Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1052

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

получить объективную социологическую информацию о социально-профессиональном составе местного сообщества, о группах его жителей, их интересах, потребностях и ценностных ориентациях.

Местное сообщество можно рассматривать и как совокупность «домохозяйств», расположенных в границах территории его проживания.Для органов местного самоуправления получение достоверной информации об экономическом состоянии домохозяйств является необходимым условием для разработки и проведения экономической и социальной политики на территории муниципального образования.

  1. Характеристикатерриториальнойосновыиграницместногосообщества

(географических, административных)

Вопрос об определении границ местного сообщества имеет, как правило, несколько альтернативных подходов к его изучению.

Географическиеграницыопределяются характером расселения населения, сформировавшейся территориально-поселенческой структурой, административныеграницы административно-территориальным делением территории, на которой функционирует местное сообщество.

«Местное сообщество» можно рассматривать как территориальную общность жителей (людей). Как правило, местное сообщество довольно жестко ограничено границами территории, на которой оно проживает.

Выделяют два вида местного сообщества городское и сельское. Речь идет о местном сообществе, которое располагается в границах территории городского или сельского поселения.

Не каждое городское сообщество
можно назвать местным сообществом в полном смысле этого понятия. Следует иметь в виду, что не всегда границы территории городского поселения совпадают с границами территории города как административно- территориальной единицы или как муниципального образования.

Городское (местное) сообщество крупных городских поселений в силу особенностей их географического положения и сложившейся территориально-поселенческой структуры можно рассматривать как совокупность местных (поселковых, островных, пригородных и т.п.) сообществ жителей, каждому из которых присущи свои социально-экономические и культурно-исторические особенности становления и развития.

В сельской местности границы проживания местных сообществ, как правило, ограничиваются территорией сельского поселения (село, деревня, поселок, станция) или нескольких близ лежащих друг к другу сельских поселений. Вместе с тем в границах искусственно созданных для управления территорий (сельский совет, район, волость, уезд и т.п.) говорить о местном сообществе (к примеру, районном местном сообществе) вряд ли правомерно. В данном случае можно говорить о территориальном сообществе жителей, которое состоит из местных сообществ.

  1. Характеристика психологического чувства и социальной целостности местногосообщества. Уровень развитости психологического чувства сообщества решающим образом влияет на его интегрированность и жизнеспособность, возможность местного сообщества решать важные для людей проблемы.

Местное сообщество характеризуется наличием среди его членов общих целей, интересов и потребностей, что обуславливает необходимость решения вопросов жизнедеятельности данного сообщества. Причем это может реализовываться

им либо посредством создания собственной организации местной публичной власти, оказывающей жителям общественные услуги через свои или другим организации, либо органами местной государственной власти.

  1. Характеристикаместногосообществакаксовокупностиобщественныхотношений. Они возникают при осуществлении местным сообществом своих прав на местное самоуправление и требуют соответствующего правового регулирования. Эти отношения, связаны с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, с удовлетворением жизненно важных потребностей населения посредством создания и функционирования муниципальной организации местной публичной власти.

Местное сообщество реализует заложенный в нем социальный потенциал через создание собственной муниципальной (или земской) организации местного самоуправления, которая наделяется местным населением соответствующими полномочиями для решения вопросов его жизнедеятельности. Местное сообщество самостоятельно определяет и формирует структуру этой организации, наделяет ее органы собственными полномочиями.

  1. Местное сообщество как субъект местного самоуправления


    1. Субъектыместногосамоуправления

Понятие «субъект местного самоуправления» необходимо рассматривать в двух аспектах. В первом случае речь идет об его трактовке в нормативных правовых актах, во втором – о подходах представителей общественных наук в определении исследуемого понятия.

Действующее законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации позволяет назвать в качестве субъектов местного самоуправления:

  • муниципальное образование;

  • население муниципального образования;

  • государство (в лице Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти;

  • органы местного самоуправления (представительные и иные органы);

  • выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования, депутаты представительного органа, члены иных выборных органов местного самоуправления);

  • органы территориального общественного самоуправления.


Населениекаксубъектместногосамоуправления.Большинство исследователей рассматривает местное население в качестве основного субъекта местного самоуправления. При этом синонимом термина «население» предлагается понятие

«местное сообщество».

На наш взгляд, вряд данные категории в муниципальной науке можно считать синонимами. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» население определяется как совокупность граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство, а не жителей, проживающих в границах определенной территории. В результате произошло размывание между статусом гражданина и статусом жителя.165

Местное сообщество и муниципальное образование. Следует сразу оговориться, что категории «местное сообщество» и «муниципальное образование» не рассматриваются нами как синонимы. Первая отражает объективное существование социально- территориальной общности местных жителей, а вторая используется для обозначения населенной территории с организацией на ней местного самоуправления.

С позиции отдельных представителей муниципального права понятие «местное сообщество» не является приемлемым с юридической точки зрения и не имеет какой-либо ценности ни для юридической науки, ни для решения задач правотворческой практики. Поэтому предлагается отказаться от использования данного термина.

Поэтому был предложен в оборот новый юридический термин – «муниципальное образование», не имеющий аналогов в муниципальном
праве зарубежных стран.

Как уже отмечалось выше, по мнению отдельных представителей современного российского муниципального права, категория «местное сообщество» неприемлема, ибо ее нельзя использовать для обозначения некоего территориального образования.

Искомое понятие, как считает часть исследователей, отражает объективное существование в границах определенного территории сообщества местных жителей, реализующих свое право на формирование муниципальной организации местного самоуправления. Не территория, а именно местное сообщество является источником местной публичной власти и одновременно выступает в качестве субъекта местного самоуправления. Только местному сообществу принадлежит право выбора организационной формы местного самоуправления как местной публичной власти, определения структуры ее органов и т.п. Наконец, именно местное сообщество или группа местных сообществ может формировать единые органы местного самоуправления, использовать свои финансовые, материальные ресурсы, научный, образовательный и культурный потенциал для решения вопросов местного значения и возложенных на них полномочий со стороны органов государственной власти.




165 Генисаретский О.И., Глазычев В.Л. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России // Муниципальные технологии. Сб. статей. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.3.

3.2Становлениеместногосообществакаксубъектаместногосамоуправления

Местное самоуправление является основным и очень эффективным механизмом