Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 802

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



документированные ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;

проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Автоматизация управления финансами

Автоматизированные системы управления становятся неотъемлемой частью работы финансовых органов. Автоматизированные системы базируются на элементах программирования и ЭВМ.


2.3. Бюджетная система РФ

2.3.1. Структура государственных финансов


1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

2) Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций)

a) Пенсионный фонд.

b) Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.).

c) Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

Источники формирования

а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;

б) субсидии из бюджета;

в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы

г) добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

3) Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

– государственные займы;



  • казначейские ссуды.

4) Финансы государственных предприятий.

2.3.2. Понятие бюджетной системы


Бюджетная система РФ – основанная на государственной устройстве и административно–территориальном делении совокупность всех видов бюджетов и государственных целевых фондов, их взаимосвязь, регулируемая нормами права РФ и субъектов РФ.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально – экономическую, включая налоговую, политику.

Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:

а). Унитарное;

б). Федеративное.

Унитарное государство имеет 2 уровня:

1). Общий;

2). Местный.

Российская Федерация – федеративное государство, имеющее 3 звена.

Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны.

I уровень – Федеральный бюджет.

II уровень – Бюджеты субъектов федерации (республики, области, края, Москва, Санкт – Петербург).

III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).

Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

– субсидии;

– субвенции;

– регулирующие доходные источники.

Субсидия – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).

Субсидии бывают целевыми (определяется цель) и универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова “срок”) характер.

Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники.


Доходы делятся на закрепленные (заранее закреплены) и регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы – это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами.

2.3.2.1. Государственные расходы


Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:

– охранная (внутри)

– оборонная

– внешнеэкономические отношения

– социальная

  • управленческая

Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или через предприятия, принадлежащие государству.

Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли. Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации).
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Составные части расходов бюджетов

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие (бюджет текущих расходов) и капитальные (бюджет развития).

Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экономической бюджетной классификацией.

Капитальные расходы бюджета (бюджет развития)

Бюджет развития – часть расходов бюджета, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для вложения в качестве инвестиций во вновь создаваемые или действующие юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве инвестиционных бюджетных кредитов юридическим лицам, иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.


Текущие расходы бюджетов (бюджет текущих расходов)

Бюджет текущих расходов – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование бюджетных учреждений и мероприятий, оказание селективной государственной поддержки отдельным отраслям экономики, а также другие расходы бюджета, не включенные в бюджет развития.

Формы расходов бюджетов

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание учреждений, содержащихся за счет бюджетных средств (бюджетных учреждений);

  • средства на оплату продукции, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам;

  • трансферты населению;

  • бюджетные кредиты, дотации и субвенции юридическим лицам;

  • инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

  • ссуды, дотации, и субвенции другим бюджетам, государственным целевым фондам;

  • кредиты иностранным государствам;

  • средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных (муниципальные) гарантий.



2.3.2.2. Принципы бюджетного финансирования


I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет, прогнозов на заранее обусловленные цели.

II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения плана по производственным, оперативно – сетевым показателям, показателям с учетом отпущенных ранее средств.

III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных размерах и после использования собственных средств.

IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств.

V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств.

VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характерис–тика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально –