Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1064
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Как отмечается в областном законе, при осуществлении своих полномочий депутат руководствуется государственнымиинтересами(выделено нами – А.К.), интересами муниципального образования, своей предвыборной программой и убеждениями.156
Обратим внимание на следующие особенности статуса депутата представительного органа местного самоуправления, которые закреплены в областном законе.
-
Депутат представительного органа местного самоуправления – это лицо, избранное население. При этом необязательно, чтобы это лицо проживало на территории муниципального образования. Слово «как правило», позволяет избирать гражданина России, даже если он не проживает в данном муниципальном образовании. -
Депутат – это лицо, уполномоченное (очевидно населением) осуществлять народовластие в выборном органе местного самоуправления в пределах полномочий. -
В своей деятельности депутат должен руководствоваться, в первую очередь, государственными интересами, а затем интересами муниципального образования, своей предвыборной программой и убеждениями. Правда, в законе ни слова не говорится об интересах местного сообщества, о выражении и защите интересов жителей той территории, от которой он избран и уполномочен представлять в выборном органе местного самоуправлении.
Вместе с тем закон не разрешает противоречия, которое имеет место в деятельности
депутата представительного органа в связи с двойственностью его статуса как выборного лица и члена представительного органа. С одной стороны, как выборное лицо он представляет интересы местного сообщества в целом и населения отдельной территории муниципального образования в частности. В то же время как член представительного органа местного самоуправления вынужден выражать и защищать его интересы как муниципальной управленческой организации, представляющей собой в некотором роде
«депутатскую корпорацию» со своими взглядами и потребностями, ресурсами и возможностями. Интересы этой «корпорации» могут далеко не всегда совпадать с
156 Закон Архангельской области от 4 июня 1997 года № 31-9-ОЗ «О статусе депутат представительного органа местного самоуправления в Архангельской области» // Волна. 1997. 8 июля.
интересами отдельных групп населения или местного сообщества в целом. И при этом избиратели не имеет правового механизма воздействия на депутата, деятельность которого их не удовлетворяет. Что касается положения об отзыве депутата, то его реализация в настоящее время практически невозможна.
Обратимся к рассмотрению вопроса о некоторых других аспектах правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления.
Дискуссионным в практике муниципального управления в современной России остается вопрос о выполнении депутатами своих полномочий. В настоящее время пунктом 4 статьи 18 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность работы депутатов
в представительном органе местного самоуправления напостояннойоснове, если это предусматривается уставом муниципального образования. В новой редакции вышеупомянутого нами закона предлагается положение, согласно которому, в представительном органе на освобожденной основе могут работать не более 10 процентов человек из числа избранных депутатов.
Срок полномочий депутат не может быть менее двух лет и более пяти лет. При этом возможно досрочное прекращение депутатом своих полномочий в представительном органе местного самоуправления.
Предусматривается право избирателей на отзыв депутата. Основания и процедура отзыва выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования.
Федеральным законодательством устанавливаются гарантии прав депутатов при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно- процессуальных действий.
Устанавливаются ограничения, которые вводятся для депутатов представительных органов местного самоуправления, в части избрания в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, в Федеральное Собрание Российской Федерации, на выборные государственные должности, работы государственными и муниципальными служащими.
-
Основныеформыдеятельностидепутатапредставительногооргана
Основные формы деятельности
депутата представительного органа местного самоуправления, как правило, определяются законодательством и уставом муниципального образования. К ним относятся:
-
участие в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение сессии представительного органа местного самоуправления, включая разработку проектов его решений; -
участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; -
участие в работе структурных подразделений представительного органа (постоянные депутатские комиссии, депутатские группы, фракции и т.п.); -
участие в депутатских слушаниях, совещаний, семинаров, конференций и в других мероприятиях, проводимых представительным органом местного самоуправления; -
выполнение отдельных поручений руководителей представительного органа, других депутатских структурных подразделений; -
обращение с депутатскими запросами по различным аспектам своей депутатской деятельности; -
работа с представителями общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления; -
организация работы с избирателями и др.
Обратимся к вопросу о работе депутата в своем избирательном округе. Ее характер и содержание строится на основе таких принципов, как ответственность и подотчетность депутата перед своими избирателями, обеспечения права граждан на местное самоуправление в границах избирательного округа и т.д.
Депутатская деятельность осуществляется в различных формах, в том числе:
-
встречи с избирателями, прием граждан в общественной приемной депутата; -
организация изучения общественного мнения, нужд и запросов населения, информирование его о работе представительного органа местного самоуправления; -
участие в организации контроля за исполнением решений представительного органа местного самоуправления, затрагивающих интересы избирателей округа; -
оказание практической помощи в становлении и развитии общественного территориального самоуправления в границах избирательного округа; -
установление и развитие тесного сотрудничества с общественными организациями, функционирующими на территории избирательного округа и т.п.
Как нам представляется, деятельность депутата не может «замыкаться» только в границах своего избирательного округа, так как она охватывает различные аспекты его работы в самом представительном органе местного самоуправления. Противоречивость ситуации заключается в следующем. Отсутствие в крупных городских муниципальных образованиях двухуровневой системы управления объективно вынуждает депутатов представительных органов основное внимание обращать на решение вопросов местного значения городского значения. В то же время у них не хватает ни времени, ни сил на организацию своей депутатской деятельности в избирательных округах. Она, как правило, носит характер эпизодических контактов с населением.