Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Пср.п = Рср.п.полн с/с * Rбаз
Несравнимая продукция также принимает участие в этом методе, но незначительно. Мы распространяем на эту продукцию какой-то средний уровень рентабельности, сложившийся на предприятии.
При использовании этого метода имеет большое значение как складывается ассортимент продукции предприятия, так как неодинакова рентабельность по разным видам продукции.
Надо учесть, как изменяется ассортимент и как на это влияет рентабельность:
Наименование продукции | текущий период | плановый период | |||
Уд. вес в общ V вып: % | R | Крент | Уд. вес в общ V вып % | Крент | |
А | 25 | 8 | 20 | 20 | 1.6 |
Б | 40 | 10 | 4 | 50 | 5 |
В | 30 | 15 | 4.5 | 10 | 1.5 |
Г | 5 | 50 | 2.5 | 20 | 10 |
Итого: | 100 | - | 13 | 100 | 18.1 |
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и её себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.
Метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Содержание аналитического метода планирования прибыли рассмотрим кратко, лишь с той целью, чтобы показать его отличие от метода прямого счета*. В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.
Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны её фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Р ):
Р = (П : С ) х 100% ,
где П – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще неизвестен);
С – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
-
Метод прямого счета и аналитический метод планирования прибыли достаточно подробно рассмотрены в учебной и справочной литературе.
Схема 4
УЧАСТИЕ ПРИБЫЛИ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПРИБЫЛЬ
К изъятию
К использованию
Уплата налогов и сборов
Фонд накопления
Фонд потребления
Уплата процентов и погашение ссуд
Резервный фонд
Отчисление вышестоящей организации
Нераспределенная
прибыль
Возмещение расходов и
убытков
Выплаты совладельцам
Оказание финансовой помощи
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.5. 1. Сущность оборотных средств, основы их организации на предприятии
3-и формы совокупного капитала:
-
денежная форма (денежная наличность и платежные средства)
-
производственная форма – материальные и нематериальные активы, имущество, обеспечивающие технологическую, снабженческо-сбытовую и управленческую деятельность предприятия)
-
товарная форма – принадлежащие предприятию товары, предназначенные для реализации.
Исходя из этого строится структура бухгалтерского баланса.
АКТИВ | ПАССИВ |
I. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ | I. Собственный КАПИТАЛ |
II. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (Текущие активы) | II. Заемный КАПИТАЛ (Обязательства) |
Итого имущество | Итого источников |
Актив бухгалтерского баланса предприятия показывает одномоментное состояние имущества предприятия. В активе баланса выделяются текущие активы (счет в банке, касса, прочие поступления, дебиторская задолженность) – как наиболее мобильная часть средств, запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемный капитал.
Оборотный капитал (Working Capital) – это текущие активы (Current Assets) минус текущие пассивы (Current Liabilities). Соответственно, и управление оборотным капиталом складывается из управления текущими активами и управления текущими пассивами.
Для начала – какие активы и пассивы считать текущими? В американских GAAP (более конкретно, в SFAC 6), например, установлено, что текущими считаются активы и пассивы которые, как ожидается, будут конвертированы в наличность в течение одного года или одного операционного цикла компании (если он дольше, чем год).
Теперь давайте посмотрим на структуру "объектов управления", а заодно и на способы управления ими.
ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ
Денежные средства (Cash). В западной практике принято размещать денежные средства в фондах денежного рынка – ликвидность сохраняется (по счетам денежного рынка можно даже чеки выписывать), а проценты аналогичны тем, что банки платят по девяностодневным депозитам.
Ликвидные ценные бумаги (Marketable Securities). Большая часть этой позиции обычно вложена в надежные государственные или корпоративные облигации (рейтинг S&P не ниже A).
Дебиторская задолженность (Accounts Receivable). Про управление дебиторской задолженностью исписаны тонны бумаги и моря чернил. Техника вкратце такая: установите небольшие начальные лимиты на контрагента и повышайте их только на основании хорошей кредитной истории контрагента. Связанный вопрос – правила списания дебиторской задолженности.
Запасы (Inventories). В управлении товарными и материальными запасами в свое время сильно преуспели японские фирмы. Именно в Японии родилась концепция канбан, которую в Америке позднее перекрестили в JIT (Just-In-Time) – товарные запасы в классическом канбане поддерживаются на уровне потребностей одного дня работы. Меньше товарных и материальных запасов – меньше складов – меньше амортизация и накладные расходы. Грубо говоря, конечный продукт сначала продается, и только потом производится.
Сюда же стоит отнести и рационализацию закупок.
ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ
Здесь правило одно – исполняйте обязательства в срок, но не раньше. Это относится и к кредиторской задолженности, и к авансам клиентов, и к краткосрочным кредитам, и к налогам.
Из-за валютного контроля российским предприятиям без соответствующей подготовительной работы недоступны управление денежными средствами и инвестиции в ликвидные ценные бумаги. Рационализация же закупок без корпоративных кредитных карточек (а они в России тоже пока не водятся) часто оборачивается непробиваемой бюрократией и рационированием.
Оборотные средства представляют собой совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Движение оборотных производственных фондов и фондов обращения составляет единый процесс. Это дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие –оборотные средства.
Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла.