Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1069

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ


принцип гласности и открытости органов государственной и органов местного самоуправления, учета общественного мнения;

  • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в государственном и муниципальном управлении;

  • принцип функционального разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной и муниципальной власти.

Остановимся подробнее на анализе двух последних принципов, раскрывающих наиболее полно содержание отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принципоптимальногосочетанияцентрализацииидецентрализациивгосударственноми муниципальном управлении.

В политологии рассматривают два способа организации власти и взаимоотношений между органами власти – централизация и децентрализация.

Принцип концентрации лежит в основе такого способа организации власти какцентрализация. Если данный принцип положен в основу построения первого типа власти - правительственной (политической) власти, то это означает сосредоточение всей власти в едином центре для защиты общих для всех слоев общества интересов (установление общих законов и взаимоотношения с иностранцами). При втором типе устройства власти

  • административной централизации - подобная концентрация власти происходит для защиты интересов отдельных слоев общества, например тех или иных действий и начинаний общины.

Как справедливо заметил А.Токвиль, централизация оправдывает себя лишь тогда, когда определенный этап общественного развития требует быстрой концентрации всех сил нации. В нормальных условиях централизация административной власти сковывает
творческий потенциал народа, мешает его обновлению.185

Принципдеконцентрациипредусматривает передачу полномочий местным чиновникам, назначаемым из центра, что предполагает дробление властей одного уровня. Реформы по деконцентрации носят «управленческий» характер, но не политический смысл. В географическом и территориальном отношении аппарат управления




185 Токвиль А. Демократия в Америке. – М, 1992. С.83,86.

приближается к гражданам, но они сами никакой властью не наделяются. Можно сказать, что деконцентрация представляет внутригосударственную централизацию.

Принцип децентрализации.Его сущность заключается в передаче центром ряда властных полномочий отдельным органам местной публичной власти, в нашем случае органам местного самоуправления.

Конституционное обособление муниципальных образований и органов местного самоуправления можно определить как децентрализацию в собственном смысле этого понятия.186 Это предполагает обеспечение беспрепятственного прохождения управленческих решений и надежную связь по всей вертикали от федерального центра до органов местного самоуправления.

Обоснование необходимости существования автономно действующих местных органов власти с экономической точки зрения возможно лишь тогда, если будет доказано, что предоставление определенных общественных благ на местном уровне выгоднее, чем на уровне центрального правительства.

В любом обществе в любое время существует неограниченное количество потребностей при ограниченных возможностях их удовлетворения. Государство предстоит установить:

какие потребности должны быть реализованы в первую очередь и соответственно, какие

должны быть в первую очередь произведены общественные блага;

  • как в процессе производства будет происходить трансформация ресурсов (труда, капитала, земли и др.) в общественные блага (товары и услуги).

Государство в соответствии с заданными аллокационными целями призвано решать вопросы распределения продукции и производственных мощностей в пространстве рынка. Осуществление этих целей связано с размещением ограниченных ресурсов в народном хозяйстве с учетом временных и пространственных факторов. Их реализация возможно при выполнении двух условий. Первое - результат соответствует предпочтениям потребителей, т.е. предложение общественныхблагсоответствует предпочтениям их потребителей. Второе условие товары и услуги предоставляются с минимальными затратами.

Когда речь идет о предоставлении конкретных общественных благ, то подразумевается необходимость участия государства, так как рынок не может обеспечить соблюдения принципа аллокации ресурсов. Их предоставление при федеративном устройстве государства должно осуществляться на разных уровнях.

Как известно, центральным пунктом экономической теории рынка составляет принциппотребительскогосуверенитета. При этом на первый план выходят предпочтения конкретного гражданина (потребителя общественного блага). Если же существует несколько возможностей реализации потребителей, то должны быть выбраны те, при которых предпочтения потребителей буду реализованы наиболее полно. Необходимо также учитывать, что предпочтения граждан относительно общественных благ различаются по регионам.


Децентрализованная форма государственного устройства, и в особенности ее ключевой элемент муниципальный уровень власти, в наиболее полной степени

186 Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. – С.25.

соответствует требованию о необходимости реализации предпочтений граждан (говоря экономическим языком, принципу суверенитета потребителей).

Словом, формирование местного уровня власти обуславливается о существовании общественных благ с различным ареалом доступности потребителям.187

Мелкие территориальные образования предоставляют блага с малым (ограниченным) ареалом доступности. С функциональной точки зрения муниципальное образование является территориальным объединением для осуществления целого комплекса задач, связанных с предоставлением определенных услуг ограниченному кругу потребителей.

Принцип"территориальногосоответствия", т.е. соответствия "зоне обслуживания". Его сущность заключается в том, что бюджетные услуги закрепляются за тем уровнем власти, подведомственная территория которого охватывает всех потребителей данных услуг.188

Определенная общественная задача передана в компетенцию органов муниципальной власти. Каждое муниципальное образование как территориальная единица, принадлежащая к этому уровню, должна в соответствии с принципом "Кто платит, тот и заказывает музыку" - принимать решения:

  • об осуществлении расходов, что всегда желательно воспринимается населением;

  • и одновременно о мобилизации доходов, что всегда нежелательно и вызывает недовольство у налогоплательщиков.


Следовательно, ареал доступности общественного блага (услуг) и территория проживания лиц, финансирующих его предоставление, должны по возможности совпадать. И если муниципалитет, с одной стороны, является сообществом потребителей локальных благ, а с другой - объединяет налогоплательщиков, финансирующих их предоставление, то в процессе принятия решения муниципальные власти должны найти компромисс. И в экономическом смысле решение должно быть эффективным, так как требование равенства предельных расходов и предельных доходов приводит к реализации принципа эффективной аллокации ресурсов.189

Принцип функционального разграничения предметов ведения и полномочий органовгосударственнойимуниципальнойвласти.Механизм его реализации связан с формированием и функционированием отношений между органами государственной и муниципальной власти, в основе которых лежит целая группа принципов. К ним относят:

- принципсубсидиарностиопределяет основы вертикального распределения полномочий и позволяет экономить средства и ресурсы. Его реализация позволяет органам власти всех уровней выполнять свои полномочия в тесном контакте с населением, обладая необходимой самостоятельностью в принятии решений в соответствии принятыми нормативными правовыми актами;




187 Циммерман Х. Почему необходимо наличие самостоятельного местного уровня власти? // Муниципальная экономика. – 2004. - 4. – С.3,8.

188 Игудин А. Один налог один бюджет. Это принцип может быть реализован только в сочетании с принципом сбалансированности