Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 601
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
-
несформированность волевой сферы: отсут- ствие целеустремленности и настойчивости к до- стижению целей, привычка жить по указке других; -
особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др. [31].
Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно об- щение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся на- силию, наоборот, сторонятся взрослых).
Поскольку поведение человека определяет его самосозна- ние, предлагаем несколько опросников, которые вы можете использовать в качестве экспресс-диагностики самосо- знания подростков:
-
Тест «Я и мы»
Инструкцияктесту:Ребята, вам для осмысления предлага- ются 8 ситуаций. Выберите один из предложенных вариантов ответа к каждой ситуации, опираясь на то, как вы обычно дей- ствуете в подобных случаях.
Вопросы:
-
Ты совершил нехороший поступок. Несправедливо обвиня- ют твоего товарища. Твои действия:
а) признаешься в совершённом поступке; б) тебе будет стыдно, но ты промолчишь; в) обрадуешься тому, что тебя не уличили.
-
Если во время спора ты замечаешь, что ошибся: а) тут же исправляешь ошибку;
б) перестаешь спорить;
в) хотя и знаешь, что допустил ошибку, продолжаешь до- казывать свою правоту.
-
Любишь ли ты говорить о недостатках людей? а) нет;
б) иногда; в) да.
-
Обычно ты вступаешь в спор, потому что хочешь: а) защитить тех, кто в этом нуждается;
б) вызвать таким образом восхищение окружающих; в) получить какую-то выгоду.
-
Огорчаешься ли ты, когда видишь, что кто-то делает что- нибудь лучше тебя?
а) нет;
б) немного;
в) очень сильно.
-
Доставляет ли тебе удовольствие, когда тебе завидуют: а) нет;
б) немного;
в) очень сильно.
Обработка и интерпретация данных:
За каждый ответ «а» начисляется 0 балов, ответ «б» – 1 балл, ответ «в» – 2 балла.
Если сумма баллов:
от 0 до 4 баллов – ребенок считается с интересами других лю- дей;
от 5 до 12 баллов – ребенок самоутверждается за счет инте- ресов других людей [3].
1. Диагностика отклонений в самосознании личности (ДОСЛ)
Инструкция к тесту: Вам предлагается 15 вопросов. Выбери- те один из предложенных вариантов ответа на каждый из них. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенным ответам, типа «не знаю». Обязательно отвечайте на все во- просы подряд, ничего не пропуская. Отвечайте честно и ис- кренне.
Вопросы:
-
Как тебя зовут?
-
Нравится ли тебе твое имя?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
-
Кто ты?
-
человек;
-
женщина;
-
мужчина;
-
русский (украинец, татарин и т.д.);
-
ученик;
-
мать (отец);
-
сын (дочь);
-
не знаю
-
Нравится ли тебе твоя внешность?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
-
Ты хороший человек?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
-
Как ты считаешь, на кого больше похож?
-
на папу;
-
на маму;
-
на папу и на маму одинаково;
-
на кого-то еще (напишите на кого);
-
не знаю
-
ни на кого Почему?
-
Считаешь ли ты себя счастливым человеком в настоящее время?-
да;
-
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
-
Был ли ты счастлив в прошлом?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Когда? Почему?
-
Считаешь ли ты, что будешь счастлив в будущем?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Когда?
Почему?
-
Считаешь ли ты, что ты имеешь право действовать так, как ты хочешь?-
скорее да;
-
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
-
Считаешь ли ты, что имеешь обязанности перед окружающими тебя людьми?-
да;
-
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Какие? Почему?
12. Считаешьлиты, чтоимеешьобязанностипередобществом и государством?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Какие? Почему?
-
Если бы ты мог осуществить три любых желания, то какие желания ты бы реализовал?
1)
2)
3)
-
не знаю;
-
не имею никаких желаний Почему?
-
Хотел бы ты что-либо изменить в своем характере?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Что?
Почему?
-
Хотел бы ты что-либо изменить в окружающем тебя мире?
-
да;
-
скорее да;
-
не знаю;
-
скорее нет;
-
нет Почему?
Ключ:
1 | 1 – 0 | 5 | 1 – 0 | 8 | 1 – 0 | 11 | 1 – 0 | 14 | 1 – 0 |
| 2 – 1 | | 2 – 1 | | 2 – 1 | | 2 – 1 | | 2 – 1 |
| 3 – 2 | | 3 – 2 | | 3 – 2 | | 3 – 2 | | 3 – 2 |
| 4 – 3 | | 4 – 3 | | 4 – 3 | | 4 – 3 | | 4 – 3 |
| 5 – 4 | | 5 – 4 | | 5 – 4 | | 5- 4 | | 5 – 4 |
2 | 1 – 0 | 6 | 1 – 2 | 9 | 1 – 0 | 12 | 1 – 0 | 15 | 1 – 0 |
| 2 – 1 (4) | | 2 – 2 | | 2 – 1 | | 2 – 1 | | 2 – 1 |
| 3 – 1 (4) | | 3 – 0 | | 3 – 2 | | 3 – 2 | | 3 – 2 |
| 4 – 2 (4) | | 4 – 2 | | 4 – 3 | | 4 – 3 | | 4 – 3 |
| 5 – 3 | | 5 – 1 | | 5 – 4 | | 5 – 4 | | 5 – 4 |
| 6 – 3 | | 6 – 3 | 10 | 1 – 0 | 13 | (1-3) – 0 | | |
| 7 – 3 | 7 | 1 – 0 | | 2 – 1 | | (1-2) – 1 | | |
| 8 – 4 | | 2 – 1 | | 3 – 2 | | (1) – 2 | | |
3 | 1 – 0 | | 3 – 2 | | 4 – 3 | | 4 – 3 | | |
| 2 – 1 | | 4 – 3 | | 5 – 4 | | 5 – 4 | | |
| 3 – 2 | | 5- 4 | | | | | | |
| 4 – 3 | | | | | | | | |
| 5 – 4 | | | | | | | | |
Обработка и интерпретация данных:
Норма: 0 – 14 баллов;
Не выраженные отклонения: 15 – 28 баллов; Выраженные отклонения: 29 – 42 балла;
Резко выраженные отклонения: 43 – 56 баллов [3].
Важно помнить! У детей, оказавшихся в трудной жизнен- ной ситуации может возникать явление компенсации, когда отрицательные качества личности нивелируются развитием позитивных черт и особенностей. Постарайтесь именно это увидеть в ребенке, проявите гибкость и в своей работе опи- райтесь на его положительные качества.