Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 818
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» отражает комплексный подход к управлению финансами и поэтому состоит из 2–х частей.
В 1–й части пять разделов:
1. Азы экономической теории
2. Финансы и финансовая система РФ.
3. Деньги и денежное обращение в условиях рыночной экономики.
4. Безналичные расчеты и кассовые операции.
5. Кредит и кредитно–банковская система РФ.
Во 2-й части три раздела:
6. Финансы предприятий.
7. Финансовый и инвестиционный анализ.
8. Валютная система и международные кредитные отношения.
В данном Пособии мы постарались отразить специфику управления финансами промышленных предприятий. Хотя есть и информация по финансам торгового и банковского бизнеса.
Логика изложения – от общего к частному: сначала описаны общие теоретические подходы финансово–кредитных отношений, потом, с нарастающим уровнем сложности, описывается специфика промышленных предприятий, дается представление о текущем и стратегическом финансовом планировании, и затем рассматриваются вопросы международных финансовых отношений.
Центральная проблема предлагаемого пособия: закономерность функционирования целевых фондов денежных средств предприятий в современных условиях. То есть, даются предпосылки для поиска путей выживания предприятий в условиях ограниченных экономических ресурсов.
Задача пособия заключается в том, чтобы показать, что без нормально функционирующего механизма кругооборота денежных средств предприятий невозможно обеспечить саморегулирование рыночной системы в целом, действенную мотивацию труда, повышение эффективности экономики.
Основной целью предлагаемого учебного пособия является фундаментальная подготовка учащихся в области закономерностей управления финансовыми ресурсами предприятий в современный период.
Структура пособия составлена таким образом, что позволяет получить набор конкретных знаний, овладеть реальным аппаратом экономического анализа, научит принимать инвестиционные решения.
Предпринята попытка создания своеобразной энциклопедии финансовых наук для практических работников предприятий и населения.
Пособие начинается с освещения понятий «деньги» и «денежное обращение».
Следующий раздел посвящен безналичным расчетам и кассовым операциям.
Далее освещаются вопросы кредита и банковских операций.
В четвертом разделе рассматривается понятие «финансы», представляется структура финансовой системы РФ.
Пятый раздел посвящен финансам предприятий, т.е. отношениям по управлению финансами микро–уровня.
Шестой раздел посвящен валютной системе РФ и международным финансово–кредитным отношениям.
Понятийный аппарат и сущность управления финансами макро– и микроуровня приведены автором пособия в единую систему примерами из реальной российской действительности, что значительно облегчает восприятие материала.
Изначально Пособие предназначалось для системы дистанционного обучения учащихся школ, студентов высших и средних специальных учебных заведений, но надеемся, что оно будет доступно самому широкому кругу читателей старшего поколения с целью ликвидации их финансовой некомпетентности.
Круг вопросов, рассматриваемых в книге, делает её незаменимым пособием для будущих руководителей предприятий и предпринимателей.
Часть I.
Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ
«Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко сочетается в одном лице. Он должен – в известной мере – одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания».
Дж. М. Кейнс
Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбу своей страны.
Н. Грегори Мэнкью
Лауреат Нобелевский премии Макс Планк, основатель квантовой физики, однажды скромно заметил, что он начал свою деятельность как экономист, но затем оставил эту профессию
, потому что она слишком трудна.
Когда об этом рассказали пионеру современной математической логики Бертрану Расселу, он ответил: «Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста!»
Нобелевский лауреат экономист Пол Самуэльсон считал, что обе точки зрения содержат зерно истины. Но в них заключена и ошибка. Миллионы раз было подтверждено, говорил он, что любой смышленый человек, достигший 16 лет, может хорошо усвоить экономические принципы. И в этом смысле Рассел прав. Однако в искусстве познания экономических сил человеческой жизни на одной лишь умственной виртуозности далеко не уедешь. Опыт показывает, что, хотя простаки и не достигали успеха ни здесь, ни в любой другой области, все же не нужно быть сверхчеловеком, чтобы плодотворно заниматься предметом, который люди назвали экономической теорией и который находится на полпути между искусством и наукой.
1.1. Давайте начнем с самого простого
1.1.1. Смысл жизни и доходы
«Человек рожден на то, чтобы трудиться.»
Н.В. Гоголь
1.1.1.1. Значение труда в жизни человека
С точки зрения нравственности – это так. Кто не работает – тот не ест. По сути дела, это цитирование Гоголем Библии. Согласно Библии, труд — неотъемлемая часть человеческой жизни. Можно даже сказать, что якобы труд — это то, ради чего Бог и создал человека. Сотворив Адама, Господь поселил его в Эдемском саду, «чтобы он возделывал этот сад и берег его». (Быт 2:15).
А давайте я Вам это место растолкую, как я это понимаю. И так у моего мужа отец был агрономом с высшим образованием. Его назначили председателем колхоза, который находился в 7 км от города Севска. В колхозе было организовано производство различной сельхозпродукции, в том числе выращивались и яблоки. Они в самом колхозе не перерабатывались. Но и далеко их не увозили. В Севске есть консервный завод. Поясню, что существует не очень много сортов, которые «доживают» до весны естественным образом без хранилища. Стандартный срок жизни яблока – 2 недели. Таким образом, колхозники обеспечивали яблоками всех, кто не имел возможности вырастить их самим. Например, мои родители работали в областном центре, имели дачу, но не для пропитания, а для снятия стресса, отдыха. Поскольку им приходилось работать с людьми. А от этого усталость бывает несколько больше, чем от физического труда. Так что можно сказать, что отец моего мужа кормил яблоками моих родителей и меня и все получали от этого одно сплошное удовольствие! Председатель колхоза – Почётные Грамоты и награды, а потребители – отличный товар. Я могла позволить себе выпить 3 литра сока за день. Я могла позволить себе каждый день есть мочёные яблоки сорта антоновка. Это не говоря уж о компоте (продажа сухофруктов), джеме, варенье, мармеладе, пирожках, блинчиках. А вот шарлотку я первый раз попробовала в начале 80-х из русской печи осенью, в колхозе Почепского района, куда нас направляли на сельхозработы.
Так что Бог не создал человека с той целью, чтобы он трудился. Труд – просто метод обеспечения себя всем необходимым. Бог не только создал человека, он дал ему рыбу, а удочку уже изобрёл сам человек чтобы облегчить процесс рыбной ловли.
Так что цель нашей жизни – самосовершенствование личности. Мы уже процитировали по этому поводу другого не менее известного писателя, который кстати, не придерживался канонических взглядов Русской православной церкви: Л. Н. Толстого.
И ещё одна цитата. Но уже не Библия, а запись контактера нашего века Маслова Л. И. слов самого Бога «19.11.06 Главная цель человека – самосовершенствование». И ещё (речь идёт о Духовном Мире): «9. Управлять судьбами, принимать отчёт человека о том, как он вёл себя на Земле (в Материальном Мире), как он вписался в Мой Мир и как он совершенствовался, как личность, как углублялась Душа его, – всё это принадлежит только Мне!».
Аркадий Исаакович Райкин писал: «…я верю в труд. Что такое труд? Труд — это основа всего для меня…».
1.1.1.2. Труд и доходы
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.
Предмет труда - это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта.
Средства труда - это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.
Любой человек может получить доходы. Любой человек может заработать. Труд – источник легального дохода.
Считается, что труд с целью получения дохода как правило бывает двух видов:
– Труд по найму. Работа на хозяина. Такой доход наёмного сотрудника как правило называют заработной платой. Хозяин включает эту сумму в состав текущих издержек (т.е. относит на себестоимость).
– Предпринимательство. Работа на себя лично или получение дохода от совладения. В этом случае человек выступает как хозяин/совладелец бизнеса и получает свою долю прибыли.
Хотя вполне может быть ситуация, когда наемный сотрудник фирмы, получая заработную плату, одновременно занимается предпринимательством и имеет от этого дополнительный приток денежных средств в виде: дивиденда, прибыли, процента.
ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
1) Производственное предпринимательство (производство товаров/готовой продукции);
2) Коммерческо-торговое предпринимательство (предпринимательство в сфере обращения. Сфера обращения – торговля, снабжение, сбыт, складское хозяйство);
3) Финансово-кредитное предпринимательство – это предпринимательство на финансовом рынке (у неспециализированных предприятий будет прибыль от внереализационных операций);
Финансово-кредитное предпринимательство – это деятельность на следующих рынках:
• на рынке ценных бумаг;
• на рынке банковских услуг;
• на рынке страховых услуг;
• на рынке иных финансовых услуг.
4) Сервисное – это осуществление услуг (транспортах, ремонтных, консультационных, арендных, сексуальные услуги [проституция, порнография и т.д.]).