Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1076

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

границах городского или сельского поселения в зависимости от занимаемой этим сообществом территории, то более логичным является использование понятия «общность жителей» (историческая, культурная, социальная, экономическая, территориальная, и т.п.).

Изучение местного сообщества как общности жителей предполагает ее демографическую, социальную, экономическую характеристики, исследование образа жизни, ее культурно-исторических и национальных особенностей и традиций.

Вторая группа признаков связана с характеристикой территориальной основы и границ местного сообщества (географических, административных, экономических, информационных и т.п.).

Третья группа признаков связана с характеристикой одного из определяющих признаков местного сообщества - психологическое чувство сообщества или чувствосообщества.

Речь идет:

во-первых, об осознании каждым жителем чувства принадлежности и эмоциональной безопасности в своем местном сообществе. Это чувство предполагает признание определенных границ, которые полагают отличить «своего» от «чужака»;

во-вторых, о возможности каждого члена сообщества ощущать себя свободным, испытывая при этом чувство слитности с сообществом и приверженности его ценностям и интересам;

в-третьих, о сформировавшемся чувстве единения с другими членами сообщества, возможности осуществления личных желаний человека. Оно основывается на ценностях, которые соответствуют интересам сообщества и индивида, что связано с позитивной поддержкой поведения человека, статусом его как члена сообщества и оценкой его успехов, способностей;


в-четвертых, об уровне развитости эмоциональных связей. Его можно определить самым простым образом – по количеству людей, которые могут назвать имена своих соседей.

Четвертая группа признаков характеризует целостность местного сообщества; сложившиеся в нем исторически устойчивые связи и отношения, достаточно развитое общение (взаимодействие) друг с другом.

Пятая группа раскрывает признаки и свойства местного сообщества как совокупности общественных отношений.

  1. Местное сообщество как объект местного самоуправления





    1. Означениипонятия«объектыместногосамоуправления»

Местные сообщества, а не территория их проживания, в любом обществе всегда выступали в качестве основного объекта управления со стороны государства и формируемых им органов власти. Государство могло предоставлять местным сообществам отдельные полномочия на решение вопросов их жизнедеятельности, оставляя за собой функцию контроля за их выполнением. В случае необходимости оно могло отобрать эти полномочия и передать их местным органам государственной власти.

Становление, развитие и функционирование местного самоуправления как института местной публичной власти и института гражданского общества создает все предпосылки для перехода местных сообществ из состояния объекта управления в самостоятельный субъект самоуправления. На местном уровне это означает, что местное сообщество одновременно выступает в качестве объекта и субъекта местного самоуправления.



Правда, изменения, которые происходят в социальном статусе местного сообщества, не всегда осознаются его членами. Поэтому переходный процесс может занимать довольно длительный промежуток времени. Как показывает опыт современной России, в условиях переходного общества органы государственной власти не рассматривают местные сообщества в качестве объектов муниципального управления и самостоятельных субъектов местного самоуправления.

Данная позиция нашла свое отражение в современном российском федеральном законодательстве. В нем термин «местное сообщество» отсутствует. Он, как правило, ассоциируется с понятием «население». Поэтому объектами муниципального управления рассматриваются муниципальные образования, вопросы местного значения, местное население, но не местные сообщества.

В муниципальной науке нет единого мнения в вопросе о местном сообществе как объекте и субъекте местного самоуправления.

Прежде чем, изложить свою собственную позицию по данному вопросу, необходимо уточнить сущность понятия «объекты местного самоуправления» и «объекты муниципального управления».

Можно ли эти категории муниципальной науки считать синонимами? Думается, что нельзя. И вот почему.

Обратим еще раз на различие подходов, которые имеют место в общественных науках в понимании категории «муниципальное управление».

Напомним, что понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» часть исследователей и специалистов рассматривают как однопорядковые, что связывается с формой управления местной (муниципальной) собственностью и управлением региональными социально-экономическими системами.

В качестве объектов муниципального управления (местного самоуправления) предлагается рассматривать:

  • муниципальное образование как сложную социально-экономическую систему;

  • хозяйственные системы, расположенные на территории муниципального образования, представляющие собой коллективы совместно работающих людей;

  • отдельные функции, характеризующие виды деятельности, иногда даже организационно не обособленные, но играющие важную роль в развитии муниципального образования;

  • систему деятельности людей, выделенной из общественно-экономической среды организационно-обособленным комплексом элементов, имеющим единую цель и систему управления.163


Нетрудно заметить, что среди вышеперечисленных объектов муниципального управления (местного самоуправления) местное сообщество не выделено в качестве самостоятельного объекта управления. И это вполне естественно, так как в понимании авторов местное сообщество представляет собой совокупность жителей муниципального образования.164 Вряд ли эта «совокупность» может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта муниципального управления.

Понятие«объектыместногосамоуправления»по своему содержанию представляется более емким, чем термин «объекты муниципального управления».

Как было показано выше, использование понятия «объекты муниципального управления» связывается с управлением муниципальной собственностью и региональными социально-экономическими системами в виде муниципальных образований.

Отличие категории «объекты местного самоуправления» как раз и состоит в том, что она включает в качестве основного объекта местного самоуправления местные сообщества, являющиеся одновременно и субъектами местного самоуправления. Данный подход соответствует основополагающему принципу организации местного самоуправления – совпадения объекта и субъекта самоуправления.

Поэтому, по нашему глубокому мнению, территория проживания и жизнедеятельности местного сообщества, как бы она не называлась (муниципальное образование, муниципалитет, муниципальный район, городской округ, городское или сельское поселение, коммуна, община и т.п.), не может рассматриваться в качестве объекта и субъекта местного самоуправления. Вряд ли можно определять субъектом и
объектом местного самоуправления муниципальную собственность, муниципальное или местное хозяйство, территориальную социально-экономическую систему. Все они, как отмечалось ранее, относятся к объектам муниципального или местного управления, которые могут быть переданы в управление либо местным сообществам либо местным органам государственной власти.


    1. Характеристикаместногосообществакакобъектаместногосамоуправления




163 Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.55,56.

164 Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.57.

Что представляет собой местное сообщество как объект местного самоуправления? Для того, чтобы дать на него исчерпывающий ответ, органы местного самоуправления должны обладать информацией, получение которой обеспечивается не только с помощью статистических данных, но и посредством использования методов социально- экономического и социально-психологического исследования местных сообществ.

Остановимся на некоторых аспектах характеристики местных сообществ как социально-территориальных общностей людей.

  1. Социально-экономическаяхарактеристика.Демографический образ местного сообщества определяется его возрастным составом, соотношением трудоспособного и нетрудоспособного населения, удельным весом пенсионеров, качественным составом семей и т.п.

Местное сообщество можно определить как социальную общность жителей, которая выступает в качестве объекта социального управления. Для органов местного самоуправления несомненный интерес могут представлять исследования, позволяющие