Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 823
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.4. Налогообложение
«Не бывает никаких "государственных" денег, бывают только деньги налогоплательщиков!»
Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах.
2.4.1. Взаимоотношения предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами
Обычно различают так называемые «положительные» и «отрицательные» взаимоотношения предприятия с бюджетной системой. К «положительным» относят различного рода ассигнования из бюджетов различных уровней, к «отрицательным» – платежи и отчисления в соответствующий бюджет.
Практически все предприятия выступают в качестве плательщиков налогов в бюджет, но только некоторые получают из бюджета ассигнования (дотации и ассигнования на капитальные вложения, субвенции). К ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций – финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть средств федерального бюджета направляется предприятиям через специальные фонды – фонд поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и электрификации.
Бюджетные ассигнования могут быть возвратные и безвозвратные. Расходы бюджета на финансирование предприятий в условиях рыночной экономики носят строго целевой характер, чаще применяются возвратные формы финансирования (налоговые кредиты и бюджетные ссуды [субсидии]). Пока сохраняются традиционные формы финансирования: возмещение разницы в ценах, сметное финансирование, госдотации и субвенции.
Методы бюджетного финансирования такие как дотация и субвенция используются и для помощи нижестоящим бюджетам внутри бюджетной системы. "Дотация" – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. "Субвенция" – сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально–экономического развития, соответствующего национально–государственного или административно–территориального образования.
Когда вопрос идет о бюджетном финансировании, то органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления использования средств бюджетов на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с представительными органами власти иных национально–государственных и административно–территориальных образований; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов власти, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели.
В целом осуществление расходов бюджета на финансирование предприятий осуществляется в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
"Отрицательные" взаимоотношения с бюджетом, то есть платежи в бюджетную систему бывают, по крайней мере, трех видов: добровольные пожертвования, штрафные санкции и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
2.4.2. Классификация налогов:
1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают:
а) реальные;
б) личные. К ним относятся:
– подоходный налог с населения;
– налог на прибыль юридических лиц;
– налог на прирост капитала;
– налог на доходы от денежных капиталов;
– налог на сверхприбыль.
2) Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:
а) акцизы (надбавка к цене);
б) фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны);
в) таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);
– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны);
– транзитные.
3) Отчисления в фонды социального страхования:
а) пенсионный фонд;
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Элементы налога.
Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог.
Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.
Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:
– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);
-
долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть прибыли); -
в виде процента.
Ставки бывают:
а) пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины);
б) прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.
С точки зрения уровня различают 3 вида налогов:
1. Федеральные;
2. Республиканские;
3. Местные.
Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.
Пошлины – денежные суммы, которые взимаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.
Пошлины взимаются следующими органами:
а) Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.).
б) Государственным арбитражем (иски между предприятиями).
в) Нотариальными конторами.
г) Милицией (прописка и т.д.).
д) Загсом (регистрация брака).
е) Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и т.п.).
ж) Мэрией (за различные справки).
з) Другие.
В РФ финансовые органы нацелены в первую очередь на использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов, которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать производство.
В условиях рыночных отношений экономические методы управления государства достаточно разнообразны, но среди них одним из наиболее действенных являются фискальные. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.
Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении ряда условий:
– возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим их источников финансирования для расширения и технического перевооружения производства;
– количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, а порядок их исчисления и взимания – простым и понятным каждому плательщику;
– необходимы согласованность и взаимоувязка налогов без их дублирования друг другом, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время;
– система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и хозяйствования, в то же время – гибкой, и с помощью налоговых льгот создавать предпочтительные условия развития для тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество.
Целостная налоговая система РФ действует с 1992 г. Она была регламентирована Законом «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 .12. 1991 г. (последнее изменение было 1.08.1998 года). Из этого закона пока действует только старый перечень налогов. Вскоре этот закон окончательно будет заменен Налоговым Кодексом. По совокупности и структуре входящих в нее налогов, формам и методам её построения налоговая система в целом отвечает современным задачам финансовой политики. Однако созданному налоговому механизму присуща в основном фискальная направленность, и в меньшей степени удается реализовать стимулирующую функцию налогов. Налоговыми методами пока не удалось остановить спад производства и обеспечить развитие предпринимательства. Хозяйственная практика выявила недостатки, противоречия действующих законов, поэтому процесс совершенствования налогового законодательства продолжается.
Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. К настоящему времени установлены следующие виды налогов: федеральные, налоги субъектов РФ и местные (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти). Количество всех налогов, отчислений и платежей превысило 60. Объектами обложения выступают: прибыль, доходы (выручка), имущество предприятий, стоимость товаров определенного вида, отдельные виды деятельности, финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами.
Различают налоги на юридических и физических лиц. В дальнейшем мы рассмотрим налоги на предприятия (то есть налоги с юридических лиц).
2.4.3. Виды налогов и сборов в РФ
В РФ в июле 1998 года приняты 1–я часть Налогового Кодекса (№ 146–ФЗ), где устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются налоговым Кодексом.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт–Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.
Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности поданному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются налоговым Кодексом.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные налоговым Кодексом.
Федеральные налоги и сборы
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) сбор за пограничное оформление; | 10) налог на пользование недрами; 11) налог на воспроизводство минерально–сырьевой базы; 12) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 13) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 14) лесной налог; 15) водный налог; 16) экологический налог; 17) федеральные лицензионные сборы. |