Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 813

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.

Поскольку в развитых странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.

По соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек.

7.1.2. 2. Финансовый механизм


Финансовый механизм и его составляющие: – финансовые методы; – финансовые рычаги; – юридическое обеспечение (нормативное и правовое); – информационное обеспечение.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Финансовые методы

Финансовые рычаги (финансовые показатели и финансовые инструменты)

Юридическое обеспечение: (Правовое и Нормативное)

Информационное обеспечение (финансовое делопроизводство)

планирование прогнозирование;

инвестирование;

кредитование;

самокредитование;

самофинансирование;

налогообложение система расчетов;

материальное стимулирование и ответственность;

страхование;

залоговые операции

трансфертные операции;

трастовые операции аренда;

лизинг;

факторинг;

фондообразование;

взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления

финансовые показатели

Прибыль; Доход; рентабельность и т.д.

финансовые инструменты:

ценные бумаги,

амортизационные отчисления

финансовые санкции;

цена;

арендная плата;

дивиденды;

процентные ставки;

дисконт;

целевые экономические фонды;

вклады;

паевые взносы;

инвестиции (прямые, венчурные, портфельные);

котировка валютных курсов;

формы расчетов;

виды кредитов;

франшиза;

преференция (курсы валют ценных бумаг)

Законы;

указы Президента

постановления Правительства

приказы и письма министерств и ведомств;

устав юридического лица (хозяйствующего субъекта);

  • методические указания

  • другая нормативная документация

I информация разного вида и рода:

  • внутренняя;

  • внешняя.

  • финансовая отчетность

  • и бизнес-планы

  • другие “публичные” документы

  • Неофициальные источники информации



Финансовый метод можно определить, как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

Особенно важно то, что финансовый менеджмент фактически охватывает все сферы управления капиталом (оборачиваемость капитала, его эффективность, структурную динамику, действие факторов, обусловливающих эти процессы). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги – это Базовые показатели финансового менеджмента и набор Финансовых инструментов. Таким образом, финансовый рычаг с представляет собой прием действия финансового метода к финансовым рычагам относят также финансовые показатели и финансовые инструменты. Базовые показатели финансового менеджмента (Система финансовых показателей и процессов: образования денежных доходов, осуществления расходов, контроля достижения эффекта) позволяют оценить уровень риска и выгодность (доходность) вложения денежных ресурсов. В свою очередь финансовые показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Основную часть финансовых инструментов составляют ценные бумаги.

 Иностранные финансовые инструменты можно классифицировать следующим образом:

Иностранные финансовые инструменты

 ▼ 




 ▼ 




 ▼ 

Ценные бумаги
согласно коду CFI


   

Производные
финансовые инструменты


   

Прочие
финансовые инструменты


 ▼ 




 ▼ 




 ▼ 

► Акции

► Облигации

► Инвестиционные акции инвестфондов

► Инвестиционные паи инвестфондов

► Депозитарные расписки на акции

► Депозитарные расписки на облигации

► Депозитарные расписки на паи, акции инвестфондов

► Ценные бумаги по индивидуальному решению ЦБ РФ




► Опционные договоры (поставочные и расчетные)

► Фьючерсные договоры (поставочные и расчетные)

► Форвардные договоры (поставочные и расчетные)

► Своп-договоры (поставочные и расчетные)

► Смешанные договоры




► Финансовые инструменты, относящиеся к ценным бумагам

► Доли участия, паи в уставных капиталах организаций и структур без образования юридического лица

► Договоры займа с нерезидентами

► Кредитные договоры с иностранными банками

► Прочие финансовые инструменты







8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО



Мы уже говорили о 2-х видах предпринимательства: производственном и коммерческом (этому посвящен 2-й раздел данного пособия). А теперь, следует поговорить о финансовом предпринимательстве. Дело в том, что финансовый менеджер предприятия любой отрасли должен уметь работать на финансовом рынке и заниматься финансовым предпринимательством. Именно в этом и есть специфика данной профессии. Каждое юридическое и физическое лицо получило возможность стать инвестором, с одной стороны, и эмитентом ценных бумаг – с другой, т. е. участником фондового рынка.

Предприятие в поисках наиболее эффективных направлений финансовых вложений и при реализации сделок приобретения ценных бумаг обращается к посредникам. На российском рынке в качестве таких посредников выступают фондовые биржи или фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные институты, банки.

На рынке фондовых активов продавцом может выступать как эмитент, так и инвестор. Переход ценной бумаги из рук эмитента в руки первого инвестора называется первичным размещением, а перепродажа бумаг инвесторами – обращением бумаг на вторичном рынке. На вторичном рынке финансовый актив может многократно менять владельцев (рис. 1).







Эмитент

Первичное размещение

Первый инвестор

Обращение на вторичном рынке

Второй инвестор


























































Рынок фондовых активов

















































Организованный

Неорганизованный















































Фондовая биржа

Внебиржевой (телефонный, уличный) рынок















Рис. 1. Формы организации фондового рынка

Первичный и вторичный рынки существуют в организованной и неорганизованной формах. Организованный рынок представлен фондовой биржей, на которой действуют жесткие правила торговли ценными бумагами. Неорганизованный (уличный, внебиржевой, телефонный) рынок не имеет строгих правил купли-продажи. Он представлен разобщенными посредниками, договаривающимися о сделке при личных встречах, по телефону и другим каналам связи.

Посредниками на рынке финансовых активов выступают брокеры, инвестиционные дилеры, трейдеры. Брокер (он же биржевой маклер, комиссионер, куртье, стокброкер) – лицо, производящее сделки по купле-продаже ценных бумаг по поручению клиента и за его счет. Вознаграждение, получаемое брокером, называется куртаж и выражается в процентах от суммы сделки. Инвестиционный дилер покупает бумаги на свое имя и за свой счет с целью их перепродажи для получения прибыли. На российском рынке функции брокера выполняет финансовый посредник, а функции дилера – инвестиционная компания. Оба посредника могут существовать только как юридическое лицо и представляют разновидности инвестиционного института. Представитель брокерской фирмы в торговом зале фондовой биржи называется трейдер.

Для профессиональных участников рынка финансовых активов существуют специальные термины:

“медведи”, “быки”, “зайцы”. “Медведь” играет на понижение рыночной цены бумаги. Прогнозируя понижение цен, он берет бумаги взаймы на определенный срок с оплатой по настоящему курсу. Бумаги сразу реализуются, пока цена на них не понизилась. На момент расплаты с кредитором бумаги падают в цене, и по этому сниженному курсу “медведь” выплачивает долг за взятые взаймы бумаги, имея доход в виде разницы цены реализации и цены на момент уплаты долга. Кредитор от совершенной сделки также имеет выгоду, его бумаги не лежат мертвым грузом, а обращены в наличные деньги.

“Бык” покупает бумаги за наличные и ждет повышения цен. При значительном росте курса бумаги продаются, а “бык” имеет доход, равный разности между ценой продажи и стоимостью покупки ценных бумаг.

“Заяц” – посредник, торгующий бумагами на неорганизованном рынке