Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1073

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

высшего выборного должностного лица. Словом, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования одновременно мог наделяться полномочиями руководителя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

В качестве позитивного момента можно говорить о повышении личной ответственности избранного населением главы муниципального образования за решение вопросов жизнедеятельности местных сообществ. Основное содержание его управленческой деятельности определяли полномочия, которыми он наделялся в сфере хозяйственной деятельности.

В то же время принижался статус выборного представительного органа местного самоуправления. Организация его работы, как правило, возлагалась на аппарат главы муниципального образования. Основные полномочия данного выборного органа

связывались с формированием нормативно правовой базы, обеспечивающей регулирование деятельности местной администрации, муниципальных хозяйственных организаций. Развитие местного самоуправления как института народовластия и самоорганизации населения на территории муниципального образования отходило на второй план. Не случайно, разработка программ развития местного самоуправления на территориях муниципальных образований не являлось приоритетом в деятельности глав муниципальных образований.

В статье 36 федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были четко зафиксированы условия избрания главы муниципального образования, его статус как руководителя представительного органа местного самоуправления или главы местной администрации. Совмещение этих
должностей допускалось в органах местного самоуправления муниципального образования, имеющих статус сельского поселения.223


      1. «Сидетьнадвухстульяхневоспрещается»илиочередные«игрынаполе»главымуниципальногообразования


Сложившаяся в стенах Федерального Собрания Российской Федерации «традиция» своеобразного понимания конституционного положения части 1 статьи 131 нашла свое отражение в федеральном законе от 27 мая 2014 года 136-ФЗ. С одной стороны, в нем повторяются нормы 131-ФЗ, регулирующие порядок избрания главы муниципального образования, его правовой статус при занятии должности либо председателя представительного органа муниципального образования, либо главы местной администрации. С другой стороны, федеральный законодатель наделяет органы государственной власти субъекта Российской Федерации правом принятия закона, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования. Если будет принята норма закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая избрание главы муниципального образования из состава представительного органа соответствующего муниципального образования, то выборы такого главы муниципального образования не назначаются и не проводятся. Данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что подобная правовая «новация», по существу, развязывает руки органам государственной власти субъекта Российской

Федерации, позволяя оказывать более действенное воздействие на деятельность администраций муниципальных образований. Речь идет не только о перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, о возможности отмены избрания населением главы муниципального образования и т.п. Статья 37 федерального закона 131-ФЗ создает правовое поле для участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в проведении




223 Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.

конкурса на замещение должности главы местной администрации. 136-ФЗ конкретизирует эти нормы. Речь идет о возможности установления дополнительных требований к кандидатам, претендующим на эту должность. В составе конкурсной комиссии половина членов назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, изменения и дополнения, внесенные 136-ФЗ в редакцию федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, наделяют органы государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительными правомочиями в сфере регулирования местного самоуправления на своей территории.

И все же, как оказалось, установленные правила игры оказались недолговечными. Во
внесенных двух поправках ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ) в статью вторую 131-ФЗ в качестве выборного должностного лица местного самоуправления, каким является по своему статусу глава муниципального образования, рассматривается должностное лицо, избираемое представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Статья вторая не дает ответа, что за должностное лицо, которое «избирается» по результатам конкурса. Уточнение дается в пункте 5 частях 2 и 2.1 статьи 36 (поправки внесены 03.02.2015 N 8-ФЗ). В первой из них речь об избрании главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Одновременно он наделяется статусом главы местной администрации. В части 2.1 представительным органом муниципального образования устанавливается

порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Надо отдать должное депутатской бюрократии, умудрившейся утверждение решения конкурсной комиссии по кандидатам на должность главы местной администрации превратить в выборы главы муниципального образования. «Вот тебе, бабушка, и юрьев день»! Вместо сидения на одном стуле избранника-чиновника предлагают посадить снова на два, но только с негласного разрешения лица, занимающего высокую выборную государственную должность в субъекте Российской Федерации. Заметим,
что эту поправку с нетерпением ждали органы государственной власти в регионах, так как она позволяет им контролировать через избранно-назначенных глав муниципальных образований деятельность местных администраций.

    1. 1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36