Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1048

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Архангельской области





      1. Практика реализациифедеральногозаконаот27мая2014года136-ФЗвАрхангельскойобласти


Обратимся к областному закону от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О реализации государственных полномочий

Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».224

Если проанализировать сложившуюся практику разработки и принятия законов Архангельской области в сфере местного самоуправления, то в большинстве случаев

«игра» идет по правилам, устанавливаемым ее главным «игроком». Речь идет об администрации Архангельской области. Не стал исключением упомянутый выше областной закон. Тот, кто следил за процессом его обсуждения в средствах массовой информации и на сайтах, не мог не заметить противостояния, возникшего между органами местного самоуправления городских округов и органами государственной власти Архангельской области. Причем это противостояние вылилось в настоящую информационную войну, которая велась органами местного самоуправления города Архангельска в лучших традициях советской идеологической пропаганды. Смысл противостояния сводился со стороны муниципальной городской элиты к защите функционирующей системы местного самоуправления в Архангельске. Она
не нуждается в ее изменении, ибо устраивает население областного центра. Речь также шла о сохранении сложившейся структуры органов местного самоуправления и избрания мэра города его населением. Как это парадоксально звучит, но городская муниципальная власть защищала устраивавшую ее систему управления городским хозяйством и городским сообществом. Вопрос об эффективности нынешней системе местного самоуправления формально функционирующей на городском уровне и не соответствующей сложившейся территориально-поселенческой структуре расселения населения в процессе дискуссии естественно не поднимался.

Реформирование территориальной организации местного самоуправления и системы органов муниципальной власти на основе положений 136-ФЗ предполагает решение этого вопроса не методами кавалерийской «атаки», а разработкой сначала концепции развития местного самоуправления в Архангельске как составной части региональной программы. Заметим, что в условиях короткого временного промежутка, отпущенного на обсуждение и принятие проекта областного закона, осуществить это мероприятие было практически невозможно. Поэтому вполне естественно, что вопрос о реформировании системы местного самоуправления в Архангельске отложен и перенесен на ближайшую перспективу.

Неоднозначной была позиция глав муниципальных образований сельских муниципальных районов по вопросам избрания представительных органов местного самоуправления, а также изменения статуса главы муниципального образования.

Статья 1.1 принятого областного закона от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ, предусматривает

два варианта формирования (избрания) представительного органа муниципального района. Согласно первому, он в соответствии с уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Они избираются

224 Областной закон Архангельской области от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва. №11. Одиннадцатая сессия . 22 октября 2014 года. Официальное издание от 18 ноября 2014 года. Архангельск. С.8-14.

представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Второй вариант связан с избранием представительного органа муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В областном законе определяется статус и порядок избрания глав муниципальных образований Архангельской области.

В городском поселении его глава избирается представительным органом и одновременно исполняет полномочия председателя данного органа местного самоуправления.

В сельских поселениях установлены следующие варианты избрания главы и его правового статуса. В первом случае глава избирается на муниципальных выборах,
возглавляет местную администрацию и в случае, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполняет полномочия председателя представительного органа сельского поселения. Согласно второму варианту, если в сельском поселении полномочия представительного органа сельского поселения осуществляются сходом граждан, то глава сельского поселения избирается на сходе граждан. На него возлагаются полномочия главы местной администрации и обеспечению проведения схода граждан. В третьем варианте рассматривается вопрос о порядке избрания главы и его статусе в сельском поселении, являющимся административным центром муниципального района. В уставах муниципального района и сельского поселения как административного центра муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного сельского поселения. В этом случае в таком сельском поселении местная администрация не образуется. Его глава избирается представительным органом сельского поселения из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа сельского поселения.

Что касается правового статуса главы муниципального района и городского округа, то в областном законе установлено, что эти выборные должностные лица местного самоуправления избираются соответствующими представительными органами и исполняют
полномочия их председателей.

Законом введено новое общее наименование глав муниципальных образования (кроме отдельного случая в правовом статусе главы сельского поселения) - председатель представительного органа муниципального образования - руководитель муниципального образования.

Нетрудно заметить, что в областном законе фактически исключается возможность избрания глав муниципальных образования в городских округах, муниципальных районах, городских поселениях. На наш взгляд, лишение населения муниципальных образований права избирать выборных должностных лиц местного самоуправления в лице глав муниципальных образований свидетельствует о недоверии органов государственной власти Архангельской области к потенциальным возможностям местных сообществ в определении структуры органов и выборных должностных лиц своего муниципального образования. Как нам представляется, местные сообщества должны быть

наделены правом избрания главы муниципального образования, который одновременно выполнял бы полномочия руководителя представительного органа местного самоуправления.

Областной закон подвел окончательную черту под дискуссией о совмещении главой муниципального образования должности главы администрации. Закреплено разделение представительной и исполнительной ветвей муниципальной власти на уровне городских округов, муниципальных районов и городских поселений. Установлено общее наименование местной администрации как исполнительно- распорядительного органа муниципального образования администрация, а ее руководителя - глава администрации.

Вместе с тем, по