Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1068

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

принятия нормативных правовых актов определяется регламентом работы представительного органа местного самоуправления.

Постоянные депутатскиекомиссии можно рассматривать одновременно и какэлемент организационной структуры представительного органа и как одну из основныхорганизационных форм участия депутатов в работе данного выборного органа местногосамоуправления.

Число и персональный состав постоянных комиссий устанавливается решением представительного органа. Председатели постоянных депутатских комиссий избираются из состава депутатов на сессии представительного органа или на заседаниях постоянных комиссий с последующим утверждением на сессии.

К основным функциям постоянной депутатской комиссии можно отнести:

  • предварительное рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, вносимых на сессию представительного органа;

  • подготовка проектов нормативно-правовых актов на сессию представительного органа по вопросам, находящимся в ее ведении;

  • осуществление контроля за выполнением собственных постановлений и решений, принятых представительным органом местного самоуправления;

  • осуществление в соответствии со своими полномочиями контроля за работой структурных подразделений местной администрации (заслушивание отчетов руководителей, анализ хода выполнения программ и планов, принятых представительным органом и т.п.).

Постоянные комиссии организуют свою деятельность на основе с перспективного плана работы представительного органа местного самоуправления. Проекты решений,

выносимые на сессии представительного органа, другие вопросы обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий,
которые принимают по ним соответствующие заключения. Для подготовки вопросов депутаты вправе привлекать специалистов в качестве консультантов на платной и бесплатной основе с согласия руководителей представительного органа или по решению последнего.

По инициативе постоянной комиссии представительный орган местного самоуправления проводит депутатские слушания, «круглые столы» по обсуждению вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

Депутатскиегруппыорганизуют свою работу в соответствии с положениями, утвержденными представительным органом. По решению представительного органа или его руководителя для изучения отдельных проблем местного значения и подготовки вопросов на сессию могут быть созданы временные (рабочие) группы. В их состав входят депутаты и другие специалисты в той или иной области муниципального управления. Деятельность временной группы прекращается с выполнением возложенной на нее задач.

Кчислудругихорганизационныхформработыпредставительногоорганаотносятсясобраниянаселениясотчетами его руководителей, председателей постоянных депутатских комиссий и отдельных депутатов перед избирателями; организация приемов граждан, встречи с избирателями, работа с обращениями граждан и др.


    1. Осуществлениепредставительныморганомконтрольныхфункций


Представительный орган местного самоуправления осуществляет свои контрольные функции в пределах своей компетенции в соответствии с уставом муниципального образования. Контроль может

осуществляться непосредственно представительным органом (заслушивание на сессии отчетов по исполнению местного бюджета, осуществлению программ и планов, о работе местной администрации и т.п.), а также постоянными депутатскими комиссиями, руководителем представительного органа.

Представительный орган осуществляет контроль:

  • по выполнению всеми организациями, функционирующими на территории муниципального образования, решений, принятых в соответствии с его компетенцией;

  • по исполнению местного бюджета (отчеты поквартально и за год);

  • по реализации программ и планов социально-экономического развития муниципального образования, отдельных отраслей муниципального хозяйства;

  • за деятельностью местной администрации, других органов и должностных лиц местного самоуправления.




    1. Организаторскаяфункцияпредставительногооргана


Как показывает практика муниципального управления, данная функция сводится в основном к организации работы данного выборного органа. Вместе с тем совершенно недооценивается роль и место представительного органа в становлении, развитии и эффективном функционировании муниципальной организации местного самоуправления, т.е. системы местного самоуправления в муниципальном образовании.

На наш взгляд, содержание этой функции представительного органа более емкое, так как она включает в себя не только разработку, но и внедрение системы местного самоуправления, соответствующей ресурсам муниципального образования и потенциалу местного сообщества. Реализация данной функции предполагает целенаправленную деятельность представительного органа по привлечению всех групп местного населения,
общественных и иных организаций по развитию всех форм непосредственной демократии в развивающемся социальном механизме местного самоуправления. Речь идет о создании на территории муниципального образования условий для самоорганизации граждан, т.е. формирования института территориального общественного самоуправления и других форм общественных организаций граждан.

  1. Депутат как выборное лицо местного самоуправления (статус, полномочия)





    1. Определениепонятия«депутат»вмуниципальнойнауке


В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» слово

«депутат» трактует следующим образом это выборный поверенный от правительства или общества для наблюдения за ходом дела или для принесения просьбы, поздравления, благодарности.152

В «Словаре русского языка» (1981г.) С.И. Ожегова приводятся два значения слова

«депутат»: 1) выборный представитель, член выборного государственного учреждения; 2) выборное лицо, уполномоченное для выполнения каких-нибудь поручений.153

Обратим внимание на следующий весьма существенный момент. В системе местного (общественного) управления Российской империи понятие «депутат» как выборное лицо не использовалось. Если какое-то лицо избиралось в думу или магистрат, то этого представителя городского сообщества называли «гласным». Он заседал в данном выборном органе с правом голоса.154 После введения в действия Положений о земских учреждениях в России гласные это лица, избранные в
представительные органы губернии, уезда, города (земское собрание, городская Дума).

Понятие «депутат» стало обозначать выборное лицо, избранное в Государственную Думу – законодательный (представительный) орган в России начала двадцатого века.

С формированием и развитием советской системы государственного управления под депутатом понималось лицо, избранное членом представительного органа власти (депутатом Совета - сельского, поселкового и т.д., включая Верховный Совет СССР).155




152 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. М.: Русский язык, 1989. С.428.

153 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 13-е, доп. М.: Русский язык, 1981.

С.143.

154 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. М.: Русский язык, 1989. С.355.

155 Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С.381.

После реформирования системы Советов в Российской Федерации данный термин сохранил свое основное значение.


    1. Оправовомстатуседепутатапредставительногоорганаместногосамоуправления


В статье 1 закона Архангельской области от 4 июня 1997 года № 31-9-ОЗ «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Архангельской области» правовой статус определен следующим образом.

Депутат – это представитель населения, проживающий, как правило, на территории муниципального образований, избранный населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.