Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 847
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регламентирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осуждённых, а так же общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных и предупреждении совершения новых преступлений.
Принцип законности, например, нашел отражение в ст. 10 – 15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, ст. 19 – 23 УИК РФ – устанавливающих систему и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Последовательная реализация принципа законности на всех уровнях уголовно-исполнительной системы должна обеспечиваться целым комплексом организационных, кадровых, воспитательных и юридических мер. К последним, во всяком случае, относятся:
- совершенствование самого закона в плане юридической техники, обеспечение однозначности и непротиворечивости формулировок;
- более детальное закрепление в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ правового статуса осужденного;
- закрепление в законе исчерпывающего перечня подзаконных актов и компетенции принимающих их органов;
- введение «разрешительного» принципа ведомственного нормотворчества, когда оно было бы возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом;
- установление в Кодексе правила, по которому «не имеют юридической силы и не подлежат исполнению положения подзаконных актов, явно противоречащие закону либо принятые с нарушением компетенции издавшего их органа».
Наиболее характерными
нарушениями законности в исправительных учреждениях являются:
- слабое знание уголовно-исполнительного законодательства сотрудниками;
- неэффективное исполнение должностных обязанностей, непрофессиональный, формальный подход к ним, слабая исполнительская дисциплина, недостаточный контроль за работой подчиненных;
- нарушение права осужденных на условия содержания отвечающие установленным законом требованиям;
- нарушения права осужденных на личную безопасность, охрану здоровья и медицинскую помощь;
- незаконное применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия;
- произвол, жестокое обращение с осужденными;
- несоблюдение требований закона при привлечении осужденных к труду;
- неправомерное помещение осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, признание их злостными нарушителями порядка отбывания наказания;
- невыполнение норм материально-бытового и медико-санитарного обеспечения;
- непредставление осужденных к условно-досрочному освобождению при наличии законных оснований.
Принцип гуманизма. В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) рассматриваемый принцип проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражающая, прежде всего, суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно; получать или не получать предусмотренные законом льготы.
Принцип гуманизма имеет и другую сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК РФ предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране; по пресечению различных попыток как со стороны осужденных, так и иных граждан проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряд аналогичных действий.
Принцип гуманизма находит свое юридическое выражение в Конституции РФ, провозглашающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). В соответствии с ч. 2 ст.21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
Отметим позицию М.В. Юркиной, отметившей, что действующая редакция ст. 7 УК РФ представляет собой содержание двух самостоятельных принципов: ч. 1 ст. 7 УК определяет принцип гуманизма как принцип уголовного права; ч. 2 ст. 7 УК РФ - принцип гуманизма как принцип назначения наказания.
Гуманизм как принцип уголовного права, по мнению М.В. Юркиной, можно определить следующим образом - это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, основанных на положениях Конституции, выражающих признание и сохранение незыблемой ценности человека как личности, охраняющих права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина, интересы общества, национальную безопасность в целом и гарантирующих реализацию данной защиты нормами уголовного законодательства вне зависимости от правового статуса человека.
Принципы назначения наказания - более широкое понятие, чем общие начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, так как принципы регулируют всю деятельность судов по назначению наказания, а общими началами суд руководствуется при назначении определенной меры наказания конкретному лицу, виновному в совершении преступления. При этом основными принципам назначения наказания являются общеправовые принципы.
Для уголовно-исполнительного права реализация принципа гуманизма заключается в уважении личного достоинства осужденного, в соблюдении его прав, удовлетворении его разумных материальных и духовных потребностей.
Неверно сводить принцип гуманизма к либерализму, к всевозможным послаблениям для осужденных при исполнении (отбывании) наказания. При такой однобокой трактовке слово «гуманист» становится едва ли не оскорбительным в речах и статьях некоторых журналистов и сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Гуманизм требует признания возможности каждого осужденного (коль скоро в отношении него не применена смертная казнь) вернуться к законопослушной жизни в обществе. Соответственно, государство должно стремиться к созданию для этого возможностей, максимально совместимых с условиями и задачами исполнения наказания. Гуманизм предполагает признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности (но, конечно, не по правовому положению).
Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.
Принцип демократизма. Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.
Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.
Этой задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д.
Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Принцип равенства осужденных перед законом. Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима» (ст. 6).