Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 866

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



После определения способности компании выполнять текущие обязательства обычно рассматривают её финансовое состояние с учетом долгосрочных факторов.

Компания может привлекать капитал тремя основными способами: через выпуск акций, через получение кредита в различной форме и через использование доходов. Для исчисления общего размера мобилизованного компанией капитала используют показатель капитализации, который численно равен сумме долгосрочной задолженности и акционерного капитала. Последний складывается из номинальной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, эмиссионного дохода, стоимости акций, приобретенных самой компанией, и нераспределенной прибыли, направленной на увеличение акционерного капитала.

Отношение одного из элементов показателя капитализации (стоимости выпущенных в обращение облигаций, обыкновенных акций, привилегированных акций) к общей его величине позволяет исчислить коэффициенты капитализации, характеризующие степень привлечения фирмой тех или иных собственных и заемных источников для формирования своих ресурсов. Компания, привлекающая капитал только через выпуск обыкновенных акций, имеет консервативную структуру капитала. Те же фирмы, которые значительную часть своих пассивов формируют за счет заемных средств, обладают спекулятивной структурой капитала. Уровень долгосрочной задолженности, превышающей 30-35 %, как правило, оценивается как рискованный.

На втором этапе анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний рассматривают показатели эффективности их работы. Для этого исчисляются уровни рентабельности как по отношению к активам фирмы, так и по отношению к объему реализованной продукции и оказанных услуг.

На третьей стадии анализа более глубоко изучается структура капитала фирмы. В частности, может быть установлено соотношение между величиной капитала, принадлежащего акционерам, и общей суммой активов компании.

Наконец, на заключительном, четвертом этапе анализа производится оценка потенциала акций. Для этой цели устанавливается система показателей, отражающих качество ценой бумаги: сумма дивидендов, приходящихся на одну обыкновенную акцию; соотношение между ценой акции и ее доходностью; соотношение между бухгалтерской и рыночной ценой акции; соотношение между дивиденда и доходностью акции. В ходе анализа производится сопоставление значений этих показателей с данными по другим фирмам, а также с их величинами, сложившимися в прошлые годы. При оценке результатов сопоставлений используют материалы предшествующих стадий анализа, позволяющие объяснить сложившуюся ситуацию.


При анализе долговых инструментов, цены на которые предопределяются не только положениями дел у их эмитентов, но и состоянием ссудного рынка, многие аналитики используют разработки рейтинговых фирм. В США наиболее используемыми являются рейтинги компаний Standart &Poor’s и Moody’s. Они дают оценки большому числу облигаций и иных кредитных фондовых ценностей. В России используются рейтинги АК&M.

Кредитные рейтинги используются как наиболее комплексный, сопоставимый, легко передаваемый и однозначный способ выражения представлений о качестве долговой фондовой бумаги. Кредитные рейтинги:

  • выражают степень риска, связанного с долговыми ценными бумагами;

  • характеризуют ликвидность кредитных фондовых инструментов;

  • служат основой сопоставления разных видов долговых бумаг;

  • могут рассматриваться как один из факторов, влияющих на стоимость ценных бумаг, ибо изменение рейтинга обычно приводит к изменению представлений о долговом инструменте широкого круга участников фондового рынка;

  • позволяют проверить выводы, сделанные в результате собственного анализа.



Индикаторы на рынке ценных бумаг


Во всех странах с развитым рынком ценных бумаг для определения общей тенденции в изменении курсов акций применяются специальные индикаторы – фондовые индексы. Наиболее известными из них являются: в США – индекс Доу-Джонса и индекс Стандарт инд Пур (Standard and Poor’s 500 stock Price Index); в Великобритании – индексы ФУТСИ (Financial Times Stock Indices [Индексы акций газеты "Файнэншнл таймс"], “foots”); в Японии – Никкей; в Канаде – индекс Торонтской фондовой биржи.

Российский рынок ценных бумаг еще находится в стадии становления. Тем не менее экспертами информационно – аналитического агентства «Анализ, консультация и маркетинг» (АК&М) разработана методика расчета индексов, суть которой состоит в следующем:

рассчитываются три индекса: банковский, промышленный и сводный. В банковский листинг включаются наиболее крупные российские банки; в список промышленных компаний были включены 24 предприятия, такие как ЗИЛ, “Урал Маш” и др. Сводный индекс рассчитывается по 35 позициям – компании двух предыдущих списков плюс ряд предприятий других отраслей. Базовая дата, с которой начинается отчет, – 1 сентября 1993 года. В основу определения индексов положена методика компании “Стандарт энд Пур”. В расчете определяется изменение цены акций по сравнению с базовой датой и взвешивается на долю рыночной стоимости всех акций внесенного в листинг эмитента. Таким образом, индекс характеризует изменение средней цены акции. Данные об изменении индексов АК&М публикуются в средствах массовой информации.



Рыночная цена финансовых активов определяется соотношением спроса и предложения. В каждый данный момент определенный актив имеет свой курс, и задача инвестора – спрогнозировать тенденцию, направленность его изменения. При огромном количестве ценных бумаг, обращающихся на рынке, практически невозможно отследить закономерности колебания цен по каждой бумаге. В то же время многолетняя деятельность зарубежных фондовых бирж показала, что изменение цен на акции некоторого ограниченного круга фирм точно соответствует колебанию курсов по всем другим акциям. Возникла идея отслеживать изменение цен не по каждой бумаге, а по определенному их набору.

Показатель, отражающий среднюю цену акций и других ценных бумаг по определенной совокупности компаний, называется биржевым индексом. Индекс позволяет инвесторам, вкладывающим деньги в ценные бумаги, оценивать состояние как фондового рынка в целом, так и надежность собственных активов.

Исчисление биржевого индекса имеет два аспекта – выбор методики расчета и определение критериев отбора бумаг в индексный набор. Первая часть вопроса решается достаточно просто. Поскольку индексом определяется цена, то расчет его производится по одной из формул средних. Наиболее распространенным является биржевой индекс, исчисленный по средней арифметической простой: сумма цен акций делится на число наименований бумаг, отобранных для расчета биржевого индекса.

Число агрегированных в индексе наименований акций (знаменатель формулы) может выражаться как целым числом, так и некоторым коэффициентом, представленным дробью. Это связано с возможным дроблением или объединением компаний, ликвидацией одних и образованием других.

По рассмотренной методике исчисляется знаменитый биржевой индекс Доу Джонса Нью-йоркской фондовой биржи, связанный с именем бывшего редактора газеты “Уолл Стрит Джорнэл”. Впервые индекс рассчитан в конце прошлого столетия: Доу сложил рыночные цены 12 различных акций и поделил сумму на 12. Позднее методика была модифицирована – вместо числа компаний введен коэффициент, и в этом виде индекс Доу Джонса сохраняется до настоящего времени, пересматривается только значение коэффициента при дроблении акций какой-то компании, входящей в индексный набор.

Существуют четыре индекса Доу Джонса: индустриальный, транспортный, коммунальный, составной.


Названия связаны с отраслевой специализацией компаний, чьи акции представлены в индексном наборе. Самым старым и распространенным является индустриальный, или промышленный, индекс Доу Джонса. Он отражает движение курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций (исключением являются две компании – “Американ экспресс” и “Американ телефон энд телеграф”, которые нельзя считать чисто промышленными). На составляющие промышленного индекса Доу Джонса приходится от 15 до 20% рыночной стоимости акций, котируемых на Нью-йоркской фондовой бирже. Каждое утро значение индекса публикуется в газете “Уолл Стрит Джорнэл” и в ряде других американских газет. На бирже показатель исчисляется и сообщается каждые полчаса.

Транспортный индекс Доу Джонса характеризует изменение цен на акции 20 авиакомпаний, железнодорожных и автодорожных корпораций, оммуня пт,-ны индекс исчисляется по курсам акций 15 компаний, занимающихся газо– и электроснабжением. Составной или комплексный, индекс, известный также под названием “Индекс-65”, объединяет три предыдущих индекса.

Основная проблема расчета биржевого индекса – отбор бумаг в индексный набор. Необходимо, чтобы выборка была представительной с позиций всего рынка финансовых активов. Отслеживаются цены акций солидных компаний, составляющих основной оборот фондовой биржи. При этом число отобранных эмитентов дифференцируется по отраслям в зависимости от их влияния на рынок, масштабности и значимости для экономики страны. Фирмы – представители индексной группы могут заменяться в зависимости от их позиций на рынке. Однако в современных условиях такие случаи довольно редки.

Экспертами фондового отдела Российской товарно-сырьевой биржи разработан и апробирован метод индексации фондового рынка на переходный период к развитому рынку. Индекс рассчитывается как средняя арифметическая простая из групповых индексов, дифференцированных по эмитентам: банки, инвестиционные компании и фонды, производственные АО. Групповой индекс есть средняя арифметическая взвешенная из отклонений рыночной цены определенной бумаги от ее номинала.

Групповой индекс исчисляется в рублях и показывает, как в среднем отклоняется рыночная цена от номинальной по определенной группе эмитентов.

Индекс отражает среднее отклонение рыночной цены от номинальной по всем акциям, допущенным к торгам в фондовом отделе биржи.

Индекс динамики цены является коэффициентом и не имеет единицы измерения. Он может быть представлен в процентах, для чего коэффициент умножается на 100. Индекс динамики показывает, во сколько раз или на сколько процентов возросла текущая цена по сравнению с предыдущей или номинальной. Если от числителя формулы отнять знаменатель, получим абсолютное изменение цены в рублях.


Рассмотрев главные методы оценки эффективности инвестиционных проектов, применяемые в зарубежной практике, нельзя не отметить, что основу всех расчетов составляет скрупулезный учет денежных потоков. Отсюда и высокие требования со стороны инвесторов к качеству, полноте и достоверности предоставляемых для расчетов исходных данных.

8.2.2.3. Методы изучения сфер инвестиционной деятельности для выбора объекта инвестиций


Второй уровeнь полного фундамeнтального анализа объeктов инвeстирования состоит в изучeнии отраслeй, подотраслeй и сфeр вложeния капитала с точки зрeния их инвeстиционной привлeкатeльности примeнитeльно к цeлям инвестора. Eго тeорeтичeской основой являeтся концeпция эффeктивности ЦБ. Под эффeктивностью фондового рынка понимаeтся eго способность адeкватно отражать состояниe в различных сeкторах бизнeса и на конкрeтных прeдприятиях, стeпeнь eго информативности для инвeстора.

Сущeствуют три основных подхода к оцeнкe эффeктивности РЦБ. Сторонники иррациональности или нeэффeктивности рынка, начиная с Д.М. Кeйнса, утвeрждают, что цeнообразованиe на РЦБ являeтся рeзультатом дeйствий наивных мeлких инвeсторов, с одной стороны, и спeкуляций в отношeнии цeны ЦБ, нe имeющих разумной основы, с другой. Поэтому информативность фондового рынка являeтся ложной и исслeдованиe eго – бeсполeзным.

Тeория эффeктивных рынков состоит в том, что ЦБ являются чувствитeльным информационным процeссором, быстро отвeчающим на каждую новую информацию и устанавливающим правильную цeну акций. Сторонники этой тeории признают, что цeны акций колeблются, но эти колeбания являются рeакциeй на мeняющуюся информацию. При этом воздeйствия наивных инвeсторов, рeагирующих на общeдоступную информацию взаимно погашаются, а дeйствия рациональных активных инвeсторов, профeссионально изучающих и работающих на РЦБ отражают истинную информацию об объeктах инвeстирования и опрeдeляют дeйствитeльную коньюнктуру рынка. Поэтому, по их мнeнию, рынок являeтся эффeктивным и трeбуeт профeссионального исслeдования.

Сторонники трeтьeго подхода к эффeктивности фондового рынка считают, что сущeствуeт опрeдeлeнная мeра эффeктивности РЦБ, уровeнь которой опрeдeляeтся характeром и состояниeм рынка. С этой точки зрeния качeство рынка классифицируeтся на слeдующиe типы:

  • сильный;

  • умeрeнно сильный;

  • слабый;

  • падающий.