Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1065

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

наконцепциюнегосударственнойприродыместногосамоуправления, восходящей своими корнями к «общественной» теории местного самоуправления. Речь идет о создании системы местного самоуправления как самостоятельного общественного института, независимого от государства объединения граждан, наряду с товариществами, акционерными обществами и т.п. Местная власть создается гражданами снизу, когда они самостоятельно формируют ее органы, решали вопросы жизнедеятельности местного сообщества в границах территории его расселения. Единственная функция государства по отношению к муниципалитетам в этой модели – гарантия прав граждан на местное самоуправление, в том числе гарантия финансовой самостоятельности.

Идеи «естественных прав общины» нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации. В ней государство закрепило принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий. Достаточно привести в качестве примера конституционную норму о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Однако в дальнейшем государство скорректировало свою позицию в вопросе о сущности местного самоуправления и его природе. В основу его официальной доктрины положена континентальная или государственная концепция местного самоуправления. Понятие «местное самоуправление» рассматривается как принцип организации (децентрализации) и форму (подсистема) публичной власти в государстве. Ее отличительная особенность состоит в том, что местное самоуправление рассматривается как часть государственной машины, продолжение государства на местах; самоуправление строится властью в интересах власти. Муниципалитеты
получают свои полномочия сверху, от государства. Иногда власть сама отдавала свои полномочия, когда не могла с ними справиться. Принцип передачи полномочий в настоящее время называется субсидиарностью.

Словом, речь идет о становлении и развитии властного института как элемента конституционного и государственного устройства, об укреплении вертикали власти в стране, об установлении более жесткой зависимости муниципальной власти от государственной власти.

В концепции недооценивается значение местного самоуправления как неотъемлемого элемента структуры гражданского общества, роль местных сообществ в развитии местного самоуправления как социального института, представляющего собой систему ценностей, традиций, установок, неписанных правил, которые формируются в сознании граждан и побуждают граждан к участию в общественной жизни и жизни местных сообществ.

С учетом вышеизложенных подходов возможны следующие способы влияния государства на местное самоуправление.

Первый способ определяют как «дистанционный». Государство определяет общую политику в различных сферах муниципальной деятельности, устанавливая ее основные параметры в законах.

Второй способ связан с прямым содействием государства органам местного самоуправления.179 Он и характеризуется жесткой высокоцентрализованной вертикальной системой взаимоотношений между центральной властью и местным уровнем публичной власти. Это предполагает одновременное сосуществование разнонаправленных формальных и неформальных, горизонтальных и вертикальных связей. К примеру, создаются национальные ассоциации глав местной власти, посредством которых развиваются и укрепляются

горизонтальные связи. Одновременно они являются проводниками правительственной политики. Государство получает возможность контроля, а зачастую и право прямого вмешательства в дела местного значения. В то же время следует иметь в виду, «стремление дотянуть управленческую вертикаль до муниципий принесет великое множество средних и мелких неприятностей и на годы замедлит все процессы реформирования в стране».180

В условиях становления российской государственности и формирования гражданского общества стратегической задачей государства является разработка и осуществление долговременной политики по развитию местного самоуправления в стране. Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Программа направлена на экономический подъем России через экономическое развитие муниципалитетов и регионов, укрепление всех институтов публичной власти в государстве с постепенным формированием гражданского общества залога территориальной целостности государства.

Программа должна осуществляться в два этапа: первый - 2000-2002 гг., второй – 2003-2010 гг. В ходе первого этапа предусматривалось осуществить создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления. На втором этапе предполагается реализовать мероприятия, направленные на кодификацию законодательства о местном самоуправлении
и решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

Реализация государственной программы развития местного самоуправления в стране должна способствовать:

  • улучшению условий жизнедеятельности населения в каждом муниципальном образовании;

  • повышению политической стабильности в государстве;





179 Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – №3. С. 18.

  • обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими властными органами и общественного контроля за эффективностью их деятельностью;

  • разработке единых принципов взаимодействия государства и муниципальных образований, в том числе обеспечить реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, и установление минимальных государственных социальных стандартов.



    1. Механизм реализации государственной политики в области развития местного самоуправления


Эффективность государственной политики развития местного самоуправления во многом определяется механизмом ее реализации. Речь идет об участии государства совместно с органами местного самоуправления, местными сообществами в регулировании основных сфер деятельности местного самоуправления. К формам государственного регулирования местного самоуправления относят механизмы правового, экономического, функционального регулирования,
административного обеспечения и государственной поддержки местного самоуправления.

Механизмправовогорегулированиянаправлен на создание законодательного обеспечения гарантий самостоятельности местного самоуправления не только как элемента государственного и конституционного устройства страны, но и как неотъемлемого института гражданского общества. Государство должно способствовать созданию условий, обеспечивающий развитие местного самоуправления в различных формах (моделях) его организации. На разнообразие муниципий, конечно же, можно натянуть один нормативно-правовой намордник, но прогнозируемый эффект явно не совпадет с намерениями власти.181(6)

Механизмэкономическогорегулированияпризван обеспечивать экономическую самостоятельность местного самоуправления посредством, передачи в муниципальную собственность объектов, находящихся в государственной собственности, необходимых для решения вопросов местного значения, сбалансированности местных бюджетов, оптимизации налоговой базы муниципальных образований.

Механизмфункциональногорегулированияпредусматривает разграничение полномочий органов муниципальной и государственной власти по вопросам местного самоуправления, возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, регулирования межбюджетных отношений.

Механизмадминистративногообеспечениявыражается в наделении соответствующей компетенцией государственных органов и учреждений, занимающихся вопросами местного самоуправления, по осуществлению государственного