Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1077

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

делится своими полномочиями, а делегирует некоторые из них. К примеру, он может передать главе местной администрации или главе муниципального образования все прямые административные полномочия.

Вместе с тем представительный орган сохраняет за собой основополагающую функцию право принятия от имени местного сообщества муниципальных правовых актов, т.е. решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности местного сообщества и муниципального управления. Именно на данный орган муниципального управления возлагается исполнение совещательных, надзорных, организационных и иных полномочий, связанных с разработкой и осуществлением на территории муниципального образования политики органов муниципального управления по развитию местного самоуправления.

Правовой статус представительного органа местного самоуправления определяется в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральном законодательстве выборные органы местного самоуправления являются юридическимилицамив соответствии с уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования, обладая правами юридического лица, является организацией, которая участвует в гражданско-правовых отношениях, т.е. имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономности и имущественной самостоятельности. Данный орган может

иметь в управлении обособленное муниципальное имущество, несет самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельно выступает в гражданском обороте от своего имени, обладает соответствующей
устойчивой структурой, т.е. характеризуется организационным единством.

Статус муниципальной управленческой организации. Наделение представительного органа местного самоуправления правами юридического лица позволяет его рассматривать в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации в качестве самостоятельной муниципальной управленческой организации, которая согласно уставу муниципального образования получает полномочия в области управления местным сообществом. Вместе с тем его можно рассматривать в качестве обязательного элемента структуры муниципальной организации местного самоуправления, выполняющего управленческие функции и имеющего свои специфические особенности.

Перваяособенностьвидится в порядке формирования данной организации: избирается непосредственно населением или из состава избранных населением членов представительных органов.

Втораяособенностьсостоит в том, что эту муниципальную управленческую организацию можно отнести к группе формальных муниципальных организаций, так как она имеет четко поставленные цели, формализованные правила (регламент), структуру и связи.

Третьяособенностьзаключается в том, что по характеру своей деятельности представительный орган местного самоуправления является одновременно и общественно-политической и профессионально-управленческой муниципальной организацией. С одной стороны, его состав должен отражать социально- профессиональный состав различных групп местного сообщества, общественно- политических и общественных организаций, а с другой – этот орган должен отвечать требованиям, предъявляемой к муниципальной управленческой

организации, профессиональная деятельность которой связана с управлением местным сообществом, с решением вопросов местного значения в соответствии с возложенными на него полномочиями.


    1. Формированиепредставительныхорганов


Основным критерием определения числа депутатов в представительном органе местного самоуправления чаще всего рассматривается численность населения, проживающего в границах территории городского, сельского поселения или группы поселений.

В пункте 6 статьи 35 новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается следующая численность представительного органа муниципального образования поселения:

не менее семи – при численности населения менее 1 тысячи человек;

не менее десяти при численности населения от 1 тысячи до 10 тысяч человек;

не менее пятнадцати – при численности населения от 10 тысяч до 30 тысяч человек; не менее двадцати при численности населения от 30 тысяч до 100 тысяч человек;

не менее двадцати пяти – при численности населения от 100 тысяч до 500 тысяч человек

не менее тридцати пяти при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее пятнадцати человек. В Примерном Уставе Национальной лиги городов (США) не оговаривается точное число членов городского совета, но рекомендуется, чтобы его состав был небольшим от пяти до
девяти человек. Данный подход отражает мнение, согласно которому «городские советы меньшего размера представляют собой более эффективный инструмент для разработки программ и ведения муниципальных дел по сравнению с крупными

законодательными органами местного самоуправления» .150

Качественный состав представительного органа местного самоуправления. Данный вопрос остается предметом дискуссий, так как по нему не сложилось какой-то целостной и однозначной позиции.

В Примерном Уставе города (США) придается особое значение соблюдению основополагающего принципа формирования представительного органа, сущность которого заключается в том, что данный орган местной (муниципальной) власти должен в действительности представлять все население городского поселения. Структура каждого города по уровню доходов, расовому признаку, географическому принципу и т.п., - все это необходимо учитывать при определении методов проведения выборов представительного органа в целях обеспечения равного представительства всех групп местного населения.151

Вряд ли в современных условиях в российском обществе возможна реализация данного положения. На наш взгляд, качественный состав членов представительных органов местного самоуправления в настоящее время определяется:

во-первых, финансовыми ресурсами социальных групп в местном сообществе;

во-вторых, пониманием представителями социальных групп своей роли в жизнедеятельности местного сообщества,

в-третьих, уровнем профессиональной подготовленности
представителей различных социальных групп к управлению местным сообществом и муниципальным (местным) хозяйством.

Срокполномочийпредставительного органа местного самоуправления устанавливается российским федеральным законодательством: не менее двух и не более пяти лет. Конкретные сроки полномочий представительного органа определяет устав муниципального образования. К примеру, в городе Архангельске представительный орган избирается сроком на четыре года.

Порядокформирования.Как уже отмечалось выше, обязательным условием формирования представительного органа местного самоуправления является его избрание. Выборы представительных органов местного самоуправления могут осуществляться:

непосредственно населением через всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;




150 Национальная лига городов (США). Примерный устав городов // Муниципальное право. 1999. 2. С.87.

151 Там же.

частью населения посредством куриальной избирательной системы с ее основными ограничениями (имущественный ценз, возраст, пол, социальный статус и принадлежность к той или иной группе национальных меньшинств и др.);

представительными органами нижестоящего уровня, из числа которых формируется представительный орган вышестоящего уровня примеру, представительный орган муниципального района может формироваться из депутатов, избираемых или делегируемых от представительных органов муниципальных образований поселений).


    1. Компетенцияпредставительногоорганаместногосамоуправления