Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2759

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ный срок. Временной диапазон приостановления в законе отсутствует. Это также является коррупционным фактором.

Из-за проведения необоснованных проверок нарушаются договорные обязательства предпринимателей.

По данным Счетного комитета, в 2015 году подразделениями КГД при проведении порядка 36 тыс. досмотров выявлено лишь 103 нарушения тамо- женного законодательства. Одной из причин этого является слабое методи- ческое обеспечение системы управления рисками (СУР). Она не позволяет получать должную информацию о результатах применения мер по миними- зации рисков для решения контрольно-аналитических задач. По результатам применения СУР проведено 1455 таможенных экспертиз с выявлением всего 13 фактов нарушений таможенного законодательства. При этом в некоторых случаях стоимость партии товаров, по которым СУР была назначена экспер- тиза, составляла всего от $6 до $200.

«Серьезной проблемой, влияющей на развитие внешнеэкономической деятельности, являются разногласия при определении таможенной стоимости импортируемых товаров. Система управления рисками носит явно фискаль- ный характер. Преследуется цель не установление объективной таможен-
106 Заседание Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП «Атамекен»: Таможня и биз- нес: разговор начистоту. Новости от 20.09.2016 // United Media Group Forbes.com LLC™. URL: https://forbes.kz/process/businessmen/tamojnya_i_biznes_razgovor_nachistotu/

Глава4.Анализдеятельноститаможенныхоргановгосударствчленов…
ной стоимости товара, а искусственное ее завышение для увеличения по- ступлений в бюджет», – отмечает Аманжан Жамалов.

Также, по словам Аманжана Жамалова, серьезной критике со стороны бизнеса подвергается система обжалования незаконных решений КГД и уре- гулирования таможенных споров, поскольку апелляция находится внутри самой системы КГД.

Опросы общественного мнения предпринимателей свидетельствуют о высоком уровне коррупции при оказании услуг в сфере таможенного адми- нистрирования.

Учитывая вышеизложенную информацию, необходимо провести ана- лиз деятельности КГД РК по направлению взаимодействия с бизнес- сообществом. Для упрощения и наглядности проведения такого анализа ав- тором предложены 8 показателей, указанные в табл. 4.3.


Таблица4.3

Оценка деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-

сообществом



Показатель

Оценка

Пояснения к показателям



1


Принятые нормативные правовые акты, соглаше- ния, договоры, меморан- думы по взаимодействию с бизнес-сообществом



4

Соглашение об СНГ, Договор о ЕАЭС, Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года 168

«Об утверждении Единой программы под- держки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»

Протокол о вступлении Казахстана в ВТО


2



Проводимые мероприя- тия по взаимодействию с бизнес-сообществом


4

Европейский региональный форум «Парт- нерство: таможня и бизнес», Круглый стол

«Доступ к информации о таможенных формальностях и практика взаимодействия таможни с бизнесом в Центральной Азии», Мероприятия, проводимые в рамках Про- екта «Модернизация государственных фи-

нансов 3.0». Рабочие встречи


3



Оказание услуг и удоб- ство их использования бизнес-сообществом


4,5

Инструмент «Предоставление сервисной поддержки ведения действующей пред- принимательской деятельности» включает в себя предоставление следующих специа- лизированных услуг по поддержке бизнес- процессов.

Услуги по таможенным процедурам: 1) консультации в сфере таможенного зако- нодательства и таможенных процедур; 2) консультации по правилам и порядку де- кларирования товаров, определения и кор- ректировки таможенной стоимости, запол- нения таможенной декларации; 3) кон- сультации по тарифному и нетарифному регулированию по конкретным товарам; 4)

документальное сопровождение ВЭД; 5)


    1. АнализдеятельностиКомитетагосударственныхдоходовМинистерствафинансов..













консультации по получению лицензий, разрешений для ВЭД; 6) консультации по декларированию грузов в рамках Союза; 7) консультационные услуги по условиям внешнеторгового контракта. + на сайте:

«Государственные услуги Территория

налогоплательщика»107


4


Международное сотруд- ничество и создание воз- можностей для развития бизнес-сообщества


4,5

В отношении реализации Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьет- намом наблюдался самый значительный рост товарооборота между Республикой Казахстан и Вьетнамом - 48,2 %.

Взаимодействие в рамках ВТО: Согласно данным бизнес-сообщества таможенное администрирование товаров из Перечня изъятий из ЕТТ работает без существен- ных сбоев, вместе с тем ЕЭК обратилась с просьбой о предоставлении информации о возможных системных или однократных проблемах для целей прослеживания, уче- та и аналитики. Казахстан активно разво- рачивается на запад – к Евросоюзу, или на восток – к Китаю. И Китай поддерживает сотрудничество, предлагая проложить но- вый «Шелковый путь» в Европу через по- граничные пункты на китайско-казахской границе. Однако существуют проблемы с

Киргизией



5


Информативность элек- тронных ресурсов



4,5

Информативность сайта оценивается вы- соко, большое количество вкладок, ин- формация необходимая и неустаревшая, удобно пользоваться со стороны бизнеса.

Есть небольшие недочеты



6


Мнение бизнес- сообщества в работе с КГД РК



3,5

Согласно социологическим исследовани- ям, наиболее коррумпированными услуга- ми в сфере таможенного администрирова- ния являются таможенный контроль на границе, дополнительная проверка стои- мости товаров, решение по классификации товаров и сверка расчетов. Размер взятки, согласно исследованиям, наиболее высок для таможенной очистки товаров и прове- дения дополнительной проверки по стои- мости товаров (в среднем 100-110 тыс. тенге).

Уполномоченный по защите прав пред-

принимателей Казахстана Болат Палымбе- тов отмечает, что предприниматели, при-





107 Государственные услуги – Территория налогоплательщика // Официальный сайт Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/territoriya- nalogoplatelshchika-1

Глава4.Анализдеятельноститаможенныхоргановгосударствчленов…











ходя к нему на личный прием, чаще всего жалуются на действия таможенных орга- нов. Бизнесменам стоит больших трудов преодолевать сопротивление таможенных органов, доказывая свою правоту. В ре- зультате они тратят время, деньги. Но от-

мечаются положительные тенденции


7


Рейтинг «Doing Business»


5

28-е место

77.89 баллов +0.73, отмечается рост. Лучшая позиция в ЕАЭС


8



Прогресс в развитии вза- имодействия КГД РК с бизнес-сообществом


4

В целом КГД РК проводит масштабную работу по взаимодействию с бизнес- сообществом. Прогресс в данном направ- лении отмечают компании, особенно в ча- сти автоматизации работы. Международ- ные мероприятия и взаимодействие с Ев- ропейским регионом дает большой «ры- вок» для развития бизнес-сообщества и

КГД РК


Оценка по тому или иному показателю выставляется по пятибальной шкале, где 5 – это «отлично», а 0 – «направление не развито» на основании знаний и опыта автора, а также экспертного мнения представителей бизнес- сообщества, поскольку автор данной работы проходил практику в коммерче- ской компании, основным видом деятельности которой являются междуна- родные перевозки товаров и оказание услуг в таможенной и ВЭД сфере.

Таким образом, в сфере взаимодействия КГД РК с предприниматель- ством республики отмечаются некоторые организационные и правовые про- блемы. К числу нерешенных задач относится: снижение финансовых затрат участников ВЭД, отсутствие электронного обмена информацией между участниками ВЭД и таможенными органами РК, непрозрачность процесса совершения таможенных операций, риск злоупотреблений и коррупционных проявлений. Их решение должно способствовать успешному развитию эко- номики страны. Но по проблемным вопросам следует отметить прогресс.


В рамках либерализации отношений между государством и налогопла- тельщиком проводится новый вид взаимодействия, основанный на принци- пах доверия и открытости «Горизонтальный мониторинг». Подход является одним из прогрессивных методов администрирования, используемый в стра- нах ОЭСР108. Кроме того, в рамках модернизации экономики 3.0, Министер- ством реализуется проект «Повышение собираемости налогов», сгруппиро- ванный в 4 основных направления, направленных на создание благоприят- ных условий для развития бизнеса:

      1. Цифровизация налогового и таможенного администрирования.




108 Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признаю- щих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Официальный сайт: http://www.oecd.org/

    1. АнализдеятельностиКомитетагосударственныхдоходовМинистерствафинансов..




      1. Создание базы данных для налогового администрирования.

      2. Расширение налоговой базы (снижение теневой экономики).

      3. Развитие физической таможенной инфраструктуры.

В целях предотвращения бестоварных операций, сопровождающихся выпиской фиктивных документов, будет внедрена модель сквозного просле- живания движения товаров, а также проводиться подготовка к внедрению пилота по проекту «Маркировка товаров», который реализуется в сотрудни- честве с коллегами по ЕАЭС и Национальной палаты предпринимателей

«Атамекен».

В целях совершенствования таможенного администрирования, а также устранения административных барьеров для участников внешнеэкономиче- ской деятельности на КГД РК возложены функции транспортного и санитар- но-карантинного контроля.

Кроме того, между Европой и Азией в 2015 году на казахстанско- китайской границе начата реализация проекта «Доверие». Суть проекта: по- вышение конкурентоспособности и привлекательности маршрутов в сообще- нии Казахстан – Китай, Китай – Центральная Азия и Китай – Европа, под- держка скоростного международного ж/д маршрута «Китай – Европа» и транзитного перемещения грузов.