Файл: Ю. А. Котлова бухгалтерский учёт и анализ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 722

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь

1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации

1.4. Функции бухгалтерского учёта

1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта

1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта

1.7. Пользователи учётной информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

2.1. Предмет бухгалтерского учёта

2.2. Метод бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

3. ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

3.1. Понятие первичных документов

3.2. Классификация первичных документов

3.3. Документооборот и защита информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3

4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта

4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов

4.2. Структура бухгалтерского баланса

4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4

5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка

5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта

5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам

5.4. Счета аналитического и синтетического учёта

5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта

5.6. План счетов бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5

6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)

6.2. Модель учёта затрат на производство

6.3. Модель учёта продажи продукции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6

7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

7.1. Регистры бухгалтерского учёта

7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах

7.3. Формы бухгалтерского учёта

7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7

8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

8.1. Учётная политика и организация учёта

8.2. Основы бухгалтерской отчётности

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8

9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ

9.1. Бухгалтерская профессия

9.2 Профессиональная этика бухгалтера

9.3. Международные и национальные профессиональные организации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта



Под процедурой бухгалтерского учёта понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессе регистрации, накопления и обработки учётных данных с целью формирования финансовой отчётности и управленческих сводок.

По мнению проф. Я.В. Соколова [85. С. 62], процедура предусматривает следующие этапы: инвентарь, вступительный баланс, журнал, Главная книга, оборотная ведомость и заключительный баланс.

Перечисленные этапы процедуры можно разделить:

– на разовые этапы, выполняемые в момент организации предприятия и инициализации бухгалтерского учёта (который согласно принципу непрерывности ведётся с момента возникновения экономического субъекта и до его ликвидации без пропусков и перерывов), направленные на построение вступительного (организационного) баланса (т.е. инвентарь и вступительный баланс);

– этапы, реализуемые и повторяющиеся из отчётного периода в период (остальные этапы).
Этапы организационного периода
1. Инвентарь – перечень, во-первых, имущества, которым владеет и распоряжается экономический субъект; во-вторых, долгов перед ним; в-третьих, обязательств по признанным долгам, перед различными физическими или юридическими лицами. Имущество организации (основные средства, нематериальные активы, денежные средства в кассе и на счетах в банке, готовая продукция, незавершённое производство и т.д.), а также долги перед экономическим субъектом – дебиторская задолженность (покупателей, различных дебиторов, поставщиков по выданным им авансам, учредителей и т.п.) представляют собой денежные средства в различных проявлениях и затраты, обещающие будущие доходы, т.е. его активы.

Величина активов организации, уменьшенная на размер признанных обязательств (чистая стоимость активов, находящихся во владении), характеризует основной источник собственных средств – капитал собственника, т.е.:
Капитал собственника = Активы – Пассивы. (13)
Именно стоимость нетто-активов, исчисленная по инвентарю, применяется при формировании вступительных балансов, составляемых для организаций, которые по каким-то причинам не вели учёт с момента начала деятельности. Аналогично строится восстановительный баланс в тех случаях, когда организации нарушают принцип непрерывности бухгалтерского учёта:


– допускают «провалы» в последовательности отражения фактов хозяйственной жизни, например, утеря, хищение или уничтожение в случае пожара или стихийных бедствий значительного количества оправдательных документов, возобновить которые не представляется реальным.

2. Вступительный (организационный) баланс, согласно принципу непрерывности ведения бухгалтерского учёта, должен строиться по регистрационному документу – Уставу. Инициализация бухгалтерского учёта экономического субъекта по времени совпадаёт с датой регистрации Устава. Уравнение двойственности, вытекающее из теории приоритета предприятия, отличается упрощённым видом:
Активы = Капитал собственников. (14)
В приведённой формуле отсутствуют обязательства экономического субъекта перед вторыми и третьими лицами, так как на данный момент времени производственно-хозяйственная и финансовая деятельность ещё не велась, капитал собственников не внесён, а только объявлен, обязательства (кредиторская задолженность) не образовались, и налицо обязательства (дебиторская задолженность) учредителей по взносам в уставный капитал. Следовательно, для организаций, строящих вступительный баланс по Уставу в момент организации экономического субъекта, инвентарь должен содержать только перечень обязательств (долгов перед организацией) по взносам учредителей в уставный капитал и перечень имущества, реально внесённого участниками на момент регистрации Устава. Следовательно, вступительный баланс строится по формуле, аналогичной (7.19):
Имущество Дебиторская Капитал

реально + задолженность = собственника (15)

внесённое участников авансированный
Этапы процедуры, выполняемые в каждом отчётном периоде
Информационную основу начального баланса на новый отчётный период составляют данные заключительного баланса на конец предшествующего периода, а для вновь созданных предприятий начальный баланс совпадает со вступительным.

На основании показателей баланса на начало отчётного периода открываются постоянные счета с явно выраженным сальдо. Показатели статей баланса, расположенные в левой его стороне (активы), переносятся в показатели «начальное сальдо» на левую сторону (в дебет) счетов активов, а показатели, отражённые на правой стороне баланса (в российской интерпретации – в пассиве), помещаются на правую сторону (в кредит) счетов капитала и обязательств.



1. По мнению американских бухгалтеров [115. С. 73], первая и самая важная часть процедуры учёта – анализ содержания хозяйственных операций с целью определения, какие счета будут дебетоваться, какие кредитоваться и на какие суммы, чтобы отразить факты хозяйственной жизни в учётных регистрах. Именно здесь необходимы знания концепций бухгалтерского учёта.

Анализ предполагает осмысление содержания факта хозяйственной жизни, отражённого в первичном документе. Это творческий, выполняемый высококвалифицированным и наделённым соответствующими полномочиями специалистом (главным бухгалтером, его заместителем или старшим бухгалтером). На этом этапе бухгалтер осуществляет основные профессиональные действия: идентификацию факта хозяйственной жизни по времени; оценку по стоимости; классификацию факта хозяйственной жизни в номенклатуре Плана счетов, выбранного для данного экономического субъекта, т.е. корреспонденцию счетов.

Этот этап реализуется в бухгалтерской записи, когда стоимостному содержанию показателя, отражающего влияние факта хозяйственной жизни на объекты бухгалтерского наблюдения, приписываются сведения о корреспондирующих счетах, на которых учитываются указанные объекты, подвергшиеся изменениям под влиянием факта хозяйственной жизни.

Следующий этап процедуры – механический – это перенос в журнал записей из первичных документов, служащих оправдательной основой для регистрации данных бухгалтерского учёта. Все факты хозяйственной жизни регистрируются в журнале по мере их возникновения в хронологическом порядке. Форма Журнала регистрации хозяйственных операций приведена в таблице 19. Регистрация в журнале называется хронологической записью.
Таблица 19 – Форма Журнала регистрации хозяйственных операций

№ п/п


Содержание операции


Сумма

Бухгалтерская проводка

общая

частные

дебет

кредит








































Итого:















В журнале отражается содержание факта хозяйственной жизни и бухгалтерская проводка – специальная запись, указывающая сумму, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зарегистрировать данные о конкретном факте хозяйственной жизни. Заметим, что в журнале сумма может записываться один раз – общая сумма по бухгалтерской проводке, а для сложных проводок (когда один счёт дебетуется, а несколько кредитуются, и наоборот) или при необходимости отразить аналитическое содержание общей суммы предусматриваются суммы частные. Суммарное значение всех частных величин по одной бухгалтерской записи равно сумме общей, характеризующей факты хозяйственной жизни в целом.

В конце отчётного периода по всем записям, зарегистрированным в журнале, подсчитывается итоговый оборот по графе «Сумма общая», который имеет важное контрольное значение при обработке бухгалтерских данных за отчётный период.

2. Главная книга – основная часть бухгалтерской информационной системы, в которой отражаются все объекты бухгалтерского наблюдения как обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность (активы, капитал и пассивы), так и объекты, её составляющие (хозяйственные и финансовые процессы и их результаты), а также последствия свершившихся фактов хозяйственной жизни. В ней отражена вся совокупность бухгалтерских счетов, открываемых в организации в течение отчётного периода (Форма листа Главной книги приведена в таблице 13 параграфа 5.5).

Главная книга как этап процедуры бухгалтерского учёта тоже относится к механическим этапам – это перенос хозяйственных фактов из журнала регистрации на счета Главной книги. Цель этапа – систематизировать бухгалтерские записи (отразить системно), ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. Отражённые в системе бухгалтерских счетов записи называются систематическими.

Зарегистрированные в хронологической записи хозяйственные факты на счетах отражаются дважды (по дебету одного и кредиту другого счёта) в равновеликих суммах. Если проводка сложная, то общая сумма заносится на один дебетуемый счёт и несколько раз частные суммы разносятся по кредитуемым счетам и наоборот: общая сумма записывается на кредитуемый и несколько частных сумм относятся на дебетуемые счета. При этом суммы оборотов по всем дебетуемым и всем кредитуемым счетам обязательно равны.

В конце отчётного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты (сумма всех показателей по дебетовой или кредитовой стороне) и выводится предварительный показатель конечного сальдо. Бессальдовые счета (временные, переменные или транзитные) закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.


3. Оборотная ведомость впервые применена в новоитальянской форме счетоводства (Ф. Гаратти, 1688 г.). В отличие от простейшего пробного баланса, состоящего из двух граф (сальдо конечное по дебету и сальдо конечное по кредиту), оборотная ведомость представляет форму динамического баланса, предусматривающего шесть граф. Динамический баланс отличается от статического тем, что второй содержит только один элемент динамики – в нём отражены статичные показатели периода, позволяющие анализировать изменения за период. Динамический баланс, кроме названных показателей, включает обороты (интервальные показатели) за тот же период, и в него, кроме постоянных счетов, входят и транзитные счета, представленные оборотами. Попарно графы отражают сальдо по дебету и кредиту на начало (графы 1,2) и конец (графы 5,6) периода, а также обороты по дебету и кредиту счетов (графы 3,4) .

Форма оборотно-сальдовой ведомости приведена в таблице 7 параграфа 5.5 главы 5 «Система бухгалтерских счетов и двойная запись».

Как уже было сказано в п. 5.5, при правильности записей в оборотной ведомости по синтетическим счетам мы должны получить три пары равных итогов.

Попарное равенство пографных итогов позволяет выделить контрольные моменты:

– первый (графы 2,3) равенство итогов между собой, а также их сопоставимость с валютой баланса на конец предшествующего отчётного периода свидетельствуют о том, что показатели из информационной системы предшествующего периода в систему текущего периода перенесены достоверно, без искажения;

– второй (графы 4,5) равенство итогов оборотов подтверждает правильность применения метода двойной записи – равные суммы разнесены в дебет и кредит счетов;

Графы 4 и 5 должны быть не только равны между собой, но и равны итогу по графе «Сумма общая» журнала регистрации. Тождественность итоговых показателей хронологической и систематической записей подтверждает, что все показатели, зарегистрированные в журнале, правильно (по сумме) разнесены на счета, ни один не искажён, не пропущен, не повторён несколько раз, т.е. устранены ошибки, которые не подлежат выявлению при обычном пробном балансе;

– третий (графы 5,6) – равенство итогов на конец отчётного периода характеризует безошибочность проведения расчётов по операциям, отражённым в журнале регистрации.

Применение для контрольных целей оборотной ведомости как разновидности пробного баланса позволяет в полной мере реализовать правило А. Мендеса. обоснованное им ещё в 1803 г.: