Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1056

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

п.

Совет руководителей органов местного самоуправления Архангельской области осуществляет координацию действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по важнейшим вопросам стратегии развития области, обеспечивает сбалансированный подход и учет интересов муниципальных образований при подготовке важнейших социально-экономических решений главы администрации области и проектов областных законов, затрагивающих интересы муниципальных образований. В его функции также входит содействие развитию местного самоуправления, защита прав и интересов населения муниципальных образований, выработка согласованного подхода по вопросам межбюджетных отношений, подготовка предложений по совершенствованию административно-территориального устройства области и установления границ территорий муниципальных образований и т.п.

  • выработки предложения для принятия региональных программ развития местного самоуправления;

Совет создан при главе администрации области, проводится не реже одного раза в квартал. Организационное, правовое и информационно обеспечение Совета осуществляет администрация области.198 (23)




198 Волна. – 1998. 14 апреля. 15.

    1. Формыкоординациииосуществлениягосударственногоконтролязадеятельностью органовмуниципальной власти

Координациярассматривается и как форма и как метод взаимоотношений организационно не подчиненных субъектов управленческой деятельности. Как вид управленческой связи она имеет организующий характер и направлена на согласование действий
и объединений усилий тех, чья деятельность координируется. Координация имеет взаимный характер. Это не только прямая, но и обратная связь, когда обе стороны выступают как активно действующие субъекты. Координационные отношения, возникающими между органами управления, могут быть рассмотрены как сотрудничество между ними.

Развитие координационных связей осуществляется посредством информационного обмена и консультаций между органами государственной и муниципальной власти по различным вопросам их совместной деятельности. Среди других форм взаимодействия выделим практику согласований нормативно-правовых актов, назначения отдельных государственных должностных лиц на территории муниципального образования, заключение договоров (соглашений) между органами местного самоуправления и органов государственной власти, создание совместных комиссий, комитетов и т.п.

Органы местного самоуправления имеют право законодательной и правотворческой инициативы, а также могут обращаться в органы государственной власти

Контрольоргановгосударственнойвластиза органамиместногосамоуправления.

В содержание государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления входит:

  • контроль за соблюдением федерального законодательства органами местного самоуправления;

  • прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

  • судебный контроль;

  • контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами. К примеру, уставные палаты - несудебные органы по государственной защите уставов (конституций) и т.п.

Административный контроль включает в себя контроль со стороны исполнительных

органов государственной власти как общей, так и специальной компетенции. Этот контроль имеет в первую очередь правовойхарактери представляет собой проверку исполнения органами местного самоуправления законов и других нормативных актов. Одним из видов административного контроля является отраслевой (предметный) контроль. Речь идет, к примеру, о контроле за реализацией органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий. В процессе осуществления контроля выявляется и оценивается как законность, так и эффективность деятельности органов местного самоуправления.

    1. Основные тенденции в развития форм взаимодействия органовгосударственнойи муниципальной власти


Заменаоргановместногосамоуправлениянаорганыгосударственнойвласти.Наиболее простой, «механический» вариант замещения органов местного самоуправления органами местного самоуправления состоит в понижении территориального уровня, на котором осуществляется местное самоуправление, и в создании органов государственной власти общей компетенции на территориальном уровне, ранее занимаемом органами местного самоуправления.

По мнению М.М. Пруссака, предложенная в редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» новая территориальная организация местного самоуправления в совокупности с имеющимися организационными и финансово-экономическими основами местного самоуправления объективно не обеспечивает концентрации сил и средств. Она будет способствовать развитию центробежных, а не центростремительных тенденций.

Поэтому в целях укрепления вертикали государственной власти
, усиления влияния государственных органов на формирование и деятельность органов местной власти необходимо исключить муниципальные районы и городские округа из состава территорий, на которых осуществляется местное самоуправление. Следует, как считает М.М. Пруссак, закрепить за органами государственной власти субъекта Российской Федерации право определять территориальные основы местного самоуправления с учетом сложившегося административно-территориального деления и финансово-экономических ресурсов, а также соблюдением двухуровневого местного самоуправления с разграничением полномочий между муниципалитетами без подчиненности одного территориального уровня другому.199

Итак, предлагается вновь вернуться к советской организации местной власти. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации будут по образу и подобию своему формировать региональную модель местного самоуправления, назначать своих представителей в органы местного самоуправления, не считаясь при этом с мнением местных сообществ.

На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант решения поднятой проблемы видится в укрупнении муниципальных образований с передачей им соответствующих материальных и финансовых ресурсов.

Усилениеролиоргановгосударственнойвластивопределенииорганизационнойструктуры муниципальной власти.Можно согласиться с предложением М.М. Пруссака об устранении в федеральном законодательстве нормы о детализации регулирования структуры органов местного самоуправления. Речь, в частности, идет о наделении муниципальных
образований компетенцией по определению численности депутатов представительного органа поселения.

Вместе с тем наблюдается негативная тенденция прямого участия органов государственной власти в назначении должностных лиц местного самоуправления.




199 Пруссак М.М. Региональная экономика: факторы экономического роста // Управление собственностью. – 2004. - 4. – С.6-8.

Обусилениигосударственныхфункцийместногосамоуправления.Во многих государствах с развитым местным самоуправлением наблюдается тенденция снижения удельного веса коммунальных дел, и одновременного возрастания доли государственных полномочий. При превышении доли отдельных государственных полномочий свыше 50% от общего объема вопросов местного значения возникает противоречие между муниципальным статусом местных органов власти и государственным характером их полномочий. Выход из данного положения видится в отнесении переданных государственных полномочий в случае их эффективного выполнения органами местного самоуправления к вопросам местного значения.200

Совершенствование государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Речь идет, с одной стороны, о выборе оптимального объекта контроля, а с другой – выбора наиболее его эффективных форм.

Вместо заключения



Государство и местное самоуправление представляют собой социальные явления, взаимосвязь между которыми очевидна. Вместе с тем отношения между ними носит характер внутреннего противоречия, обусловленного воздействием на них объективных и субъективных факторов политического, экономического