Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 832
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Предмет науки уголовно-исполнительного права:
-
уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное право; -
система законодательства и его источники; -
уголовно-исполнительные нормы и правоотношения; -
история права и учреждений, исполняющих наказание; -
право и политика зарубежных стран и международно-нормативные акты об обращении с заключенными.
Методы - способ или прием, изучения общественного явления.
Частнонаучные методы - приемы и способы научного анализа социальных процессов и явлений, возникающих при исполнении уголовных наказаний.
Система методов:
-
метод диалектического материализма; -
общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия; -
частно-научные: исторический, теоретический, сравнительно-правовой, формально-логический; -
конкретно-социологические: интервьюирование, опрос, наблюдение, изучение документов.
Основные задачи науки уголовно-исполнительного права:
-
научное обеспечение осуществления правовой реформы в сфере исполнения уголовных наказаний, а также выработка для практики обоснования и приемлемых с экономических позиций путей выхода из кризисной ситуации, в которой находится система исполнения наказания и исправления осужденных; -
работа по дальнейшему развитию уголовно-исполнительного законодательства, т. е. разработка системы законов и подзаконных актов, регулирующих исполнение наказаний; -
дальнейшая разработка общей теории уголовно-исполнительного права.
Связь уголовно-исполнительного права с другими юридическими науками:
-
уголовным правом, рассматривающим теорию наказания; -
уголовно-процессуальным правом, освещающим вопросы исполнения приговора; -
административным правом, относящимся к управлению системой учреждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищенности; -
гражданским, трудовым, семейным, хозяйственным правом, так как функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствующими отраслями законодательства.
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
В сфере проблем наказания сложились и существуют две науки: пенология и пенитенциарная наука. Пенология - наука о наказании (лат. роепа - наказание, гр. logos- наука). Наказание (кара) имеет древнюю историю и связано с возникновением государства и религии. В каждом государстве религиозные учреждения в той или иной мере оказывали определенное воздействие на социальные процессы, в том числе имеющие отношение к борьбе с преступностью. Религия, особенно в исламских фундаменталистских государствах, влияет не только на поступки людей, но и на их мысли.
По дошедшим до нас историческим свидетельствам, наиболее внушительные системы карательного и религиозного воздействия на общественную жизнь были созданы в IV—III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии.
В древнем мире наказание (кара) и религиозное внушение удачно дополняли друг друга в практике воздействия на преступников. Наказание заставляло уважать религию, религия обожествляла кару. К образцам такого взаимопроникновения относятся законы Ману, один из которых гласит, что «наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит; наказание - это справедливость, говорят мудрецы. Все классы развратились бы, все границы были бы уничтожены, мир представлял бы хаос, если бы наказание не исполняло своей обязанности».
Наказание нередко рассматривалось как неотъемлемый элемент государственного управления. В IV в. до н. э. в Древнем Китае в теории государственного управления были сформулированы принципы управления людьми. Так, реформатор Гун Сунь Ян (390-338 до н. э.) считал, что для удержания и укрепления власти необходимо наказывать еще до того, как совершен проступок, тогда исчезнут тяжкие преступления и в государстве будет порядок. Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, последние исчезают, а о тяжких преступлениях не может быть и речи, так как их некому совершать. Эта практика, к сожалению, наблюдалась и в России, особенно в период правления Сталина, когда к
лицам, проявляющим в разговорах нелояльность по отношению к государственному строю или его руководителям, применялись суровые меры наказания.
В истории Средних веков и в новой истории вопрос об основаниях наказания был в центре внимания философов, психологов, юристов, социологов и других специалистов в области обществоведения. Различные позиции, относящиеся к этой проблеме, можно свести к трем важным вопросам: первый - имеет ли государство право наказывать; второй - если да, то каково должно быть содержание наказания и в чем должны заключаться его цели; третий - существуют ли нравственные оправдания наказания.
Имеются теории, отрицающие право государства наказывать, и теории, признающие за государством это право.
Н.С. Таганцев отмечал, что число ученых, действительно отрицающих право государства наказывать, весьма невелико, в связи с чем полагал возможным ограничиться только одним примером подобного рода - учением Роберта Оуэна (1771-1858).
Р. Оуэн утверждал, что государство должно отказаться от своего права наказывать тех, кого оно же довело до преступлений. Преступник, по его мнению, - член общества, обладающий наихудшими природными качествами, который должен вызывать сострадание всех находящихся в лучшем положении. Поэтому наказывать его - значит поступать жестоко и несправедливо.
Лев Толстой утверждал, что наказание есть зло и посредством его нельзя бороться со злом (преступлениями). Очевидно, критика теории непротивления злу насилием справедлива.
Итальянский ученый Луиджи Дольчи также возражал против наказания, полагая, что государство, как и глава семьи, обязано исправлять, а не наказывать своих граждан. Сторонники его точки зрения считали, что личность неприкосновенна, а наказание не устрашает преступника и лиц, склонных к совершению правонарушений. В качестве примера приводился исторический факт: попытка Римской империи с помощью массовых казней уничтожить христианство, чего, как известно, не произошло.
Теории, признающие право государства наказывать, исходили из того,
что субъектом карательной власти является общество. Их сторонники искали основания права наказывать в свойствах отдельной личности или в особенностях самого общества. Н.С. Таганцев данные теории подразделял на две группы: личные и общественные.
Зачем наказывает государство? На протяжении всей истории развития теории наказания центральное место в ней отводилось выяснению и обоснованию целей наказания. В этом плане теории наказания делились на абсолютные, относительные и смешанные:
а) теории, обращенные к прошедшему и видящие в наказании исключительно отплату за совершенное преступление, - абсолютные;
б) теории, обращенные к будущему и видящие в наказании полезность и целесообразность, - относительные;
в) теории, стремящиеся найти золотую середину между абсолютными и относительными, - смешанные.
К абсолютным относятся нравственные, диалектические и божественные теории возмездия. Сторонники этого направления находят подтверждение своей доктрины в творениях греческих и римских писателей. Следует заметить, что все рассматриваемые теории в определенной мере являлись результатом влияния выдающихся мыслителей древности, в частности Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеки, Протагора.
Так, Аристотель допускал наказание-возмездие. Он полагал, что возмездие законно и справедливо, однако его нельзя смешивать с местью. Платон характеризовал наказание как благо для преступника, очищение его души. По его мнению, оно «делает наказываемого или лучшим, или менее испорченным». Протагор выступал против мести как цели наказания, наряду с целью устрашения он развивал идеи об исправлении преступников.
Полное завершение теория возмездия получила в немецкой философии в виде теории материального возмездия Канта и диалектического возмездия Гегеля.
Относительные теории - это теории полезности, устрашения, предупреждения, исправления. Один из видных авторов теории полезности -
И. Бентам отмечал, что наказание законно потому, что оно полезно или, правильнее говоря, необходимо и что причиняемые им страдания пре
ступнику не могут выдержать сравнения с огромным количеством пользы, приносимой им обществу.
Наиболее старой из относительных теорий наказания является теория устрашения наказанием лиц, стремящихся совершить преступление. Не случайно в Соборном уложении 1649 г. указывалось: «...чтобы иным неповадно было так делать». Человек, совершивший преступление, был не основанием, а только поводом для устрашающего воздействия на массы, к подсудимому не должно быть милости и сострадания; отношение к нему определялось известной английской юридической поговоркой, характеризующей несоразмерность наказания преступлению: «Не потому ты будешь повешен, что украл лошадь, а для того, чтобы не крали других лошадей».
Теория устрашения своим конечным результатом воздействует на неустойчивых членов общества, поэтому она тесно связана с теорией частного и общего предупреждения.
Основатель теории предупреждения Грольман целью наказания считал уничтожение посредством принуждения в преступнике опасного состояния, которое может быть достигнуто путем физической изоляции его от общества.
Развитие культуры, уважения к правам человека и гражданина, провозглашение принципов справедливости, равенства, гуманизма - все это отразилось на социальных процессах воздействия на преступность. Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XVIII в. - философов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо. Идеи гуманистов научно обобщил Ч. Беккариа в фундаментальном труде «О преступлениях и наказаниях» (1764), где указывал, что «цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же».
Широкое распространение в XIX в. получила теория исправления, в соответствии с которой цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он по собственному почину перестал быть опасным для общественного спокойствия. При этом ее сторонники имели в виду только юридическое исправление преступника, подчеркивая безразличное отношение государства к мотивам правопослушного поведения лица, отбывшего наказание.