Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

управленческой организации.

Особенностью организационной структуры местной администрации является линейный функционально-отраслевой принцип ее построения. Данный тип организационной структуры, характеризуется, с одной стороны, выбором в качестве основного принципа формирования местной администрации - отраслевого принципа управления муниципальным (местным) хозяйством, а с другой иерархической системой управления и отношений, выстроенной по «пирамидально-властному» принципу.

При функционально-отраслевом принципе построения местной администрации определяющая роль в ее организационной структуре и системе управления муниципальным хозяйством отводится отраслевым структурным органам (подразделениям). Они как самостоятельные субъекты управленческой, экономической и хозяйственной деятельности одновременно выполняют функции организации управления отраслью (или группой отраслей) муниципального хозяйства, осуществляют хозяйственную деятельность посредством распределения муниципальной собственности, средств местного бюджета и внебюджетных средств, организуют контроль за деятельностью подведомственных учреждений и предприятий.

В их деятельности значительное место занимают вопросы оперативного управления подведомственными организациями, разработка ведомственных отраслевых нормативов и показателей оценки работы этих организаций и отрасли в целом. Они могут создавать свои территориальные структурные подразделения, которым передаются функции оперативного управления и осуществления контроля за работой подведомственных
организаций.

Вместе с тем в этом типе организационной структуры местной администрации недооценивается роль структурных подразделений, призванных обеспечивать решение вопросов стратегического развития муниципального хозяйства, эффективного использования материальных и финансов муниципального образования.

Функциональным органам местной администрации отводится «вспомогательная» роль. Они призваны обеспечивать управленческую деятельность руководителей муниципальной организации, координировать работу структурных органов местной администрации, организовать взаимодействие с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территориальные структурные подразделения местной администрации возлагаются полномочия по организации выполнения решений органов местного самоуправления и главы местной администрации, решению вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, осуществлению контроля за работой муниципальных предприятий и учреждений, развитию территориального общественного самоуправления и взаимодействия с общественными организациями граждан, функционирующими на территории поселения.

Анализ организационных структур местных администраций как муниципальных управленческих организаций осуществлять по следующим основным направлениям:

    • типологизация организационных структур администраций муниципальных образований;

    • количество уровней управления в администрации;

    • соблюдение норм управляемости, оптимизация количества должностных лиц и структурных под разделении, непосредственно подчиненных главе администрации и его заместителям;

    • роль и функции главы администрации, его заместителей;

    • формирование в структуре администрации крупных административно-управленческих блоков профильного характера (экономика и финансы, недвижимость, городское хозяйство, социальная сфера и др.);

    • наличие программно-функциональных структур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципального образования.


Особенности организационных структурадминистраций муниципальных районов игородскихокругов.В настоящее время организационные структуры управления администраций муниципальных образований со статусом муниципального района или городского округа, а также крупных городских поселений строятся по линейно- функциональной схеме. В их основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразде- лений, осуществляющих основные внешние функции организации данном случае - муниципальные услуги), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу.

Основными элементами организационной структуры администраций данных муниципальных образований являются:

      1. Глава администрации и его заместители.

      2. Отраслевые структурные подразделения - ответственные за определенную отрасль городского хозяйства или социальной сферы и непосредственно обеспечивающие оказание населению муниципального образования той или иной муниципальной услуги или группы однородных услуг.

      3. Функциональные подразделения или подразделения общей компетенции. Они выполняют общие для всей администрации штабные функции: планово- экономические, финансовые, юридические, по управлению имуществом, кадровые, информационные и другие. Эти подразделения наделены правом регулирующих воздействий по отношению к отраслевым подразделениям и друг к другу в пределах за- крепленных за ними функций. Осуществление ряда действий отраслевых подразделений требует согласования с функциональными.

      4. Территориальные подразделения, характерные для крупных городов (внутригородские районы и округа). Схема управления такими подразделениями является достаточно сложной. Их первые руководители подчиняются либо непосредственно главе администрации города, являясь его заместителями по соответствующим территориям, либо (реже) первому заместителю главы. Отделы внутри данных подразделений чаще всего имеют двойное подчинение — первому руководителю соответствующей территории и профильному структурному подразделению администрации города.

      5. Аппарат администрации, ответственный за организационное, материально- техническое и хозяйственно-бытовое обеспечение деятельности администрации. Часто в состав аппарата включаются некоторые из функциональных подразделений (кадровые, юридические, информационные).


Достоинством линейно-функциональных структур является относительная простота построения и четкость взаимодействия. Коренным недостатком этих структур является то, что они могут эффективно действовать только при выполнении редко меняющихся однотипных функций.

В современных быстро меняющихся условиях и нестабильной социально- экономической ситуации необходимы (наряду с линейно-функциональными) также структуры, специально ориентированные на инновации. Чаще всего появление программно-целевых структурных подразделений связано с организацией системного мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в городе, разработкой концепции и стратегического плана развития города, коренным реформированием

системы управления (например, ЖКХ) или другими задачами подобного рода. Программно-целевые структуры могут создаваться как на постоянной основе, так и в качестве временных, подлежащих ликвидации после достижения поставленной цели.

Уровни управления в городских администрациях. Организационные структуры администраций характеризуются разным количеством уровней управления:

  1. низовое звено - отдел или территориальное подразделение администрации. Как правило, отдел администрации включает 2-7 работников, что находится в пределах нормы управляемости его руководителя;

  2. управление или комитет, состоящий из нескольких отделов;

  3. департамент, состоящий из нескольких управлений и комитетов; данная структура характерна только для крупных городов, часто директор департамента является одновременно заместителем главы администрации;

  4. заместитель главы администрации, в прямом подчинении которого может находиться несколько отделов, комитетов и департаментов;

  5. первый заместитель главы администрации (вице-мэр); он может рассматриваться как отдельный уровень управления лишь в том случае, если ему напрямую подчинены некоторые другие заместители;

  6. глава администрации (мэр).


При построении организационных структур местных администраций возможны разные сочетания перечисленных уровней управления:

  1. трехуровневая (глава администрации, его заместители, отделы);

  2. четырехуровневая (глава администрации, его заместители, управления и комитеты, отделы);

  3. пятиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы);

  4. шестиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы, территориальные администрации).

Количество уровней управления зависит от основных характеристик города (численность населения, размер занимаемой территории, характер расселения на территории, ресурсный потенциал города, основные виды деятельности и направления предпринимательской активности в городе) и личностных факторов (квалификация и профессионализм персонала, организационная культура, имидж руководителя, стиль руководства).

Нормыуправляемостиизагруженностьглавыадминистрации. При оценке загруженности главы администрации (без учета собственного аппарата: помощ- ников, советников, референтов, секретарей и др.) необходимо учитывать количество и перечень структурных подразделений и должностных лиц администрации, находящихся в прямом подчинении главы администрации.

Нередко норма управляемости для главы администрации существенно превышается, что является серьезным недостатком в построении организационной структуры администрации. При этом у главы не остается времени для решения перспективных, стратегических задач управления. Такое превышение не связано с чис- ленностью населения города и масштабом решаемых в администрации задач. Его можно