Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 828

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

стоимости актива и дохода от полученных дивидендов. Доход, исчисленный в процентах к первоначальной стоимости актива, называется доходностью данного актива или нормой дохода.

8.5.2. РИСК


Понятие "риск" определяется как "опасность, возможность убытка или ущерба". Следовательно, риск означает неуверенность в результате. Под "риском" также следует понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления производственной или финансовой деятельности.

Существуют различные способы классификации риска.

Например: 1) спекулятивный, простой (чистый); 2) системный, несистемный; 3) предпринимательский: производственный, коммерческий, финансовый; 4) инвестиционный, страховой, банковский и т.п.

Для всех видов рисков характерным является фактор неопределенности.

Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Различают чистые (простые) и спекулятивные предпринимательские риски.

Чистые риски означают возможность получения убытка или "нулевого" результата: этот риск рассчитан только на проигрыш.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата (вспомните график безубыточности и "мертвую точку").

Денежные расходы убытки и потери чаще всего является результатом финансового предпринимательства (предпринимательства на финансовом рынке). Таким образом получается, что финансовое предпринимательство это по сути то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются денежные средства (наличные, ценные бумаги, остатки на расчетном счете). Следовательно, потери, в целом характеризующие коммерческое предпринимательство, присущи и финансовому предпринимательству. Поэтому, обычно говорят, что финансовые риски – это риски спекулятивные. С этих позиций финансовый риск выражается в возможности получения ущерба в результате проведения операций кредитного характера, осуществления финансовых инвестиций, эмиссии ценных бумаг.


С одной стороны, – финансовый риск – это разновидность предпринимательского риска для предприятий, основная деятельность которых не связана с финансовым рынком и означают в основном угрозу денежных потерь.

Если классифицировать этот финансовый риск по типу объекта потери, то следует выделить имущественные риски и риски, связанные с обязательствами.

А) Имущественный риск – это угроза потери части имущества (при этом весь ущерб пересчитывается в денежном выражении).

В) Риск, связанный с обязательствами – это риск финансовых убытков, когда действиями фирмы или отдельного лица наносится ущерб личности или имуществу кого-либо еще.

С другой стороны, с точки зрения предприятий кредитного рынка, – финансовый риск – это разновидность соответственно банковских (в банковской системе), страховых (для страховой и пенсионной системы) или инвестиционных рисков (для бирж, инвестиционных фондов и т.д.). То есть, предприятия кредитного рынка финансовый риск определяют как необходимость учета таких специфических факторов, как неплатежеспособность клиента финансовой сделки, угроза невозврата кредита, общее ухудшение финансового положения клиента.

Таким образом, под финансовым риском на рынке ссудных капиталов обычно подразумевается та разновидность общих рисков, которая связана с угрозой невыполнения обязательств клиентами по причине несостоятельности. Например, банковские риски представляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций.

Они имеют достаточно сложную структуру и обычно делятся на внешние (страновой, валютный и т.д.) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски, связанные со спецификой клиента и т.д.).

Финансовые риски подразделяются на три вида:

риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные);

риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски);

риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности предприятия.

Рассмотрим финансовые риски предприятий сферы производства и обращения. Принято различать следующие составляющие их финансового риска: кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной выгоды, инвестиционный риск, налоговый риск.

а)

Кредитный риск – опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.

b) Процентный риск – опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита.

c) Валютные риски представляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении не только биржевых спекуляций, но и торговых внешнеэкономических операций.

e) Риск упущенной выгоды – вероятность наступления косвенного финансового ущерба или недополучения прибыли в результате: неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

d) Инвестируя сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отказывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала знает заранее, что возможны два вида результатов: доход или убыток.

Инвестиционный риск – это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось.

g) Налоговый риск включает: – невозможность гарантировать получение налогового кредита; – изменение налогового законодательства; – персональные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций.

8.5.3. Процесс управления риском


Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий:

определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, их осуществление и оценка результатов.

A). С точки зрения финансового риска, определение цели сводится к обеспечению существования фирмы в случае существенных убытков.

В качестве цели может фигурировать: защита работы предприятия от условий внешней среды или оптимизация внутренней среды.

В качестве внешней среды предприятия рассматривают две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, конкурентов, государство.

К факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, достижения НТР, международные события.

К положительным факторам внутренней среды относят: наличие специальной службы “экономической безопасности”, системы “экономического сигналинга”, которая предотвращает все непредусмотренные расходы.

B). Следующим шагом является выяснение риска при помощи сбора различной информации и использования официальных и неофициальных каналов. Кроме данных финансовой отчетности и бизнес-планов к официальным источникам информации относят информацию, полученную из периодической печати, радио, телевидения и т.п. К неофициальной информации относят данные, полученные при помощи промышленного шпионажа.

C). Оценка риска. После того, как убедились, что убыток будет иметь место, следующим шагом будет определение его серьезности. Оценка риска для того и делается, чтобы правильно выбрать рисковую премию. Принцип в весьма упрощенном варианте выглядит так: 1. Оцениваем риск того, что проект провалится. Например, он составил 50%. Значит, в среднем каждый второй проект ничего нам не принесет. 2. Пусть мы хотим иметь доход от вложений во все наши проекты равным 10% в год. Но каждый второй проект не принесет ничего. Значит оставшиеся должны иметь доход с двукратным запасом. Добавляем 10% рисковой премии. И считаем его уже с этими минимальными требованиями.

D). Выбор методов управления риском. В соответствии с результатами предыдущих исследований осуществляется выбор того или иного метода управления риском. Возможна также комбинация из нескольких методов.


E). Применение выбранного метода: принятие конкретных шагов по применению того или иного методов. Например, если избранным методом является страхование, то этот шаг заключается в покупке страхового полиса. При этом выбираются разные страховые компании в зависимости от их специализации в области страховых рисков, и далее: выбирается наиболее оптимальная по времени и цене и обеспечению форма страхового полиса.

Кроме страхования, стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. При этом задействуется каждая из функций финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.

8.5.3.1. Роль планирования как функция финансового менеджмента применительно к управлению финансовыми рисками


9‑й раздел обычного бизнес-плана представляет собой инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадывать все возможные типы рисков с которыми может столкнуться предприниматель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Этот раздел бизнес-плана нацелен на исследование не только финансовых, но и других рисков (например политических, законодательных, природных /стихийные действия/ и т.п). Все риски представленные в 9‑м разделе находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую величину финансового риска. Ниже мы приведем некоторые типичные расчеты, которые осуществляются при составлении этого раздела бизнес-плана.

Применение лимитирования в отношении показателей финансовых ресурсов бюджета предприятия –конкретное выражение результатов планирования рисков. Лимитирование –это установление лимита т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска и применяется, например –банками при выдаче ссуд, а предприятиями сферы обращения –при продаже товаров в кредит и т.д.

8.5.3.2. Организационная функция финансового менеджмента и управление рисками:


Многие крупные фирмы содержат на службе “специалистов по безопасности”. Эти менеджеры планируют стратегию управления риском данной фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования. Они например, дают консультации как спасти страховые платежи от инфляции, выбирают способы избежания убытков. В средних по размеру фирмах, где нет специалиста по безопасности, к функциям финансового менеджмента (финансового директора) относят и обязанность управления финансовыми рисками, поэтому именно они и должны планировать методы управления финансовыми и особенно инвестиционными рисками. В мелких фирмах –это одна из функций владельца.