Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 904
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
-
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1); -
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
-
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания; -
необлагаемость налогом; -
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения; -
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.
Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)
Наименование фонда | 1992 г. | 1993 г. | 1996 г. | 1997 г. | 2001 |
Пенсионный фонд РФ | 31,61 | 28,0 | 28,0 | 28,0 | Единый социальный налог 35,6 |
Фонд социального страхования РФ | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | |
Фонды обязательного медицинского страхования. Всего, в том числе:
| – | 3,6 | 3,6 | 3,6 | |
– | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
– | 3,4 | 3,4 | 3,4 | ||
Государственный фонд занятости населения РФ | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 1,5 | |
Итого общий тариф | 38,0 | 39,0 | 38,5 | 38,5 | |
Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Плательщики (юридические и физические лица) | ПФ | ФСС | ГФЗН | ФОМС |
Работодатели – российские и иностранные юридические лица | х | х | х | Х |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | х | х | х | Х |
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования | х | х | х | Х |
Предприниматели без образования юридического лица | ^ | х | х | Х |
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) | х | х | х | Х |
Граждане, использующие труд наемных работников | х | х | х | Х |
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды | х | – | – | – |
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей* | | | | Х |
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей | | х | х | Х |
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей | х | х | | Х |
* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
• Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.