Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 816

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



Этот период характеризуется тем, что «неоспоримые» достоинства системы одиночного заключения, «где царит торжественное безмолвие старинных монастырей, где камеры вытягиваются в линию с неумолимой суровостью могил», были поколеблены. В результате проводившихся экспериментов появились новые системы тюремного заключе­ния - английская, ирландская, названные позже прогрессивными. Примечателен тот факт, что одного из авторов прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы - капитана Маккэночи называли «великим человеком в своей специальности, считали тем же, что Лавуазье в химии, что Коперник в астрономии».

Англо-ирландская система в научной литературе получила название прогрессивной, предусматривающей несколько последовательных стадий отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Например, английская система состояла из трех стадий: первая - одиночное заключение в течение девяти месяцев; вторая - общее заключение (осужденные, отбывающие наказание на этой стадии, подразделяются на пять классов. Переход из низшего класса в высший зависит от количества баллов, полученных осужденным за поведение, отношение к труду и учебе. Каждый осужденный должен ежедневно заслужить шесть баллов, но при хорошем поведении и трудолюбии он может получить и восемь баллов. Два дополнительных балла открывают ему возможность перехода в высший класс, что влечет за собой улучшение материально-бытового и в целом правового положения); третья - условное освобождение. Таким образом, достигнув высшего класса, осужденный может получить через известный срок условную свободу. Ему вручается отпускное свидетельство с указанием тех обязанностей, которые он должен выполнять:

не совершать никаких правонарушений;

не общаться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

добывать средства к жизни честным трудом;

постоянно иметь при себе отпускное свидетельство и предъявлять
его по первому требованию мирового судьи или чинов полиции;

сообщать полиции о перемене места жительства в течение 48 часов;

проходить ежемесячно регистрацию в полиции.

Условно освобожденный постоянно находится под особым поли
цейским надзором и может быть арестован без особого на то приказа. Если названные обязанности освобожденным условно не будут выполняться, то он может быть возвращен в тюрьму для полного отбывания части наказания, от которой был условно освобожден.

Ирландская тюремная система распадается не на три, а на четыре стадии. Первые две стадии ее полностью совпадают с первой и второй стадиями английской системы. Но третья стадия существенно отличается от английской. Задача этой стадии, получившей название «переходная тюрьма», - «укрепить волю арестанта, смягчить резкость контраста между неволей и свободой, подготовить его к свободной жизни... Переходная тюрьма должна упражнять и развивать его способность самому руководить собой». Иными словами, на данной стадии необходимо подготовить осужденного к освобождению, оказать ему помощь в социальной адаптации. Можно сказать, что в этой тюрьме заключенные находились в положении вольнонаемных рабочих. Они имели право самостоятельно посещать церковь, общественные учреждения, магазины и т. п. Работники заводов, фабрик, мастерских могли свободно посещать переход­ные тюрьмы, знакомиться с осужденными, изучать возможности предо­ставления им работы на своих предприятиях.

Четвертая, последняя стадия ирландской системы - условное освобождение.

Наряду с прогрессивной англо-ирландской системой значительную роль в реформировании тюрем сыграла система американских реформаториев. Как было отмечено, рассмотренные общие и одиночные системы тюремного заключения не принесли ожидаемой победы над преступностью. В Северной Америке был проведен смелый по своей оригинальности опыт устройства тюрем, основанный не на режиме полного молчания и изоляции заключенных в одиночных камерах, а на организации их здорового общения между собой и с миром вне тюрьмы.

Рассмотренная система была попыткой практического примене­ния теории неопределенных приговоров. Ее сторонники полагали, что суд при вынесении обвинительного приговора должен лишь установить, что подсудимый виновен и подлежит лишению свободы, а срок исполнения наказания должен продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто исправление осужденного. Главный инициатор создания первого реформатория - Броквей являлся горячим защитником аб

солютно неопределенных приговоров. Свою позицию по этому вопросу он аргументировал следующим образом: как нельзя отдавать в больницу на заранее определенный срок, так же нельзя отдавать преступников в исправительные заведения иначе, как до исправления. Однако полной неопределенности срока лишения свободы Броквею добиться не удалось, реформатория (г. Элмайра, штат Нью-Йорк, 1876 г.), лица, приговариваемые к отбыванию в нем наказания, направлялись туда только на относительно определенный срок, то есть в приговоре не указывался срок заключения поступающих в реформаторий, но по закону оно не могло продолжаться более максимального срока, указанного в статье, по которой состоялось обвинение (минимальный срок отбывания наказания -12 месяцев). Таким образом, освобождение осужденного зависело не от судебного органа, а от администрации реформатория.

Заключенные, содержавшиеся в реформатории, подразделялись на три класса. Вновь прибывшие лица зачислялись во второй класс, откуда они могли быть переведены в высший или низший класс в зависимости от их поведения. Для перехода в высший класс заключенный должен был получить определенное количество баллов: по 9 баллов в месяц в течение полугода, в том числе три балла за поведение, три балла за работу и три балла за успехи в учебе. Получение такого количества баллов в течение шести месяцев пребывания в высшем классе давало возможность воспользоваться условным освобождением. Нарушение установленного порядка отбывания наказания, плохая учеба в школе влекли за собой лишение полученных баллов и перевод в низший класс. Кроме трех названных классов, реформаторий предусматривал особый класс, пред­назначенный для неисправимых заключенных, которые содержались в отдельном здании в одиночных камерах, без привлечения к труду и уче­бе, с допущением только получасовой прогулки на свежем воздухе в случае хорошей погоды.

К средствам исправления осужденных, отбывающих наказание по рассматриваемой тюремной системе, можно отнести режим отбывания наказания, труд, обучение в школе, воспитательную работу, физические упражнения и спорт, материально-бытовое и медико-санитарное
обеспечение. Осужденные должны были окупать свое содержание: возмещать стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг, лечения. В то же время их работа в производственных мастерских, учеба в школе и даже занятия спортом оплачивались.

Содержание заключенных в разных классах отличалось уровнем предоставляемых удобств, нормами питания и материально-бытового обеспечения. Даже одежду они носили разного цвета: в высшем классе - синюю, во втором классе - темно-серую, в низшем - красную.

Для достижения цели исправления заключенных в реформатории серьезное внимание уделялось их образованию. Здесь была создана богатейшая библиотека (до 90 тыс. выдач книг в год). В отличие от обыкновенных, где образование ограничивалось элементарным обучением чтению, письму, счету, закону Божьему, в реформатории заключенным преподавали социологию, этику, политическую экономию, английскую литературу, философию, историю.

Занятия ремеслами также практиковались весьма широко, что позволяло заключенному выйти на свободу хорошим специалистом. Осужденные имели возможность обучаться нескольким специальностям: столярным, токарным, штукатурным, гончарным, стенографии, печатанию на пишущей машинке, телеграфированию, живописи и многому другому.

Большое внимание уделялось физическому развитию, особенно гимнастическим упражнениям. Значительное время также отводилось военным упражнениям. Все осужденные, за исключением физически неспособных, представляли собой полк, состоявший из четырех батальонов, по четыре роты в каждом. Строевая подготовка и обучение по программе молодого солдата были обязательными.

Руководили реформаторием директор и комитет из пяти человек, назначенных губернатором штата с одобрения сената. Заключенные имели право направлять жалобы губернатору и в сенат на всякую несправедливость, жалобы опускались самим осужденным в специальный почтовый ящик, оборудованный для этой цели.

В Америке по образцу Элмайрской тюрьмы были созданы несколько подобных исправительных учреждений: в Конкорде (штат Массачусетс), Сент-Клу (штат Миннесота), Гентингтоне (штат Пенсильвания) и др.

Участники международного Вашингтонского тюремного конгресса
(1910) имели возможность ознакомиться с внешним видом реформатория. Им был представлен альбом, в котором они вместо громадных суровых стен с небольшими решетчатыми окнами увидели здания легкой, изящной архитектуры с громадными окнами, расположенные в живо­писной местности. Внутри зданий находились камеры осужденных, помещения для собраний, мастерские, столовые, классы для занятий, библиотека, спортивные комплексы.

Следует отметить, что ученые-тюрьмоведы и практики со дня возникновения реформаториев уделяли постоянное внимание их деятельности. Естественно, новая тюремная система имела своих противников и защитников. Профессор С.В. Познышев к существенным недостаткам системы американских реформаториев относил такие факты:

1) отрицание теорией неопределенных приговоров общей превенции как цели наказания привело к тому, что единственной задачей этих учреждений являлось исправление осужденных, достижение которой, кстати, не поддается установлению; рассматриваемая тюремная система допускает широкий произвол
по отношению к заключенным со стороны тюремной администрации.
Нередко с целью добиться послушания представители администрации
прибегают к угрозам: «Я оставлю вас здесь до предельного срока, если
вы не исполните того-то или чего-то».

2) неопределенность срока наказания вызывает у осужденных нервное
беспокойство и постоянное напряжение. Гинтрагер замечает: «Чем не
известнее будущее, чем неприятнее настоящее, тем сильнее напряжение, которое может превратиться в нравственную пытку»;

3) крайняя зависимость от тюремной администрации усиливает лицемерие осужденных: они не исправляются, а приспосабливаются. Не
следует полагать, что в высшем классе находятся все исправившиеся, это
просто более преуспевающие в лицемерии осужденные;

4) не отвечают общему духу реформатория дисциплинарные меры,
применяемые к осужденным третьего класса и неисправимым заключенным: ограничение пищи, лишение права переписки с родными, те­
лесные наказания.

Напротив, защитники системы подчеркивали, что администрация реформатория не отягощает положение осужденного, а может лишь смяг­чить судебный приговор и освободить исправившегося заключенного даже после годичного срока отбывания наказания. М.Н. Гернет замечает, что нет нужды, например, заключенному, которому по закону уста