Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2753
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
1.1. Становление и развитие термина «услуга»
Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»
Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих
Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях
Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению
взаимодействия с бизнес-сообществом
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД
направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
За последние несколько десятилетий концептуальное понимание целей и функций «единого окна» вышло за рамки таможенной и регулятивной дея- тельности и охватывает широкий спектр возможностей по упрощению про- цедур торговли на национальном и региональном уровнях. Правительствен- ные органы многих стран мира, как и предпринимательское сообщество,
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
пришли к выводу о том, что в условиях «цифровизации» для понимания и управления практически всеми процессами необходимы знания, описываю- щие среду с точки зрения пространственных взаимоотношений. Во взаимо- отношениях между участниками ВЭД и государством акцент смещается от
«иерархических» к более «горизонтальным». В целом анализ мирового опыта показывает, что ведущая роль в реализации национальных программ постро- ения механизма «единого окна», направленных на консолидацию и коорди- нацию взаимодействия заинтересованных участников, отводится государ- ству. В этих условиях в большинстве передовых стран мира разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного раз- вития общества в целом и отдельных сфер деятельности, в том числе внеш- неэкономической деятельности.
Одним из перспективных векторов развития механизма «единого окна» является создание единой национальной торговой платформы – информаци- онной экосистемы, объединяющей коммерческие системы бизнеса, платфор- мы различных сообществ (портовые и логистические) и регулятивные систе- мы, для ускорения потоков данных. Появляющиеся прорывные цифровые технологии позволяют создать серьезные предпосылки для дальнейшего раз- вития «единого окна» уже в качестве одного из базовых принципов цифровой экономики. Объединяя потребителей, предпринимательское сообщество и власть в режиме реального времени и внедряя «умные» решения, технология
«единого окна», как интеллектуальный механизм, способна революционизи- ровать правовые, технологические и технические аспекты внешнеэкономиче- ской деятельности.
Таможенные органы РФ применяют принцип «единого окна» на государственной границе с 2006 года. При этом за все время его работы очередь автомобилей (где это «окно» работает) не уменьшилась.
Причины задержки следующие81:
-
громоздкие процедуры таможенного контроля (хотя предварительная информация, предоставленная по прибытии на пункт пропуска грузовым перевозчиком, не освобождает его от попадания в общую очередь и также проходит все виды контроля); -
основной служит бумажный документооборот (кроме предваритель- ной информации, которая представляется в электронном виде, а перевозчик одинаково повторно предоставляет информацию в бумажной форме); -
автоматизация отделов (вся необходимая информация повторяется в 80 %, но дается отдельно каждому органу государственного контроля (далее именуемый «ГКО»)).
Российский принцип «единого окна» – это своего рода прототип евро- пейского «единого окна». В Европе реализация этого принципа гармонизи- рует состав документов и информации, создает один документ для всех ГКО, документы получают все сервисы сообщений из одного окна и данные из
81 Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты
// Экономика и предпринимательство / № 2 (91). 2018. С. 45.
-
Взаимодействиетаможенныхоргановибизнес-структурпривыпускетоваров
одного окна используют все службы. Хотя в России одновременно электрон- ная версия сохраняет бумажную версию рабочих документов и в одном окне работает только один сервис.
Реализация этого принципа требует анализа и согласования данных, изменений в законодательстве, разработки программного и аппаратного обеспечения.
Это ускорит процесс перевозки товара через границу, что также будет способствовать повышению уровня доверия к информации, увеличится эф- фективность RMS, упростится информационное взаимодействие участников ВЭД, произойдёт сокращение временных и материальных затрат, оформле- ние бумажных документов сведется к минимуму.
Таким образом, в разделе рассмотрены основные направления взаимо- действия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в усло- виях ЕАЭС; описано взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров. Механизм организации взаимодействия с бизнес- сообществом, который имеется на сегодня, протекает в фазе интенсивного совершенствования. Взаимоотношения между таможней и бизнес-сообщест- вом должны протекать на принципах равнодоступности и равноудаленности. В приоритете встает вопрос изучения международного опыта и возможность еговнедрения на территории РФ.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 25
Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов
(на примере зарубежного опыта)
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что ускорение эконо- мического роста, либерализация экономики, устранение бюрократических барьеров, транспарентность таможенных и иных операций требуют налажен- ных механизмов взаимодействия государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Стремительное развитие цифровых технологий может вызвать суще- ственное изменение процессов взаимодействия таможни и участников внеш- неэкономической деятельности. На сегодняшний день в рамках обсуждений Евразийского экономического союза происходит формирование «Цифровой повестки», целью которой является создание единого цифрового простран- ства. Это будет способствовать формированию условий для стабильного раз- вития экономик участников Союза, свободному перемещению товаров и услуг в данном пространстве, формированию единого цифрового рынка. При цифровой трансформации таможенного администрирования экономических и социальных отношений процессы нормативного регулирования нуждаются в изменениях.
Говоря об общем принципе взаимодействия таможни и бизнес-сооб- ществ, стоит отметить, что это постоянная двусторонняя связь, которая необ-
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
ходима для мониторинга возникающих у них проблем, совместного поиска решений, способствующих как ускорению товарооборота, так и повышению эффективности таможенного администрирования.
Развитие информационных технологий позволяет бизнесу максимально упрощать свое взаимодействие с таможней путем перевода взаимоотношений в цифровой формат. В частности, с каждым годом растет роль показателя ка- чества таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД, – скорость та- моженного администрирования. Повышается и степень автоматизации про- цессов: доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций по итогам 2017 г. составляла 22 % от общего количества деклараций и в 2018
году уже выросла до 35 %, а их регистрация занимает три-пять минут. По итогам 2019 года в автоматическом режиме зарегистрировано более 2,8 млн деклараций, автоматически выпущено более 643 тыс. деклараций (в 2018 го- ду автоматически зарегистрировано более 1,8 млн деклараций, автоматиче- ски выпущено около 324 тыс. деклараций).
Например, Северо-Западное таможенное управление является одним из крупнейших в составе ФТС. Применение перспективных таможенных техно- логий является приоритетной задачей для всех структурных единиц, входя- щих в состав СЗТУ. Рассмотрим результаты работы СЗТУ по работе с элек- тронным декларационным массивом.
В результате работы таможенных органов Северо-Западного таможен- ного управления (СЗТУ) в 2018 году в федеральный бюджет Российской Фе- дерации перечислено 615 миллиардов рублей таможенных платежей. Плано- вое задание выполнено на 100,06 %. Продолжается реализация технологии автоматической регистрации деклараций на товары, которую применяют все таможенные органы СЗТУ. Доля авторегистрации в 2018 году при экспорте составила – 77 %, при импорте – 23 %. Также на таможенных постах активно применяется технология автовыпуска деклараций. Доля автовыпуска при экспорте составила – 44 %, при импорте – 19 %.
В 2019 году на СЗТУ было автоматически зарегистрированы более 254 тыс. деклараций на вывозимые товары (в 1,2 раза больше, чем в 2018 году) и свыше 267 тыс. деклараций на ввозимые товары (в 2 раза больше, чем в 2018 году). Автоматически было выпущено товаров по более чем 91 тыс. деклара- ций на вывозимые товары (в 1,3 раза больше, чем в 2018 году) и по 59 тыс. деклараций на ввозимые товары (почти в 4 раза больше, чем в 2018 году).
В декабре 2019 года доля авторегистрации на СЗТУ при экспорте со- ставила 91 %, при импорте – 77 %, а доля автоматически выпущенных декла- раций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, за тот же период – 84,6 и 59,1 % соответственно82.
Представленные цифры свидетельствуют о развитии применения циф- ровых технологий в деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
82 Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления. URL: http://sztu.customs.ru/news/ docu- ment/174886
3.4.Анализ