Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2626

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Продолжительнось выдачи информации не должна превышать 30 ми- нут, и в случае если подготовка ответа становится долговременной, чиновник призывает этого человека установить другое подходящее время для приоб- ретения информации, представляющей интерес, но не позднее 5 рабочих дней с даты обращения лица с просьбой предоставить эту информацию.

Консультации по таможенным и другим вопросам в пределах компе- тенции таможенных органов предоставляются не позднее месяца с даты получения конкретного запроса таможенными органами.

На основании вышеуказанной информации об административных про- цедурах о предоставлении государственных услуг можно выделить следую-

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
щие элементы механизма таможенного взаимодействия (РТУ) с бизнес- структурами при выпуске товаров77:

  • заказчик государственной таможенной службы (бизнес-сообщество), кто подаёт заявление на приобретение;

  • исполнитель государственных услуг (ФТС, РТУ), который в сроки, установленные нормативно-правовой базой после представления необхо- димых документов, подготавливает проект постановления для обеспечения этой услуги;

  • третьи лица, помогающие таможенным органам в оказании таможен- ных услуг (таможенные органы, банковские организации, Министерство внутренних дел и т.д.);

  • среда взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур (по- дать заявку на государственную услугу через единый портал государствен- ных и муниципальных услуг);

  • показатели для оценки взаимодействия таможенных органов с биз- нес-структурами (оценка качества и доступности государственных услуг);

  • ресурсы, посредством которых осуществляется процесс доставки таможенных услуг (материальные, кадровые, финансовые);

  • ФТС, к которому обращается бизнес-сообщество в случае оспарива- ния решения таможенных органов (РТУ).

Механизм взаимодействия таможенных органов (РТУ) и бизнес-сооб- щества при выпуске товаров состоит из взаимосвязанной системы элементов, которые работают в операциях, связанных с выполнением своих функций та- моженными органами. После предоставления государственной услуги тамо- женный орган (субъект) получает запрос от бизнес-сообщества (заказчика) на услугу в электронном виде или письменном (среда взаимодействия). С дру- гой стороны, таможенный орган (РТУ), если не хватает необходимой инфор- мации, может обратиться к бизнес-сообществу, которое должно предоставить ее своевременно. Помимо этого, таможенный орган сотрудничает с третьими лицами для проверки точности информации, предоставленной бизнес-сооб- ществом, и после нее обеспечивает участнику внешнеэкономической деяте- льности в соответствии со всеми установленными требованиями таможен-
ную услугу (результат, подлежащий оценке показателей взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур (приложение 3)). В случае принятия отрицательного результата от взаимодействия таможенных органов приме- няют меры предосторожности для снижения этого результата, в виде приня- тия административных стандартов для изменения процесса предоставления таможенных услуг.

Также необходимо сосредоточиться на улучшении обратной связи по взаимодействию таможни с бизнесом при выпуске товаров. Используя меха-

3.3.Взаимодействиетаможенныхоргановибизнес-структурпривыпускетоваров
низм обратной связи, обнародуются факторы, которые мешают эффектив- ному взаимодействию и оптимизации процесса взаимодействия.

Обычно все аспекты взаимодействия участников внешнеэкономичес- кой деятельности с органами Федеральной таможенной службы Российской Федерации могут быть представлены в виде двух основных направлений: первое – это процедуры регистрации, и второе – предоставление информа- ционной услуги и консультации. Услуги ФТС по предоставлению инфор- мации и рекомендаций уточняют требования таможенного законодательства и действующей таможенной политики для всех участников внешней тор- говли.

Эта процедура способствует снижению недопонимания, которое регу- лярно встречается в практике взаимодействия участников внешнеэкономи- ческой деятельности с ФТС и вызвано в подавляющем большинстве случаев невежеством или неправильным пониманием правовых норм Трудового кодекса, и в целом это означает улучшение качества такого взаимодействия.

В настоящее время применяются отраслевой и субъективно-ориентиро- ванный подходы. В рамках отраслевого подхода в списке организаций с низким уровнем риска нарушения таможенных правил числится 256 органи- заций. Это крупные промышленные компании, которые занимаются внед- рением инвестиционных проектов, производители автомобилей, импортеры мяса и рыбы, которые отвечают определенным условиям. Что касается их товаров, то в данном случае осуществляется выборочный таможенный конт- роль. Эти компании только за 2019 год провели 7,5 % деклараций, в феде- ральный таможенный бюджет поступило платежей от этих организаций при импорте 11%.



При категорировании участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом, применяется 40 критериев, которые рассчитыва- ются автоматически с использованием источников информации Федеральной таможенной службы России и Федеральной налоговой службы России. Если у импортеров положительная таможенная история, то в ФТС РФ процедура упрощена, как и сокращено время работы. Контроль их товаров таможен- ными органами происходит выборочно, основой работы является генератор случайных чисел. Более 2000 компаний-импортеров имеют положительную таможенную историю и схожие ценностные льготы. Это не менее 3 % от общего количества участников внешнеэкономической деятельности, которые участвуют в импорте товаров, но за это время происходит оформление более 40 % от общего количества импортных деклараций, и их часть, перечис- ляемая в федеральный бюджет при импорте, превышает 50 % от общей суммы79.

Посредническими отношениями между участниками внешнеэкономи- ческой деятельности и таможенными органами формируют транспортные и логистические компании. Они способствуют значительному сокращению




79Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
времени операций для таможенных органов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС и их вы- пуском. Для того чтобы аутсорсинговые услуги транспортных и логис- тических компаний улучшились, требуется регулярный анализ коммерческой и промышленной деятельности, постоянное сотрудничество с таможенными органами на разных уровнях, а также освоение спроса на эти услуги.

Как показывает практика, несмотря на то, что подавляющее большинс- тво участников внешнеэкономической деятельности добросовестно соблю- дает установленные правила, требования, есть часть участников, которые позволяют себе намеренно или по незнанию совершать ошибки и допускать пренебрежение отдельными правилами и положениями.

В связи с этим необходимо контролировать прохождение каждого транспортного средства во всей международной цепочке поставок. Переход к логическим методам обслуживания грузового транспорта также важен, так
как основан на синхронном взаимодействии всех видов транспорта, таможен- ных и других муниципальных служб, перегрузочных комплексов.

В настоящее время при ведени бизнеса во внешней торговле сущест- вует ряд проблем: высокий уровень затрат; длительность внедрения таможен- ной процедуры, которая иногда приводит к непропорциональным задержкам в потоке товаров, простаиванию машин, потерянной экономической выгоде; слаборазвитые нормативные, организационные, управленческие и кадровые базы для обеспечения взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Рациональный способ решения поставленных задач – найти механиз- мы, что улучшат процессы взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности80.

В настоящее время принцип верховенства электронных документов нуждается в укреплении. Устаревшее влияние информации на участников внешнеэкономической деятельности обеспечивается в основном предостав- лением «бумажных документов» в качестве основного источника. Это сни- жает скорость принятия решений таможенниками, в результате чего возни- кают задержки и простои грузового транспорта на постах Федеральной тамо- женной службы Российской Федерации. В этой связи затраты трейдеров растут. Электронная декларация, которая автоматически поступает в инфор- мационные системы таможенных органов, автоматически проверяется на соблюдение условий декларации, наличие и списание денежных ресурсов, анализ применения системы управления рисками (далее RMS). Это даёт возможность избегать двойной проверки декларантом и инспектором предос- тавленной работы по проверке информации. Нужно запросить другие документы – в этом случае должны вырабатываться исключительно RMS.

Это требует дополнительной правовой защиты для инспекторов, они должны быть освобождены от ответственности за неиспользование инициа-




80Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство. № 2 (91). 2018. С. 45.

3.3.Взаимодействиетаможенныхоргановибизнес-структурпри
выпускетоваров
тивного контроля в дополнение к предлагаемому компьютером, или инициа- тиве должен быть положен строгий регламент и ограничения. Такие возмож- ности будут возникать только с полной реализацией принципа «единого окна», когда подача документов и информации в одно государственное уч- реждение будет означать их доступность для других муниципальных орга- нов.

Механизм «единого окна» состоит из нескольких элементов. Первый элемент рассматриваемого нами инновационного механизма включает сферу таможенного, валютного, налогового, таможенно-тарифного, нетарифного, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитар- ных, карантинных фитосанитарных мер, регулирования финансовых услуг (банковских, страховых), транспорта и перевозок, охраны и защиты прав ин- теллектуальной собственности. Второй элемент сферы охвата составляют та- кие виды деятельности, как внешнеторговая; деятельность по предоставле- нию транспортных и логистических услуг; деятельность по оказанию финан- совых услуг (банковских, страховых); деятельность в сфере таможенного де- ла. И наконец, третий элемент учитывает такие субъекты, как государствен- ные органы стран – членов ЕАЭС (в области таможенного дела, налогообло- жения, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; государствен- ные органы государств-членов, осуществляющие: выдачу разрешительных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, транспорт- ный контроль, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитоса- нитарный контроль, контроль за соблюдением требований технических ре- гламентов, экспортный, радиационный, валютный и другие виды государ- ственного контроля), организации, уполномоченные на выдачу разрешитель- ных документов (в том числе торгово-промышленные палаты, органы по сер- тификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работу в области оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Союза), а также заинтересованные лица. К заинтересованным лицам относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; лица, осуществляю- щие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владель- цы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магази- нов беспошлинной торговли); уполномоченные экономические операторы; транспортно-экспедиторские, логистические компании, перевозчики, экс- пресс-перевозчики; администрации воздушных портов, автомобильных и же- лезнодорожных пунктов пропуска; банки и страховые организации; патент- ные организации, операторы почтовой связи и иные организации.