Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности академического письма. Научная статья
Мастерская «Создание академического текста»
(с использованием компьютерного оборудования)
Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте
Тезис и аргументация в научной статье
Композиция академического текста. Основная часть научной статьи
Введение и заключение научной статьи
NB Вспомните способы включения цитаты в текст:
Способ цитирования | Пример |
Прямая цитата в конце предложения | Д.А. Романов отмечает: «Именно движение организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»» [Романов 2015: 43]. |
Слова автора внутри цитаты | «Именно движение, – отмечает Д.А. Романов, – организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»» [Романов 2015: 43]. |
Прямая цитата в начале предложения | «Именно движение организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»», – отмечает Д.А. Романов. [Романов 2015: 43]. |
Косвенная цитата с глаголом речи и мысли | Д.А. Романов считает, что «именно движение организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»» [Романов 2015: 43]. |
Косвенная цитата с вводным оборотом | По мнению Д.А. Романова, «именно движение организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»» [Романов 2015: 43]. |
Цитата с нулевым вводом | Сюжет рассказа начинается с изображения отхода паровоза, ведь «именно движение организует всю философскую систему Бунина 1900-х г.г. и стоит в центре поэтики его рассказов этого периода, в том числе рассказа «Новая дорога»» [Романов 2015: 43]. |
Парафраз | Анализируя поэтику движения в рассказах Бунина 1900-х г., Д.А. Романов отмечает ее философскую значимость. |
-
Оформите идеи авторов наиболее интересных и актуальных для вашего исследования работ. Используйте разные способы ввода цитат:
-
прямая речь; -
косвенная речь с вводными оборотами (по словам / оценке / замечанию / мнению / определению / выражению / представлению / терминологии / наблюдению N; по / согласно N; согласно концепции / утверждению / точке зрения / высказыванию / закону N; с точки зрения N; в понимании N; в соответствии с утверждением / выводом / законом / точкой зрения / расчетами N и др); -
косвенная речь с глаголами речи и мысли: писать, говорить, сообщать, спрашивать, добавлять, продолжать, отвечать, замечать, отмечать, подчеркивать, указывать, констатировать, заявлять, убеждать, утверждать, учить, гласить, полагать, считать, предполагать, заключать, описывать, определять, формулировать, характеризовать, оценивать, комментировать, называть, считать, рассматривать (думать, что…; замечать что.. и т.д.); -
деепричастные обороты (употребляя термин N, выражаясь словами N, используя выражение N, прибегая к сравнению N и др.); -
условные придаточные предложения: Если воспользоваться термином / выражением N и др.; -
сочетания инфинитива с модальным словом: можно / надо / необходимо / следует / целесообразно / достаточно / уместно сослаться на N / привести слова N / вспомнить выражение N и др.
NB Не допускайте ошибок при цитировании.
-
Проверьте, поставили ли вы кавычки и ссылки на источники? -
Проверьте, есть ли ссылка на источник в списке литературы? -
Является ли источник цитирования авторитетным, а автор цитируемой работы специалистом в исследуемой области? -
Есть ли в вашей работе ссылки на графические материалы и таблицы? -
Каково соотношение «нового» и цитируемого текста? Текст не должен представлять собой мозаику из цитат.
-
Оформите ссылки на цитаты с помощью библиографического менеджера Zotero (рекомендуемый стиль Russian GOST 7.0.5–2008 (Russian). -
Используя подборки публикаций, созданные вами в процессе выполнения задания лабораторной работы №3 «Работа с научной литературой», сформируйте единый список (не менее 10 позиций). Оформите этот список в двух разновидностях (алфавитном стиле ГОСТ и по требованиям вашей кафедры).
NB Для быстрого экспорта информации из подборок публикаций в eLibrary используйте библиографический менеджер Zotero. Изучите алгоритм работы, представленный в справочных материалах к занятию.
-
После того как вы оформите свои списки, пожалуйста, ознакомьтесь с двумя аналогичными работами ваших однокурсников и прокомментируйте их.
Домашнее задание
-
Оформленный список литературы в двух разновидностях прикрепите в СЭО «Пегас» (курс «Академическое письмо (на русском языке)») в раздел БРС вашего преподавателя. -
Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №5.
Справочные материалы
Инструменты Zotero в программе Word
-
Откройте программу Zotero на вашем компьютере. -
В программе Word оставляем курсор мышки на месте, куда необходимо вставить цитату. -
Открываем вкладку Zotero и нажимаем на значок «Add/Edit Citation». -
Выбираем стиль цитирования. Для русского академического дискурса рекомендованы два стиля: Russian GOST 7.0.5–2008 (Russian) или Russian GOST 7.0.5–2008 (Numeric). Нажимаем Ок. Появляется поисковая строка. -
В поисковой строке вбиваем нужную работу по любому параметру: по названию, авторам, году публикации. Если Вы не помните этой информации, то в левом углу этой строки нажимаем на значок в форме буквы “Z”. Выбираем пункт «Классический вид». Там находим интересующую карточку(ки) и вставляем. -
Когда в текст вставлены все ссылки, делаем итоговый список литературы. -
Выбираем «Zotero Add/Edit Bibliography». Список литературы со всеми процитированными работами создается автоматически.
Лекция №3
Новое знание в научном тексте. Тезис и аргументация
План лекции
-
Блоки нового знания в академическом тексте. -
Тема, проблема и идея в научном тексте. -
Тезис и гипотеза. Языковые средства ввода гипотезы в научный текст. -
Аргументация в исследовании и в тексте. Факты и их роль в аргументации.
ВОПРОС 1
На прошлой лекции мы говорили о семантической структуре научного текста, в которой новое знание представляется на фоне существующих концепций. Композиция текста и состав блоков нового знания зависит от жанровой природы произведения, от принадлежности к той или иной сфере научного знания, от выбранного типа изложения материала и т.д. Тем не менее, можно выделить некоторые блоки, которые традиционно встречаются в академических работах студентов и магистрантов вуза:
-
Проблема -
Объект и предмет исследования -
Идея и гипотеза -
Аргументация -
Вывод
Поговорим подробнее о некоторых упомянутых выше блоках.
ВОПРОС 2
Движение научной мысли – это логическое следование от темы текста через его проблему к научной идее, обретающей подтверждение в основной части работы и эксплицированное в выводе. Тем не менее, при работе с понятиями тема, проблема и идея возникают терминологические трудности.
В.Н. Мещеряков отмечает, что в научных текстах «тема отграничивается от объекта (области действительности, на которую направлено исследовательское внимание) и предмета изучения (то есть части объекта, которая требует осмысления)»17. Тема отражает предмет или свойство действительности в самом общем виде, в ней еще нет оценочности и проблемности. Общая тема может по-разному отражаться в научных произведениях в зависимости от принадлежности автора к той или иной научной школе, от цели его исследования. Так, в педагогике может быть организован научный семинар или круглый стол по темам: «Проблемы и перспективы дистанционного обучения», «Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса», «Современные технологии в образовании» и др.
Проблема – это некоторый исследовательский вопрос, требующий научного решения. Вопрос задается в рамках заявленной темы. При постановке вопроса важно избегать общеизвестных или несущественных проблем. Так, при работе над темой «
Проблемы и перспективы дистанционного обучения», мы можем задать следующие вопросы:
-
Что такое дистанционное обучение? -
Чем дистанционное обучение отличается от заочного? -
Соответствуют ли условия дистанционного обучения в школе требованиям ФГОС? -
Как можно усовершенствовать систему дистанционного образования в вузе?
Чем больше вопросов вы зададите, тем больше вероятность выбора интересной и актуальной проблемы. Как вы думаете, все ли перечисленные вопросы могут быть использованы как проблемные? Хорошими примерами станут 3 и 4 вопросы, их можно рассмотреть в рамках одной работы, автор может предложить свой вариант решения, аргументировать его и сделать вывод. Ответ на первый вопрос можно найти в научной литературе, этот вопрос может быть основой научного реферата, но не оригинального исследования. Второй вопрос об отличии дистанционного обучения от заочного – слишком узкий, эта проблема носит терминологический характер и, вероятно, уже решена в научной литературе.
Важно помнить, что во введении автор может описать несколько проблемных вопросов, но в основной части работы необходимо остановиться на одной проблеме. Запомните, одна научная работа – одна проблема!
Идейный уровень научной работы – это исследовательское решение, связанное с поставленным проблемным вопросом. В науке нередки случаи разных подходов к решению одной проблемы, поэтому идея научного текста должна быть хорошо аргументирована для того, чтобы у читателя не возникло сомнений в верности выводов. Об идее научного текста подробнее поговорим в следующем вопросе.
Итак, в рамках предметной области автор выбирает тему. Если говорить о научной конференции, то границы темы часто заявлены в названиях секционных заседаний. Тема – это общее направление исследования, в котором автор ищет нерешенные проблемы путем постановки вопросов. А идея текста – это ответ на поставленный вопрос.
ВОПРОС 3
Идея научного текста – это его смысловой и композиционный стержень. И.Б. Короткина совершенно верно отмечает: «Если же идей нет, то нет ни достойного введения, ни умного заключения (выводы делать не из чего). В таких работах введение обычно пухнет от напыщенных и пустых обобщений, а заключение превращается в высказывание, смысл которого можно передать (в зависимости от настроения автора), или расхожей российской фразой "Ну вот как-то так..."»