Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 832

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение


Предмет науки уголовно-исполнительного права:

  1. уголовно-исполнительная политика и уголовно-исполнительное право;

  2. система законодательства и его источники;

  3. уголовно-исполнительные нормы и правоотношения;

  4. история права и учреждений, исполняющих наказание;

  5. право и политика зарубежных стран и международно-нормативные акты об обращении с заключенными.

Методы - способ или прием, изучения общественного явления.

Частнонаучные методы - приемы и способы научного анализа социальных процессов и явлений, возникающих при исполнении уголовных наказаний.

Система методов:

  1. метод диалектического материализма;

  2. общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия;

  3. частно-научные: исторический, теоретический, сравнительно-правовой, формально-логический;

  4. конкретно-социологические: интервьюирование, опрос, наблюдение, изучение документов.

Основные задачи науки уголовно-исполнительного права:

  1. научное обеспечение осуществления правовой реформы в сфере исполнения уголовных наказаний, а также выработка для практики обоснования и приемлемых с экономических позиций путей выхода из кризисной ситуации, в которой находится система исполнения наказания и исправления осужденных;

  2. работа по дальнейшему развитию уголовно-исполнительного законодательства, т. е. разработка системы законов и подзаконных актов, регулирующих исполнение наказаний;

  3. дальнейшая разработка общей теории уголовно-исполнительного права.

Связь уголовно-исполнительного права с другими юридическими науками:

  1. уголовным правом, рассматривающим теорию наказания;

  2. уголовно-процессуальным правом, освещающим вопросы исполнения приговора;

  3. административным правом, относящимся к управлению системой учреждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищенности;

  4. гражданским, трудовым, семейным, хозяйственным правом, так как функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствующими отраслями законодательства.



План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»


В сфере проблем наказания сложились и существуют две науки: пенология и пенитенциарная наука. Пенология - наука о наказании (лат. роепа - наказание, гр. logos- наука). Наказание (кара) имеет древнюю историю и связано с возникновением государства и религии. В каждом государстве религиозные учреждения в той или иной мере оказывали определенное воздействие на социальные процессы, в том числе имеющие отношение к борьбе с преступностью. Религия, особенно в исламских фундаменталистских государствах, влияет не только на поступки людей, но и на их мысли.

По дошедшим до нас историческим свидетельствам, наиболее внушительные системы карательного и религиозного воздействия на общественную жизнь были созданы в IV—III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии.

В древнем мире наказание (кара) и религиозное внушение удачно дополняли друг друга в практике воздействия на преступников. Наказание заставляло уважать религию, религия обожествляла кару. К образцам такого взаимопроникновения относятся законы Ману, один из которых гласит, что «наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит; наказание - это справедливость, говорят мудрецы. Все классы развратились бы, все гра­ницы были бы уничтожены, мир представлял бы хаос, если бы наказа­ние не исполняло своей обязанности».

Наказание нередко рассматривалось как неотъемлемый элемент государственного управления. В IV в. до н. э. в Древнем Китае в теории государственного управления были сформулированы принципы управления людьми. Так, реформатор Гун Сунь Ян (390-338 до н. э.) считал, что для удержания и укрепления власти необходимо наказывать еще до того, как совершен проступок, тогда исчезнут тяжкие преступления и в государстве будет порядок. Там, где людей сурово карают за мелкие проступки, последние исчезают, а о тяжких преступлениях не может быть и речи, так как их некому совершать. Эта практика, к сожалению, наблюдалась и в России, особенно в период правления Сталина, когда к

лицам, проявляющим в разговорах нелояльность по отношению к государственному строю или его руководителям, применялись суровые меры наказания.

В истории Средних веков и в новой истории вопрос об основаниях наказания был в центре внимания философов, психологов, юристов, социологов и других специалистов в области обществоведения. Различные позиции, относящиеся к этой проблеме, можно свести к трем важным вопросам: первый - имеет ли государство право наказывать; второй - если да, то каково должно быть содержание наказания и в чем должны заключаться его цели; третий - существуют ли нравственные оправдания наказания.

Имеются теории, отрицающие право государства наказывать, и теории, признающие за государством это право.

Н.С. Таганцев отмечал, что число ученых, действительно отрицающих право государства наказывать, весьма невелико, в связи с чем полагал возможным ограничиться только одним примером подобного рода - учением Роберта Оуэна (1771-1858).

Р. Оуэн утверждал, что государство должно отказаться от своего права наказывать тех, кого оно же довело до преступлений. Преступник, по его мнению, - член общества, обладающий наихудшими природными качествами, который должен вызывать сострадание всех находящихся в лучшем положении. Поэтому наказывать его - значит поступать жесто­ко и несправедливо.

Лев Толстой утверждал, что наказание есть зло и посредством его нельзя бороться со злом (преступлениями). Очевидно, критика теории непротивления злу насилием справедлива.

Итальянский ученый Луиджи Дольчи также возражал против наказания, полагая, что государство, как и глава семьи, обязано исправлять, а не наказывать своих граждан. Сторонники его точки зрения считали, что личность неприкосновенна, а наказание не устрашает преступника и лиц, склонных к совершению правонарушений. В качестве примера приводился исторический факт: попытка Римской империи с помощью массовых казней уничтожить христианство, чего, как известно, не произошло.

Теории, признающие право государства наказывать, исходили из того,
что субъектом карательной власти является общество. Их сторонники искали основания права наказывать в свойствах отдельной личности или в особенностях самого общества. Н.С. Таганцев данные теории подразделял на две группы: личные и общественные.

Зачем наказывает государство? На протяжении всей истории развития теории наказания центральное место в ней отводилось выяснению и обоснованию целей наказания. В этом плане теории наказания делились на абсолютные, относительные и смешанные:

а) теории, обращенные к прошедшему и видящие в наказании исключительно отплату за совершенное преступление, - абсолютные;

б) теории, обращенные к будущему и видящие в наказании полезность и целесообразность, - относительные;

в) теории, стремящиеся найти золотую середину между абсолютными и относительными, - смешанные.

К абсолютным относятся нравственные, диалектические и божественные теории возмездия. Сторонники этого направления находят подтверждение своей доктрины в творениях греческих и римских писателей. Следует заметить, что все рассматриваемые теории в определенной мере являлись результатом влияния выдающихся мыслителей древности, в частности Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеки, Протагора.

Так, Аристотель допускал наказание-возмездие. Он полагал, что возмездие законно и справедливо, однако его нельзя смешивать с местью. Платон характеризовал наказание как благо для преступника, очищение его души. По его мнению, оно «делает наказываемого или лучшим, или менее испорченным». Протагор выступал против мести как цели наказания, наряду с целью устрашения он развивал идеи об исправлении преступников.

Полное завершение теория возмездия получила в немецкой философии в виде теории материального возмездия Канта и диалектического возмездия Гегеля.

Относительные теории - это теории полезности, устрашения, предуп­реждения, исправления. Один из видных авторов теории полезности -
И. Бентам отмечал, что наказание законно потому, что оно полезно или, правильнее говоря, необходимо и что причиняемые им страдания пре
ступнику не могут выдержать сравнения с огромным количеством пользы, приносимой им обществу.

Наиболее старой из относительных теорий наказания является теория устрашения наказанием лиц, стремящихся совершить преступле­ние. Не случайно в Соборном уложении 1649 г. указывалось: «...чтобы иным неповадно было так делать». Человек, совершивший преступление, был не основанием, а только поводом для устрашающего воздействия на массы, к подсудимому не должно быть милости и сострадания; отношение к нему определялось известной английской юридической поговоркой, характеризующей несоразмерность наказания преступлению: «Не потому ты будешь повешен, что украл лошадь, а для того, чтобы не крали других лошадей».

Теория устрашения своим конечным результатом воздействует на неустойчивых членов общества, поэтому она тесно связана с теорией частного и общего предупреждения.

Основатель теории предупреждения Грольман целью наказания считал уничтожение посредством принуждения в преступнике опасного состояния, которое может быть достигнуто путем физической изоляции его от общества.

Развитие культуры, уважения к правам человека и гражданина, провозглашение принципов справедливости, равенства, гуманизма - все это отразилось на социальных процессах воздействия на преступность. Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветите­лей XVIII в. - философов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо. Идеи гуманистов научно обобщил Ч. Беккариа в фундаментальном труде «О преступлениях и наказаниях» (1764), где указывал, что «цель нака­зания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же».

Широкое распространение в XIX в. получила теория исправления, в соответствии с которой цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он по собственному почину перестал быть опасным для общественного спокойствия. При этом ее сторонники имели в виду только юридическое исправление преступника, подчеркивая безразличное отношение государства к мотивам правопослушного поведения лица, отбывшего наказание.