Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 843
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
– аналогично по воздушному флоту;
– трубопроводный: трубопроводы, перекачивающие сооружения.
Во внешней торговле различают:
– вывоз товаров (экспортная торговля);
– ввоз товаров (импортная торговля);
– транзитный провоз товаров (транзитная торговля).
Лицо, подающее таможенную декларацию на товары, подлежащие таможенному досмотру (импортер), заказывает таможенную подготовку доставленного таможенного груза и вид таможенной обработки.
Вопрос о том, кто несет расходы по маршруту пути перевозки и транспортный риск, имеет решающее значение. Наиболее употребительными международными условиями поставки являются:
– франко завод– поставщик;
– франко-вагон;
– франко-граница;
– франко вдоль борта судна;
– франко борт судна;
– франко-аэропорт;
– стоимость и фрахт;
– стоимость товара, страхование и фрахт.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
К специфике транспорта относят обычно небольшой объем незавершенного производства.
Важнейшими видами издержек на единицу произведенной работы являются:
– затраты на 1 км пробега;
– затраты на 1 т/км;
– затраты на 100 кг переработанного груза.
К прочим затратам, включаемым в себестоимость перевозок относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (выхлопы по автомобильному транспорту, отходы, сливаемые в акваторию по нефтеналивному транспорту и другим судам), по обязательному страхованию имущества транспортного предприятия, числящегося в составе производственных фондов (воздушный и водный транспорт) ,и отдельных категорий работников (члены экипажей судов), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах учетной ставки Центрального банка России, оплата командировок (при условии осуществления загранрейсов), расходы на подготовку и переподготовку кадров, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, на рекламу, износ по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, затраты, связанные с содержанием пакгаузов и других складских помещений, и др.
При аренде отдельных объектов основных производственных фондов (например, на условиях фрахта или чартера) арендная плата включается в себестоимость в составе прочих затрат.
На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости используется показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта (связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузо-разгрузочным работам.
Планирование выручки от реализации продукции тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчетов. Многие предприятия практикуют полную или частичную предоплату поставляемой продукции. Понятно, что это в какой-то мере снимает проблему нереализованных остатков продукции, отгруженной потребителю, и обеспечивает поступление выручки поставщику.
Выручкой от реализации транспортных услуг называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается “по отгрузке”.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной является только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другая ситуация – длительный период осуществления расчетов или непоступление платежа от покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителей продукции предусматривается создание фонда риска или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами и не обеспеченная гарантиями. На стадии планирования выручки — это учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете (сч. 82), и относить не поступающие от дебиторов долги в течение года на счет резерва.
Перечень внереализационных прибылей (убытков) транспортного предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия. Но в отношении транспортного предприятия последнее зависит от вида транспорта: в водном, железнодорожном, воздушном видах транспорта арендные отношения являются иногда чуть ли не основной статьей дохода (фрахт в морском транспорте) в условиях обслуживания внешней торговли.
Доходы от сдачи имущества (транспортных средств) в аренду покупателям товара или продавцу формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.
Различают два метода оплаты аренды судна: фрахтовый и тарифный. Они различают с точки зрения юридических прав владельца транспортного средства.
На многих транспортных предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости перевозок, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на транспортные средства, запчасти и топливно-энергетические ресурсы (бензин, солярка, смазочные масла). В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у транспортных предприятий возможность прироста прибыли за счет снижения себестоимости исключена. Динамика изменения транспортной себестоимости, например, свидетельствует об увеличении затрат на рубль перевезенного товара.
Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных фондов. Также и средства на ремонт входят в арендную плату, если арендодатель обязуется осуществлять ремонт основных фондов.
Когда арендатор берет на себя обязательства по воспроизводству и ремонту основных фондов, то амортизационные отчисления и средства ремонтного фонда полностью остаются в его распоряжении, и арендная плата включает лишь часть прибыли в виде арендного процента, установленного к стоимости имущества.
Арендная плата не освобождает предприятие от уплаты налога на прибыль, который исчисляется на арендных предприятиях в общеустановленном порядке. Но размер налога в данном случае уменьшается на ту часть прибыли, которая входит в арендную плату.
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
6.9. 1. Понятие малого бизнеса и малых предприятий
Термин малый бизнес (или малое предпринимательство) несколько шире узаконенного в России понятия "малое предприятие". Например, в Японии различают: средние, малые и мелкие предприятия.
Малые предприятия (МП) – это не организационно-правовая форма. Термин “малое” характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.
Они могут создаваться во всех сферах хозяйственной деятельности на основе любых форм собственности. Особенностью потребительской кооперации является то, что эта деятельность осуществляется чаще всего в небольших масштабах. А финансовое управление такими предприятиями имеет свою специфику.
К малому бизнесу в России относятся предприятия численностью работающих (ФЗ <О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ> 12.05.95г.):
-
не более 100 человек в промышленности и строительстве, -
до 60 человек – в с/х, науке и научном обслуживании, -
до 50 чел в оптовой торговле: -
до 30 чел розничной торговле и бытовом обслуживании населения; -
до 50 человек –в других отраслях.
Эти данные важны для определения статуса малого предприятия при получении государственной поддержки и др. случаях.
Положительные черты малого бизнеса | Отрицательные черты малого бизнеса |
|
|
Развитие МП имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Особое значение в условиях нашей страны имеет ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса с помощью МП. Кроме того, несомненно, воздействие малого бизнеса на укрепление экономической базы местных органов власти и самоуправления, на возрождение художественных и подсобных промыслов, решение экологических проблем.
Многие острые экономические проблемы российской экономики можно решить, если поддерживать широкую сеть МП. Как показывает мировая практика, малый бизнес позволяет значительно расширить без существенных капитальных вложений производство многих потребительских товаров и услуг, обеспечить гибкое своевременное реагирование на изменение спроса, поскольку в этом случае широко используются небольшие местные источники сырья и отходы крупного производства.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики является позитивной альтернативой подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.
Во многих странах мира содействию в становлении, развитии и выживании МП уделяется значительное внимание как со стороны государственных, так и частных общественных институтов. Причина очевидна: страна и народ становятся богаче, если малый бизнес процветает. МП – это базис, на котором строится вся экономическая пирамида рыночной экономики, основа, обеспечивающая занятость всего населения.