Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 748

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учеников.

Наряду с проектной деятельностью серьезное внимание школы уделяют участию обучающихся в олимпиадах, причем не отдельных «проверенных» учеников, а значительной части учащихся всех возрастов. Кроме того, школы очень тщательно выстраивают линию поддержки своих учеников: дифференцированно для разных групп учащихся и индивидуально для тех,

кому это необходимо. Как правило, во внеурочное время школьники получают возможность готовиться к сдаче ЕГЭ (что особенно важно, поскольку родители не могут обеспечить им такую подготовку), занимаются дополнительно с педагогом по предметам, наиболее сложным для них, либо посещают занятия для наиболее заинтересованных и способных учеников и выполняют задания повышенной сложности, решают олимпиадные задачи. Эти занятия так же, как и художественные и спортивные кружки, доступнышкольникамвсехступенейиклассов. Часто школы, не располагая собственными материальными и кадровыми ресурсами для таких услуг и понимая, что семьи не в состоянии их оплачивать, действуют в партнерстве с местными домами творчества, библиотеками, ближайшими спортивными и музыкальными школами.

Поддерживая учебную мотивацию и создавая почву для развития индивидуальных возможностей учеников, школы тщательно выстраивают мониторингихучебныхдостижений, часто вводя дополнительные промежуточные экзамены и зачеты при переходе на новую ступень; разрабатывают индивидуальныеучебныепланыдля наиболее проблемных учеников, приглашая родителей для их обсуждения. Нормой для таких школ
являются открытыеученическиеконференцииизащитыпроектов, на которые обязательно приглашаются семьи школьников. Тесное взаимодействие, сотрудничество с родителями, а также открытость по отношению к другим образовательным учреждениям, своему окружению — одно из жизненных правил этих школ. Причем открытость является естественной для всего школьного сообщества и детей, и педагогов. Педагоги охотно проводят открытые уроки, мастер-классы, семинары для учителей других образовательных учреждений, участвуют в региональных и федеральных конкурсах учителей, вывозят учеников на межшкольные мероприятия, т.е. живут «с открытыми дверями», постоянно получая импульс к развитию17.

Таким образом, анализ практики деятельности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях показывает, что перевод их функционирования и развития в эффективный режим работы возможен и обеспечивается:

  • разработкой и реализацией комплекса критериев, показателей и инструментов оценки достижения результатов повышения эффективности работы (функционирования и развития) образовательной организации;

  • разработкой и реализацией комплекса мер по достижению результатов повышения эффективности работы (функционирования и развития) образовательной организации;

  • разработкой и реализацией системы анализа и мониторинга результатов повышения эффективности работы (функционирования и развития) образовательной организации.






17 Золотарева, А.В., Евладова, Е.Б. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: учебно- методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 182 с.
  1. По каким критериям и показателям можно оценивать эффективность деятельности ШНОР и ШНСУ?


Для оценки деятельности школ (ШНОР и ШНСУ) можно использовать, представленный ниже комплекскритериевипоказателейповышенияэффективностиработы(функционирования и развития) образовательной организации, реализуемый в Ярославской области. В рамках каждой группы показателей может быть реализован комплекс управленческих мер, направленный на эффективное достижение соответствующих показателей.

    1. Критерий«Устойчивостьобразовательныхрезультатовобучающихся на уровне начального общего, основного общего и среднегообщего образования», для оценки по данному критерию используется общий интегральный показатель (ОИП), в который вошла следующая группа показателей:

      1. показатель «Результаты государственной итоговой аттестации – ЕГЭ, ОГЭ по предметам «русский язык» и «математика»;

      2. показатель «Результаты Всероссийских проверочных работ»;

      3. показатель «Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах»;

      4. показатель «Сохранность контингента»;

      5. показатель «Достоверность результатов обучения»;

Для идентификации школ по образовательным результатам должны быть собраны данные по всем группам показателей общего
интегрального показателя ОИП. По каждому из показателей рассчитывается полный рейтинг всех школ (СОШ и ООШ), затем с помощью системы коэффициентов все эти рейтинги «связываются» в один интегральный рейтинг региона (табл. 1).

В регионе может быть составлен рейтинг школ по общему интегральному показателю «Устойчивость образовательных результатов обучающихся науровне начального общего, основного общего и среднего общего образования». Так, результаты рейтинга по Ярославской области показали разброс интегрального показателя – от 80,94'>80,94 балла (наивысший балл) до 7,87 балла (низший балл). Последними в рейтинге определяются школы, показывающие низкие образовательные результаты (ШНОР). В число этих школ входят и школы, имеющие низкий индекс социального благополучия (ИСБШ), которые составили группу школ, функционирующих в сложных социальных условиях (ШНСУ).

Каждая школа знает свой ОИП и может определить цель повышения ОИП на определенное количество баллов, которое реально школа может достигнуть за определенное количество времени (за год, или 5 лет) с учетом контекстных данных и ресурсных возможностей школы.

Таблица 1

Фрагмент интегрального рейтинга Ярославской области по общему интегральному показателю (ОИП) «Устойчивость образовательных


результатов обучающихся на уровне начального общего, основного общегоисреднегообщегообразования»







ЕГЭ

ОГЭ

ВПР

СК

Олимп

Достоверн.

ОИП

Ранг

г. Ярославль

МОУ СШ

1

73

5

233

21

72,83

80,94

/1

г. Рыбинск

МОУ СШ

8

81

2

192

26

84,17

71,18

2

г. Ярославль

МОУ СШ

3

117

133

107

84

129,17

65,87

3

..

..

..

..

..

..

..

..

..

…..

..

..

..

..

..

..

..

..

..

…..

Большесельский

МОУ СОШ




326

263

236

195

109,00

8,71

331

Даниловский

МБОУ СШ




330

251

299

276

143,00

8,11

332

Гаврилов- Ямский

МОУ СОШ




331

292

284

276

64,00

7,92

333

Угличский

МОУ СОШ




332

300

259

197

48,50

7,87

334





    1. Критерий «Индекс социального благополучия школы». Под индексом социального благополучия школы (ИСБШ) понимается совокупный показатель, характеризующий внешние условия образовательного процесса для конкретной образовательной организации на основе анализа комфортности условий осуществления образовательной деятельности; социальных характеристик проблемного контингента обучающихся; характеристик территориального расположения школы; характерных особенностей семей учащихся; характеристик кадрового состава школы (исследования НИУ ВШЭ). Источниками информации являются социальные паспорта школ и данные региональной системы АСИОУ, которую ведет региональный Центр оценки и контроля качества образования (ЦОиККО).

ИСБШ может рассчитываться на основе приведенной ниже группы показателей:

Характеристикаконтингента

      1. Количество обучающихся в образовательной организации

      2. Доля обучающихся с задержкой психического развития

      3. Доля обучающихся с умственной отсталостью

      4. Доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением ЗПР и УО)

      5. Доля обучающихся, для которых русский язык не является родным

      6. Доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.

      7. Доля обучающихся, состоящих на учете в ОДН (отдел по делам несовершеннолетних) органов внутренних дел

      8. Доля обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Характеристикасемей