ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 731
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
которые ему трудно преодолеть самостоятельно. В школьном возрасте эти условия основное негативное влияние оказывают на проблемы школьной успешности, достижение необходимой образовательной результативности обучающихся.
«Наиболее неблагополучные» школы сочетают проблемы результатов ЕГЭ и проблемы успеваемости: количество двоек у них больше, а средний балл ниже, чем в группе «с проблемами по ЕГЭ». Доля учащихся, успевающих на
«4» и «5», здесь ниже, таким образом, проблема низких учебных результатов является для этих школ системной. В этих школах заметно слабее уровень кадрового состава: ниже процент учителей с высшим образованием и высшей категории, намного меньше педагогов-психологов и коррекционных педагогов. Критерий специальной подготовки обучающихся указывает на низкий уровень осуществления предпрофильной и профильной подготовки: доля обучающихся по профильным программам в 10–11-х классах и доля обучающихся по предпрофильным программам в 8–9-х классах значимо ниже в группе школ с проблемами по ЕГЭ. Социальный паспорт таких школ отражает более высокие значения показателей «доля обучающихся, для которых русский язык не является родным», «доля семей, где один или оба родителя являются безработными» и более низкие значения показателя «наличие высшего образования у обоих родителей» и др.
Для подавляющего большинства учеников всех образовательных учреждений данной группы именно школа является основным источником и единственным местом получения образования, поэтому важно, чтобы время их пребывания в школе было максимально наполнено. Но
дополнительные образовательные услуги, которые школа предлагает учащимся после уроков, в большинстве случаев ограничены спортивными секциями и художественными
14 Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М.А. Пинска. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 191 с.
15 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
кружками (число которых, как правило, не превышает двух–трех). Причем это касается всех исследованных школ, а не только наиболее отдаленных, которые находятся в сложном положении. Регулярных занятий с наиболее заинтересованными учениками, предметных факультативов в школах нет, как нет и постоянно действующих дополнительных занятий-консультаций для слабых учеников. В группе средняя общеобразовательная школа (СОШ) нет профилизации на старшей ступени. Во всех школах отсутствуют или минимально обеспечены элективные курсы, что, в свою очередь, понижает шансы выпускников на высокие учебные результаты. Причина заключается в ограниченных кадровых и финансовых ресурсах школы и низкой наполняемости классов, не позволяющей сформировать профильные группы.
Ряд отечественных и зарубежных исследований делают вывод о том, что снижение учебных достижений школ представляется результатом того, что, работая в сложных социальных контекстах, они сталкиваются с наиболее проблемным контингентом учащихся, не имея необходимого для
этого потенциала: кадровых ресурсов, образовательных и управленческих стратегий.
Сегодня вопрос эффективности образования особенно актуален в сельской местности. Сельские школы составляют в целом по стране около 70 %, из них более половины — это малочисленные, т.е. те, где в классе в среднем обучаются менее 10 учеников. Сельская школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.
В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность большинства сельских школ от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно важным, а влияние друг на друга более существенным. Школы на селе очень разные, что обусловлено условиями социального окружения, удаленностью от районных и городских центров, материальной базой, численностью учащихся.
Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а, следовательно, отражаются на содержании и организации образования школьников16.
16 Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 312 с.
Интеграция в образовании на селе является едва ли не единственным способом повышения его эффективности; в то же время она осложнена теми специфическими чертами, которые свойственны сельской местности и образовательным учреждениям в ней. Школа становится образовательным центром, компенсирующим отсутствие других образовательных учреждений (домов детского творчества), учреждений культуры (домов культуры, клубов), поэтому преобладают интеграционные процессы, происходящие внутри учреждения: интеграция учебной и внеучебной деятельности. В сельской школе педагог чаще всего выступает и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя, и в роли руководителя детского объединения. Он – главный, а зачастую и единственный организатор интеграционных процессов в учреждении. В связи с этим интеграция учебной и внеучебной деятельности в школе не только необходимое, но и естественно протекающее явление.
Итоги рейтингования школ, анализ дополнительной контекстной информации показали, что примерно 25-30% школ любого региона нуждаются в разносторонней поддержке и систематической помощи в решении проблем повышения качества образования и перевода школ в эффективный режим работы. Например, среди
334 школ Ярославской области, участвующих в идентификации, выделились группы ШНОР и ШНСУ из 85 школ.
Вместе с тем, анализ опыта региональных систем образования показал, что есть школы, которые, в полной мере испытывая сложности в обучении, при наличии сложного контингента учащихся из неблагополучных, неполных и малообеспеченных семей с низким уровнем образования, не обладая значительным числом педагогов высшей категории, но успешно справляются со своими образовательными задачами. Некоторые из них занимают достаточно высокие позиции в рейтинге по результатам ЕГЭ своего региона, успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах, активно занимаются проектной деятельностью – причем при практически отсутствии поддержки (финансовой, методической, организационной). Эти школы умеют находить решения множества проблем, большинство из них используют возможности проектной деятельности и учебных исследований. В ряде школ проектнаяиисследовательская работы проводятся на очень высоком уровне, школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях, школы устанавливают партнерскиеотношениясвузамии исследовательскими институтами в столицах своих регионов, в территориально близких крупных центрах. Педагоги получают чрезвычайно важную для них поддержку академического сообщества, экспертов высокого уровня. Подобная работа становится обязательным элементом образовательного процесса школ, вне зависимости от региона, расположения в городе или в селе и даже от числа
«Наиболее неблагополучные» школы сочетают проблемы результатов ЕГЭ и проблемы успеваемости: количество двоек у них больше, а средний балл ниже, чем в группе «с проблемами по ЕГЭ». Доля учащихся, успевающих на
«4» и «5», здесь ниже, таким образом, проблема низких учебных результатов является для этих школ системной. В этих школах заметно слабее уровень кадрового состава: ниже процент учителей с высшим образованием и высшей категории, намного меньше педагогов-психологов и коррекционных педагогов. Критерий специальной подготовки обучающихся указывает на низкий уровень осуществления предпрофильной и профильной подготовки: доля обучающихся по профильным программам в 10–11-х классах и доля обучающихся по предпрофильным программам в 8–9-х классах значимо ниже в группе школ с проблемами по ЕГЭ. Социальный паспорт таких школ отражает более высокие значения показателей «доля обучающихся, для которых русский язык не является родным», «доля семей, где один или оба родителя являются безработными» и более низкие значения показателя «наличие высшего образования у обоих родителей» и др.
Для подавляющего большинства учеников всех образовательных учреждений данной группы именно школа является основным источником и единственным местом получения образования, поэтому важно, чтобы время их пребывания в школе было максимально наполнено. Но
дополнительные образовательные услуги, которые школа предлагает учащимся после уроков, в большинстве случаев ограничены спортивными секциями и художественными
14 Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М.А. Пинска. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 191 с.
15 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
кружками (число которых, как правило, не превышает двух–трех). Причем это касается всех исследованных школ, а не только наиболее отдаленных, которые находятся в сложном положении. Регулярных занятий с наиболее заинтересованными учениками, предметных факультативов в школах нет, как нет и постоянно действующих дополнительных занятий-консультаций для слабых учеников. В группе средняя общеобразовательная школа (СОШ) нет профилизации на старшей ступени. Во всех школах отсутствуют или минимально обеспечены элективные курсы, что, в свою очередь, понижает шансы выпускников на высокие учебные результаты. Причина заключается в ограниченных кадровых и финансовых ресурсах школы и низкой наполняемости классов, не позволяющей сформировать профильные группы.
Ряд отечественных и зарубежных исследований делают вывод о том, что снижение учебных достижений школ представляется результатом того, что, работая в сложных социальных контекстах, они сталкиваются с наиболее проблемным контингентом учащихся, не имея необходимого для
этого потенциала: кадровых ресурсов, образовательных и управленческих стратегий.
Сегодня вопрос эффективности образования особенно актуален в сельской местности. Сельские школы составляют в целом по стране около 70 %, из них более половины — это малочисленные, т.е. те, где в классе в среднем обучаются менее 10 учеников. Сельская школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.
В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность большинства сельских школ от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно важным, а влияние друг на друга более существенным. Школы на селе очень разные, что обусловлено условиями социального окружения, удаленностью от районных и городских центров, материальной базой, численностью учащихся.
Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а, следовательно, отражаются на содержании и организации образования школьников16.
16 Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 312 с.
Интеграция в образовании на селе является едва ли не единственным способом повышения его эффективности; в то же время она осложнена теми специфическими чертами, которые свойственны сельской местности и образовательным учреждениям в ней. Школа становится образовательным центром, компенсирующим отсутствие других образовательных учреждений (домов детского творчества), учреждений культуры (домов культуры, клубов), поэтому преобладают интеграционные процессы, происходящие внутри учреждения: интеграция учебной и внеучебной деятельности. В сельской школе педагог чаще всего выступает и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя, и в роли руководителя детского объединения. Он – главный, а зачастую и единственный организатор интеграционных процессов в учреждении. В связи с этим интеграция учебной и внеучебной деятельности в школе не только необходимое, но и естественно протекающее явление.
Итоги рейтингования школ, анализ дополнительной контекстной информации показали, что примерно 25-30% школ любого региона нуждаются в разносторонней поддержке и систематической помощи в решении проблем повышения качества образования и перевода школ в эффективный режим работы. Например, среди
334 школ Ярославской области, участвующих в идентификации, выделились группы ШНОР и ШНСУ из 85 школ.
Вместе с тем, анализ опыта региональных систем образования показал, что есть школы, которые, в полной мере испытывая сложности в обучении, при наличии сложного контингента учащихся из неблагополучных, неполных и малообеспеченных семей с низким уровнем образования, не обладая значительным числом педагогов высшей категории, но успешно справляются со своими образовательными задачами. Некоторые из них занимают достаточно высокие позиции в рейтинге по результатам ЕГЭ своего региона, успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах, активно занимаются проектной деятельностью – причем при практически отсутствии поддержки (финансовой, методической, организационной). Эти школы умеют находить решения множества проблем, большинство из них используют возможности проектной деятельности и учебных исследований. В ряде школ проектнаяиисследовательская работы проводятся на очень высоком уровне, школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях, школы устанавливают партнерскиеотношениясвузамии исследовательскими институтами в столицах своих регионов, в территориально близких крупных центрах. Педагоги получают чрезвычайно важную для них поддержку академического сообщества, экспертов высокого уровня. Подобная работа становится обязательным элементом образовательного процесса школ, вне зависимости от региона, расположения в городе или в селе и даже от числа