Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2752
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
1.1. Становление и развитие термина «услуга»
Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»
Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих
Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях
Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению
взаимодействия с бизнес-сообществом
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД
направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
Также Договор о присоединении содержит положения по урегулирова- нию вопросов, связанных с членством Республики Армения в ВТО, обуслов- ленные необходимостью адаптации бизнеса и государственных органов Рес- публики Армения к работе в новых условиях в рамках Союза. Республикой Армения применяются с 1 февраля 2015 года Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и Положение о зачисле- нии и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В части таможенного регулирования: на прежних условиях осуществ- ляется деятельность таможенных посредников (брокеров) и лиц, осуществ- ляющих хранение на складах и учреждающих магазины беспошлинной тор- говли, в течение 18 месяцев, а таможенные перевозчики – в течение 6 меся- цев с даты вступления в силу Договора о присоединении. Автомобили для личного пользования на территории Армении ввозятся на прежних условиях до 02.01.2020 г. (в течение 5 лет с даты вступления в силу Договора о присо- единении).
В части таможенно-тарифного и нетарифного регулирования было определено, что использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Союза (далее – ЕТТ), допускается исключительно на территории Армении.
В части технического регулирования предусмотрен переход на техни- ческие регламенты Союза через год после вступления в силу Договора о при- соединении (со 02.01.2016 г.), а для отдельных технических регламентов установлены более поздние сроки применения (через 2 года после вступле- ния в силу договора – для технических регламентов на машины и оборудова- ние, мебель, тракторы; через 4 года – на автодороги, через 5 лет – на колес- ные транспортные средства).
В сфере интеллектуальной собственности был закреплен трехлетний переходный период (до 02.01.2018 г.) для начала применения регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак.
4.1.АнализдеятельностиКомитетагосударственныхдоходовРеспубликиАрмения…
Также для Армении определен перечень временных изъятий из ЕТТ Союза, всего 770 товарных кодов с максимальным сроком действия изъятий
не позднее 2022 года. В зависимости от уровня тарифной защиты установле- ны изъятия на срок от 1 года до 7 лет по основным товарным группам: мо- торные и транспортные средства; пищевые продукты (молочная продукция, зерна, крупы); фармацевтика; нефтепродукты; удобрения; полимерные мате- риалы и изделия из них. До 2022 года от ввозной таможенной пошлины освобождаются продукция военного назначения, а также гражданские само- леты и вертолеты.
С присоединением к Договору о Союзе и с принятием Национальным собранием Республики Армения Закона «О таможенном регулировании» от 17 декабря 2014 года в рамках Союза осуществляется свободное перемеще- ние товаров без применения таможенного декларирования и государственно- го контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, каран- тинного и фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных До- говором о Союзе. При этом хозяйствующим субъектам Республики Армения предоставлена возможность при перемещении товаров между Республикой Армения и государствами, не являющимися членами Союза, оформить ука- занные товары помимо транзита также по таможенной процедуре «перера- ботка для внутреннего потребления» и по «специальной таможенной проце- дуре», которые до присоединения к Союзу в Таможенном кодексе Республи- ки Армения отсутствовали. Важным является предусмотренное Таможенным кодексом ЕАЭС предпочтение электронного таможенного декларирования. Для компаний, предоставляющих услуги в сфере таможенного дела, ведутся соответствующие реестры, внедрена система предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, созданы склады временного хране- ния товаров, где товары могут храниться сроком до 4 месяцев для решения вопросов, возникших при декларировании. Кроме этого, была усовершен- ствована система работы с таможенными органами уполномоченных эконо- мических операторов.
Благодаря упрощению таможенных процедур, созданию механизма транспортного контроля и либерализации автомобильных перевозок грузов увеличилось количество перемещаемого товара автомобильным транспор- том. По данным Министерства международной экономической интеграции и реформ Республики Армения, время на таможенные процедуры сократилось с 50 до 3 часов. Транспортные средства и перевозчики Армении получили возможность льготного проезда через международный автомобильный пункт пропуска «Верхний Ларс» (выделено 2 полосы).
Таможенная служба Армении налаживает электронный обмен данными с грузинскими и иранскими коллегами. На границе с Арменией иранские или грузинские таможенники, собирая данные о товаре, будут шифровать их в цифровой код, а потом передавать его армянским коллегам. На армянской таможне его будут так же легко считывать. Поэтому здесь товар уже не будут осматривать заново (или будут только в крайних случаях).
Глава4.Анализдеятельноститаможенныхоргановгосударств–членов…
Продолжаются и обсуждения об электронном документообороте в Евразийском союзе. В Армении система электронных инвойсов действует уже давно, причем как обязательная. В остальных странах ЕАЭС – пока не везде (учитывая большие территории и труднодоступные районы).
«Например, если из Еревана экспортируется товар в Бишкек, экспортер Армении получает возврат налога на добавленную стоимость (далее – НДС) только тогда, когда его уплатят в Кыргызстане. Потом киргизский импортер посылает армянскому партнеру уведомление о том, что он уплатил косвен- ные налоги. Только после этого он получает возврат НДС. А если все эти данные будут доступны налоговым службам в электронном формате, можно будет обойтись без всех этих сложных процедур»91.
Следует обратить внимание на еще один аспект деятельности Армении.
«Цифровизация экономик стран ЕАЭС – один из приоритетов деятельности Союза. Внедряют информационные технологии на государственном уровне для ускорения таможенных процедур, устранения торговых барьеров и по- вышения эффективности бизнеса. В «евразийской пятерке» Армения – лидер по переводу таможенного администрирования в электронный формат»92.
Отсутствие очередей в таможенных управлениях для Армении уже ста- ло нормой. Все благодаря электронной системе оформления документов. Сейчас бизнесмены и таможенные брокеры тратят на это не более получаса.
«Можно заранее задекларировать товар, архивировать документацию и при пересечении границы быстрее оформить груз. При предоставлении элек- тронных документов система автоматически выбирает один из трех режимов
-
«зеленый», «желтый» и «красный» – в зависимости от рисков. В случае с экспортом-импортом на территории ЕАЭС практически всегда срабатывает
«зеленый режим», то есть проблем нет», – указала таможенный брокер Ар- мине Халалян.
Цифровизация таможенных органов – одна из важнейших сфер сотруд- ничества государств – членов ЕАЭС. Внедрение автоматизированной элек- тронной системы снижает и ввоз контрабанды, и коррупцию.
«Система также уменьшает не только время, но и дополнительные тра- ты бизнесменов, максимально сокращает их общение с таможенниками. Ав- томатизация облегчила работу и сотрудникам таможни, позволяя быстро проводить проверку деклараций, счетов-фактур, всех сопроводительных до- кументов», – отмечает заместитель начальника Араратского таможенного управления Агаси Агаян. Огромный поток товаров, быстрый темп перевозок, своевременная доставка. Чтобы обеспечить стабильную работу бизнеса и та-
91 Иранский и грузинский бизнес будет еще быстрее «проскакивать» армянскую таможню // Экономика, Sputnik от 13.11.2018. URL: https://ru.armeniasputnik.am/economy/20181113/15644683/iranskij-i-gruzinskij-biznes- budet-eshche-bystree-proskakivat-armyanskuyu-tamozhnyu.html
92 Цифровизация ЕАЭС: Армения делится опытом перевода таможни в электронный формат от 01.02.2019 //
«МИР 24» информационно-аналитический интернет-портал. Сетевое издание. Закрытое акционерное общество
«Межгосударственная телерадиокомпания «Мир». URL: https://mir24.tv/news/16346272/cifrovizaciya-eaes- armeniya-delitsya-opytom-perevoda-tamozhni-v-elektronnyi-format
4.1.АнализдеятельностиКомитетагосударственныхдоходовРеспубликиАрмения…
моженных органов, на пространстве ЕАЭС стараются минимизировать адми- нистративные барьеры.
Скоро страны ЕАЭС будут обмениваться между собой таможенной информацией. Механизм так называемого «единого окна» позволит опера- тивно получать данные о грузе и его владельце. Председательствуя в 2019 году в ЕАЭС, Армения намерена объединить усилия партнеров для внедре- ния системы прослеживания товаров в таможенных органах. В республике уверены: активная цифровизация «евразийской пятерки» – залог высокого торгово-экономического сотрудничества. Так, только в 2018 году товарообо- рот между странами ЕАЭС увеличился на 13 %, а экспорт армянской про- дукции вырос почти на треть.
Учитывая вышеизложенную информацию, необходимо провести ана- лиз деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом. Для упрощения и наглядности проведения такого анализа автором предложены 8 показателей, указанных в табл. 11.
Таблица4.1 Оценка деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
№ | Показатель | Оцен- ка | Пояснения к показателям |
1 | Принятые норматив- ные правовые акты, соглашения, догово- ры, меморандумы по взаимодействию с бизнес-сообществом | 5 | Правительство Армении ведет активную работу для содействия и развития бизнеса в своей стране. Согла- шения в ЕАЭС и СНГ. Работа на переговорах по за- ключению временного соглашения ЕАЭС-Иран. В марте 2017 г. парафировано Соглашение о всеобъем- лющем и расширенном партнерстве с Европейским союзом. Председатель ГРП РА 20.10.2016 Указ №204- А «О создании общественного совета по реформиро- ванию управления доходами» и т.д.93 |
2 | Проводимые мероп- риятия по взаимо- действию с бизнес- сообществом | 3 | Бизнес-миссия в Республику Армения (2018), предсе- дательство Армении в ЕАЭС на 2019 год. Стоит отме- тить, что мероприятий проводится мало либо инфор- мация о них недостаточно эффективно распространя- ется |
3 | Оказание услуг и удобство их исполь- зования | 3,5 |
|
4. | Международное со- трудничество и со- здание возможнос- тей для развития бизнес-сообщества | 4,5 | Перспективы и возможности Армении в рамках ЕАЭС. При этом Армения не просто пользуется воз- можностями и преимуществами Союза, являясь реци- пиентом результатов евразийской интеграции, но и стала одним из инициаторов развития новых направ- лений. Республика Армения продолжает активное сотрудни- |