Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рис. 1а – Структура финансовой системы стран с развитой рыночной экономикой
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Функционирование финансово–кредитной системы непосредственно зависит от меры использования товарно–денежных отношений в управлении и организации хозяйственных отношений.
Принципы организации финансовой системы:
1. Одинаковость воздействия внешних факторов на производителей и потребителей товаров.
2. Определенное равновесие финансовых инструментов (т.е. цен, процентных ставок, курсов и комиссий и т.д.).
3. Использование законодательных и нормативных актов для регулирования самостоятельных действий каждого из хозяйствующих субъектов.
4. Конкуренция как условие развития и регулятор экономических процессов. В результате этого преимущество получают наиболее эффективные производства.
5. Самофинансирование предпринимательской деятельности.
Для всей системы рыночных отношений характерными являются принципы организации, создающие самовоспроизводящуюся систему, не только обеспечивающие ей устойчивость, но и условия для развития и совершенствования.
Функции финансов – проявление сущности данной категории в действии.
В условиях товарного производства распределение – связующее звено между производством и потреблением. Т.о. с помощью финансов происходит распределение общественного продукта, формирование бюджетных средств, внебюджетных фондов, формирование фонда оплаты труда, различных фондов и резервов.
С помощью данной функции устанавливаются, выявляются и реализуются важнейшие экономические пропорции, обеспечивается контроль на всех стадиях осуществления задач, обеспечивается контроль за величиной финансового результата (в т.ч. по стадиям его достижения). В свою очередь функция контроля позволяет не
только выявлять неэффективные действия, но и изыскивать резервы, предупреждать возможные потери и непроизводительные затраты.
Распределительная функция. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.
Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально–культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.
Признаки финансов:
-
Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары. -
Финансовые отношения носят распределительный характер. -
Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы – денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей.
Управление финансами
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления.
Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны,
финансы – объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
К объектам относятся:
финансы предприятий;
страховые отношения;
государственные финансы и т.д.
Финансовые субъекты – организации, которые организуют и осуществляют это управление.
К субъектам относятся:
финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;
финансовые органы государства (Минфин, финансовые министерства республик);
Министерство налогов и сборов.
Функциональные элементы управления:
Элемент 1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.
Элемент 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах.
Элемент 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
Управление финансами:
1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.
2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идей стратегического планирования.
Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:
а) осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций;
б) предоставление аудиторских услуг;
в) оказание консультаций по всем вопросам финансово–экономической деятельности;
г) осуществление регулирования финансовой сферы.
Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами. Другими словами, финансовый аппарат – система финансовых органов.
Финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.
Первая сфера – финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.
Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.
Вторая сфера – система страховых органов.
Третья сфера – государственные финансы – Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.
Четвертая сфера – кредитные учреждения: Центробанк и коммерческие банки.
Финансовый аппарат составляют:
а) финансовые органы государства;
б) страховые органы;
в) финансовые службы предприятий.
Рассмотрим федеральные финансовые органы государства.
1. Федеральное собрание
Совет Федерации (89 чел. х 2 = 178 чел.);
Государственная дума (450 чел.).
2. Президент.
3. Министерство финансов РФ, которое включает в себя нижестоящие уровни: казначейство, финансовый контроль и аудит, страховой надзор.
4. Министерство налогов и сборов РФ.
5. Счетная Палата Госдумы.
Структурные подразделения Министерства финансов РФ:
Департамент управления делами.
Департамент бюджетной политики.
Главное управление федерального казначейства. *
Департамент налоговой политики.
Департамент управления государственным внутренним долгом.
Департамент отраслевого финансирования.
Департамент межбюджетных отношений.
Департамент международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
Департамент оборонного комплекса и правоохранительной деятельности.
Департамент финансирования госаппарата.
Департамент методологии бухучета и отчетности.
Правовой департамент.
Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности.
Департамент страхового надзора. *
Департамент управления государственным внешним долгом.
Департамент международных финансовых организаций.
Департамент государственного финансового контроля и аудита. *
Управление по связям с государственными и общественными организациями.
Информационно–технический департамент.
Управление по защите информации.
Управление кадров и учебных заведений.
Управление капитального строительства и хозяйственных организаций.
Управление по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства.
* департаменты, имеющие региональные представительства.
Центральное место в Минфине занимает Департамент бюджетной политики, а на втором месте находится Главное управление федерального казначейства, которое исполняет бюджет. К важнейшим также относят: Департамент страхового надзора, который раньше существовал самостоятельно; Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее КРУ); Департамент налоговой политики и т.д.
Федеральное Казначейство РФ создано в 1993 году для того, чтобы осуществлять функции по исполнению федерального бюджета. Кроме того, казначейство проводит расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял Центробанк, т.к. Центробанк был исполнителем бюджета.
Казначейство возглавляется Главным управлением федерального казначейства, которое входит в центральный аппарат Министерства финансов и подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство представляет собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет отделения на местах и свою систему расчетов.
Департамент государственного финансового контроля и аудита (Контрольно–ревизионное управление) создан при Министерстве финансов в 1923 году. Он подчиняется непосредственно Министерству финансов. Органы финансового контроля и аудита есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. Финансовый контроль и аудит – это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности: