; поиск и разработка форм и видов деятельности («бренды села» - традиционные забавы, спортивные праздники, соревнования, культурно-массовые мероприятия и другие), которые могут заинтересовать, привлечь к участию в образовательной деятельности не только жителей своего села, но и других населенных пунктов; закупка и использование современного материально-технического обеспечения образовательных программ; участие школы в конкурсах и грантах, позволяющих улучшить ресурсную базу; подготовка заявок и инициатив на государственную поддержку, государственно-частное и социальное партнерство в создании и реализации сетевых образовательных программ (школа + сельхозпредприятие, школа + лесничество, школа + пожарная дружина), используемых, в том числе, для профессиональных и социальных проб.

  • мерыпосозданиюиндивидуально-личностныхусловийобучения: диагностика интересов, возможностей, профессиональных планов сельских детей; разработка программ ДОД с учетом диагностики интересов, дефицитов, склонностей, профессиональных планов и т.д.; учет личностных особенностей сельских школьников, их дефицитов для успешного личностного и профессионального самоопределения, проблем и трудностей социализации; увеличение видов и направлений деятельности, в том числе технической, исследовательской и гуманитарной (языковой) направленности для детей и взрослых; целенаправленная работа по развитию мотивации и заинтересованности детей и их родителей в реализации образовательных программ, формирование у субъектов осознанной потребности в повышение собственной образовательной результативности;

  • меры по созданию педагогических условий в сельской школе: создание условий для профессионального развития учителей, узких специалистов, педагогов дополнительного образования детей, стимулирование их профессионального роста с учетом особенностей сельских образовательных организаций и социума; разработка и использование разноуровневых программ дополнительного образования, позволяющих организовать образование в разновозрастной группе; учет при отборе, разработке программ и их реализации местных культурных, национальных, исторических особенностей, возможностей и перспектив развития социума; использование педагогами субъектно-ориентированных технологий, интегрирующих ресурсы


общего и дополнительного образования, образовательных и общественных организаций, структур социума; привлечение к реализации программ родителей, местных специалистов и умельцев; разработка и реализация программ по взаимодействию школы с родителями, семьей, стимулирование совместной деятельности детей и родителей.

      1. Меры по управлению педагогическим коллективом школы для обеспечения перехода школы в эффективный режим работы

Основным субъектом, обеспечивающим деятельность школы, является педагогический коллектив, который в процессе совместной деятельности получает коллективный результат – образование школьников необходимого уровня. При этом, особую актуальность приобретает работа по созданию школьной среды, в которой «учителя работают сообща над созданием лучшей педагогической практики, поощряют учителей расти профессионально, продвигаться по карьерной лестнице»53

На образовательные результаты школьников - предметные, метапредметные, личностные оказывают влияние разные педагоги предметники, узкие специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), классные руководители, педагоги дополнительного образования. Поэтому для повышения эффективности образовательных результатов все более очевидным становится необходимость организации совместной командной работы, формированиепедагогическихиуправленческихкоманд. При этом многое зависит от качества управления педагогическим коллективом, который должен быть готов, мотивирован, организован на решение проблем