Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1063

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Компетенция представительного органа определяется его правовым статусом как выборного органа местного самоуправления и его целевым назначением в структуре управления муниципальной организацией местного самоуправления. Правовой статус органа местной публичной власти обеспечивает ему ведущую роль в создании нормативно-правовой основы функционирования муниципальной организации местного самоуправления.

Целевоеназначениекак муниципальной управленческой организации видится в формировании и поддержании устойчивых связей между муниципальной организацией местного самоуправления и местным сообществом. Следовательно, компетенция представительного органа местного самоуправления связана с вопросами создания такой системы местного самоуправления в муниципальном образовании, которая, с одной стороны, обеспечивала максимально эффективное использование потенциала местного сообщества, а с другой – создавала условия для органов муниципального управления возможностей и преимуществ муниципальной организации местного самоуправления для решения вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

Особенность правового статуса представительного органа и миссии данной муниципальной управленческой организации позволяет выделить вопросы местного значения, которые относят к исключительной компетенции данного выборного органа местного самоуправления. К их числу относится:

  1. принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

  3. установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

  5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

  7. установление порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения выполнения полномочий органами местного самоуправления;

  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.


Анализ правового статуса и целевого назначения представительного органа местного самоуправления, вопросов, отнесенных к его компетенции, позволяет выделить следующие основные функции данного выборного органа.

Правотворческаяфункция свидетельствует об исключительном праве данного органа местного самоуправления на принятие решений по основополагающим вопросам жизнедеятельности местного сообщества и функционирования муниципальной организации местного самоуправления. Речь в первую очередь, идет о разработке и принятии нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием функционирующей на территории муниципального образования муниципальной организации местного самоуправления, механизма управления местным сообществом и отдельными сферами его жизнедеятельности.

Контрольная функция предполагает осуществление со стороны представительного органа всех видов контроля (надзора) по исполнению всеми организациями принятых им нормативных правовых актов, за работой других органов и должностных лиц местного самоуправления, структурных подразделений местной администрации.

Представительскаяфункция связана, с одной стороны, с установлением и развитием устойчивых отношений данного органа местного самоуправления с представителями различных социальных групп местного сообщества, со всеми общественными и другими организациями, функционирующими на территории муниципального образования, с органами государственной власти, межмуниципального сотрудничества и т.п.


    1. Организационнаяструктурапредставительногоорганаместногосамоуправления



Под организационной структурой представительного органа местного самоуправления понимается совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих выполнение возложенных на него функций. При этом можно выделить ее обязательные элементы и элементы, наличие которых определяется пониманием роли данного выборного органа в процессе муниципального управления как профессиональной управленческой деятельности по решению вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

В процессе формирования организационной структуры представительного органа возникает необходимость рассмотрения следующих принципиальных вопросов:

  1. какая часть депутатов будет работать в этом органе на постоянной основе;

  2. будет ли рассматриваться в качестве обязательного элемента структуры представительного органа его аппарат;

  3. кто будет руководителем представительного органа и как определен его статус в уставе муниципального образования.

Их решение в практике муниципального управления определяет тот или иной подход, который может иметь место при формировании организационной структуры представительного органа.

Согласно первому подходу, в основу формирования организационной структуры представительного органа положен принцип безвозмездной деятельности его членов при обязательном условии создания аппарата данного выборного органа как обязательного элемента его структуры. Аппарат состоит из профессионалов, т.е. специалистов в области муниципального управления. Из числа депутатов на профессиональной основе работают только руководители представительного органа (председатель, заместитель или
секретарь).

Имеет место и другая точка зрения, согласно которой депутаты могут осуществлять свою деятельность в представительном органе на освобожденной основе, т.е. занимают должность «депутатского чиновника». При этом аппарат в его организационной структуре может не создаваться, так как его функции выполняют соответствующие структурные подразделения местной администрации. Как правило, это происходит в случаях, если глава муниципального образования совмещает должности руководителя представительного органа и местной администрации.

В пункте 5 статьи 40 новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Если же состав данного органа местного самоуправления не превышает 10 человек, то на постоянной основе может работать только один депутат.

Рассмотрим организационную структуру представительного органа местного самоуправления. Ее элементами являются:

  1. Руководитель представительного органа.

  2. Заместитель руководителя представительного органа.

  3. Секретарь представительного органа.

  4. Другие выборные лица представительного органа (председатели постоянных депутатских комиссий).

  5. Постоянные депутатские комиссии.

  6. Партийные депутатские фракции (группы).

  7. Территориальные депутатские группы (объединения).

  8. Временные депутатские группы.

  9. Аппарат представительного органа.

В практике муниципального управления имеет место два подхода в формировании организационной структуры представительного органа
местного самоуправления.

Первыйподход. Глава муниципального образования избран населением. В соответствии с Уставом муниципального образования он может быть избран руководителем горсовета и одновременно являться главой местной администрации. При данном варианте все структурные подразделения местной администрации, связанные с непосредственным обеспечением деятельности главы муниципального образования как выборного лица местного самоуправления, в той или иной степени решают вопросы работы представительного органа (правовое, организационное и техническое обеспечение и др.). Аппарат горсовета, по существу, не является самостоятельным элементом в его организационной структуре. Вместо него функционирует группа работников горсовета, выполняющих возложенные на каждого из них определенные обязанности по обеспечению его деятельности.

Второйподход. Согласно новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования может избираться непосредственно населением или из числа депутатов представительного органа.

Если глава избран населением муниципального образования, то он может быть избран руководителем представительного органа. В то же время он не имеет права одновременно возглавлять администрацию муниципального образования. Совмещение возможно лишь в муниципальных образований с численность менее 1000 человек.

Если глава муниципального образования избирается из числа депутатов, то вполне