Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ


Современным средством работы с научной информацией являются и базы данных главных российских библиотек – это сайты Российской государственной библиотеки (РГБ) и Российской национальной библиотеки (РНБ). Это активно развивающиеся Интернет-ресурсы, на которых вы можете посетить виртуальные выставки, познакомиться с Web-проектами, увидеть книжные памятники и др.

Для работы с зарубежными публикациями необходимо зарегистрироваться в базах данных Scopus и Web of Science – это крупнейшие и наиболее авторитетные базы данных, которые включают в себя разделы по всем областям научного знания. Кроме функции сохранения и поиска информации, они выполняют и наукометрическую функцию. К сожалению, работа в этих базах возможна лишь по подписке организации, которая определяет возможности вашего поиска.

Таким образом, в современном научном дискурсе академическое взаимодействие и работа со старым знанием возможна не только в читальном зале библиотеки, но и на виртуальных площадках, имеющих множество преимуществ.
ВОПРОС 4

После подбора литературы по теме исследования, вам необходимо познакомиться с содержанием «старого знания», фрагменты которого могут войти в текст вашей работы в виде:

  • прямой цитаты;

  • косвенной цитаты;

  • цитаты с нулевым вводом;

  • парафраза.

Остановимся на этих формах подробнее. Цитата это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного). Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые слова, фрагменты текста и целые тексты. Письменным показателем цитаты выступают кавычки. Существуют разные грамматические способы ввода цитаты в текст исследования: вы можете использовать предложения с прямой речью или включить цитату в придаточное предложение. Эти конструкции знакомы вам из школьного курса русского языка:


  1. Прямая речь:

  • А: «П».

  • «П», – а.

  • «П, – а, – п».

  • «П, - а. – П».

  1. Косвенная речь:

  • А сказал, что «..».

Цитата с нулевым вводом подразумевает отсутствие языковых средств связи цитаты с вашим текстом: цитата органично вписывается в ваш текст, а единственным маркером «чужого» слова выступают кавычки. Подробнее о средствах ввода цитаты и особенностях оформления старого знания мы поговорим на практическом занятии.


Парафраз (или парафраза) – это пересказ текста-первоисточника, который позволяет актуализировать необходимые вам данные исходного текста. При парафразе вы можете использовать синонимы, изменять конструкцию или вносить грамматические изменения в исходный текст.

При использовании любого способа ввода в текст старого знания необходима ссылка на текст первоисточника. При отсутствии кавычек и ссылки (или одного из этих средств маркирования старого знания) вы выдаете чужое произведение за свое. В этом случае речь идет о плагиате. Сегодня проблеме оригинальности научных трудов уделяется большое внимание: авторитетные издания принимаются статьи, оригинальность которых не ниже 80-90%, для выпускных квалификационных работ обычно устанавливаются менее жесткие требования – 60% оригинального текста, 20-25% из которых может составлять цитация.

Таким образом, при работе с источниками вы можете сразу отмечать и выписывать интересные мысли или другие данные, которые понадобятся вам при написании собственного текста. Выбор способа ввода старого знания в ваш текст определяется прагматическими установками и структурой текста. Важно не забывать ставить кавычки и использовать ссылки. О том, как можно оформить ссылки и список литературы, поговорим в следующем вопросе.
ВОПРОС 5

Ссылки на первоисточники – обязательное условие оформления текста. В отечественной практике ссылки могут быть подтекстовыми (оформляются автоматически в программе Word: ссылки – сноски; в колонтитуле приводятся выходные данные первоисточника и указывается страница, на которой находится цитата) или внутритекстовыми. Последний вариант используется чаще и представляет собой информацию в квадратных скобках после цитаты или парафраза. Варианты оформления внутритекстовых ссылок зависят от издательства или утверждаются на кафедре, если речь идет о ссылках в курсовой или квалификационной работе. Возможны такие способы оформления: [4, c.10], [4: 10], [Иванов: 10], [Иванов, 2019: 10] и др.

Ссылки связывают информацию о цитируемом издании со списком литературы. В первых двух примерах эта связь нумерологическая, в третьем и четвертом – через фамилию автора. В ссылке обязательно указывается номер страницы, на которой расположена цитата. Если вы не используете цитацию, но ссылаетесь на авторов или их работы, то перечислить несколько источников можно в круглых скобках через точку с запятой, например: «Во многих исследованиях по когнитивной лингвистике (2; 5; 10) …»; или в квадратных скобках с указанием фамилии и года: «Во многих исследованиях по когнитивной лингвистике [Алефиренко, 2019; Стернин, 2007]…».



И.Б. Короткина отмечает еще один способ связи текста со списком литературы, он называется гарвардской системой и используется в зарубежных изданиях (так оформляют ссылки для публикаций в базах данных Scopus и Web of Science)13. Ссылка в таком случае приводится в круглых скобках с указанием фамилии и года издания.

При работе над статьей или другой исследовательской работой рекомендуется сразу вести учет библиографии. Оформление списка литературы серьезно проверяется редакторами научных журналов и руководителями курсовых и квалификационных работ в вузе. Требования к списку литературы составляются с учетом государственного стандарта по оформлению библиографического описания (ГОСТа). Н.И. Колесникова приводит следующее определение библиографического описания: «Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа»14. Данные для составления библиографического описания можно получить на титульном листе цитируемого источника. Приведем примеры оформления списка литературы, утвержденные на кафедре русского языка и русской литературы15:


Монография:

Федотов О.И. Основы русского стихосложения: теория и история русского стиха / О.И. Федотов. – М.: Флинта, 2002. – Кн. 1. – 359 с.; Кн. 2. – 484 с.


Статья из сборника/журнала:

1. Алефиренко Н.Ф. Фразеологическое значение в свете фреймовой семантики / Н.Ф. Алефиренко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. Выпуск No 2 . – 2011. – С. 11-17.


Словари или справочники:

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. III / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Прогресс, 1987. – 832 с.


Электронный ресурс:

Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 87 с. – URL: http://www.jorn.msu.ru/downloads/smi internet.pdf (дата обращения: 10.06.2020)



Итак, работа с библиографий – важный этап научного познания. Для многих начинающих исследователей составление библиографии и оформление ссылочного аппарата – сложная и трудоемкая работа, помочь в которой могут библиографические менеджеры, о которых мы поговорим в следующем вопросе нашей лекции.

ВОПРОС 6

Традиционно изучение старого знания начиналось с работы в каталоге библиотеки. Молодой ученый заказывал литературу, изучал, делал выписки в читальном зале. Еще одним способом научного диалога всегда была конференция или другая форма очной работы исследователей.

Сегодня появляются новые исследовательские возможности, с одной из которых мы уже познакомились – это работа в НЭБ E–library или в других базах данных. Но мы можем сделать процесс подготовки научной публикации еще более удобным. Специальные приложения и программы дают возможность сократить время на оформление библиографии и ссылок:

  • EndNote

  • Zotero

  • Mendeley и др.

Остановимся на двух последних.

Zotero и Mendeley – это библиографические менеджеры, которые работают как приложения к научным информационным ресурсам (например, НЭБ E–library или НЭБ «Киберленинка») и как самостоятельные программы, организующие вашу виртуальную библиотеку. После установки программ в браузере появляется значок менеджеров, позволяющий одним нажатием отправить заинтересовавшую вас статью в виртуальное хранилище. Помимо хранения данных, Mendeley работает как социальная научная сеть и позволяет работать с pdf-документами в самой программе. Таким образом, библиографические менеджеры выполняют функции сбора и сортировки библиографии, выступают площадкой для работы с текстами и организуют академическое общение.

Но, пожалуй, самая интересная и полезная функция библиографических менеджеров заключается в их возможности подключаться к программе Word и автоматически добавлять данные об источниках в виде ссылок и библиографического описания. Эта способность может значительно сократить время на оформление научной статьи или квалификационной работы.
Вывод

Итак, сегодня мы говорили о семантической структуре научного текста, представляющей собой чередование блоков старого и нового знания. Старое знание, аккумулированное в научных статьях, монографиях и др. источниках, – ценная информация для молодого ученого. Но использование этого знания в собственном тексте подчинено определённым правилам. Необходимо помнить о существовании стилистических и этических требований к использованию «чужого текста». Помочь в систематизации и оформлении научной информации могут библиографические менеджеры, такие как Zotero и Mendeley.
Глоссарий по лекции №2



Семантическая структура текста

сцепление взаимосвязанных параметров текста, отношения между используемыми в тексте лексическими, грамматическими значениями предложений, словосочетаний, слов;

Старое знание

это знание, полученное и оформленное в предшествующих исследованию текстах и являющееся предметом критического рассмотрения автором исследования;

Новое знание

это знание, представляющее собой организованные и оформленные сведения о процессах и реалиях действительности, которые ранее не были известны и не входили в существующие представления человека о мире;

Дефиниция

краткое и точное определение, толкование какого-либо понятия16;

Умозаключение


один из шагов на пути к логическому выводу, представляющий собой формирование высказывания-заключения из «посылок» (одного/нескольких высказываний);

Выводное суждение

итоговая информация, получаемая из умозаключения;

Научный журнал

периодическое издание, являющееся источником передовой научной информации и площадкой для научной коммуникации;

Научная статья

структурированное, оформленное в письменном виде логически завершенное научное исследование в какой-либо области знания с применением научных методов и принципов организации академического письма;

База данных

авторские материалы, представленные в совокупности, систематизированные таким образом, чтобы среди них легко можно было отыскать необходимую информацию с использованием цифровых технологий;

Цитата

выдержка из определенного текста, передаваемая дословно с обязательной ссылкой на источник;

Цитирование

прямое применение цитаты (выдержки из определенного текста) в своей работе;

Парафраз (парафраза)

изложение, пересказ текста-источника своими словами;

Плагиат

умышленное присвоение физическим лицом авторства чужого продукта интеллектуального и творческого труда и демонстрация его как собственного;

Ссылка

специальным образом оформленная запись в авторском документе, указывающая на другой авторский документ, данные из которого используются в тексте;

Индекс Хирша

наукометрический показатель, принцип оценивания научной продуктивности, принятый американским ученым Х. Хиршем в 2005 г.;

Индекс цитируемости

принятая в научном мире шкала оценивания значимости того или иного автора, его научных трудов. представляет собой число ссылок на его публикации;

Наукометрия

дисциплина, занимающаяся науковедением, изучающая науку с помощью количественных методов. Задачей наукометрии является оценка качественных и количественных показателей «значимости» того или иного ученого;

Библиографическое описание

область деятельности, которая содержит информацию библиографического характера о конкретном письменном документе в соответствии с определенными правилами и стандартами;

Библиографический менеджер

специальная электронная программа, позволяющая формировать и работать с собственной библиотекой, собирать тексты по определенной тематике и оформлять списки литературы;