Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 601

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы





  • несформированность волевой сферы: отсут- ствие целеустремленности и настойчивости к до- стижению целей, привычка жить по указке других;

  • особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др. [31].

Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно об- щение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся на- силию, наоборот, сторонятся взрослых).

Поскольку поведение человека определяет его самосозна- ние, предлагаем несколько опросников, которые вы можете использовать в качестве экспресс-диагностики самосо- знания подростков:
      1. Тест «Я и мы»



Инструкцияктесту:Ребята, вам для осмысления предлага- ются 8 ситуаций. Выберите один из предложенных вариантов ответа к каждой ситуации, опираясь на то, как вы обычно дей- ствуете в подобных случаях.

Вопросы:


  1. Ты совершил нехороший поступок. Несправедливо обвиня- ют твоего товарища. Твои действия:


а) признаешься в совершённом поступке; б) тебе будет стыдно, но ты промолчишь; в) обрадуешься тому, что тебя не уличили.

  1. Если во время спора ты замечаешь, что ошибся: а) тут же исправляешь ошибку;


б) перестаешь спорить;
в) хотя и знаешь, что допустил ошибку, продолжаешь до- казывать свою правоту.

  1. Любишь ли ты говорить о недостатках людей? а) нет;

б) иногда; в) да.

  1. Обычно ты вступаешь в спор, потому что хочешь: а) защитить тех, кто в этом нуждается;

б) вызвать таким образом восхищение окружающих; в) получить какую-то выгоду.

  1. Огорчаешься ли ты, когда видишь, что кто-то делает что- нибудь лучше тебя?

а) нет;
б) немного;
в) очень сильно.


  1. Доставляет ли тебе удовольствие, когда тебе завидуют: а) нет;

б) немного;
в) очень сильно.
Обработка и интерпретация данных:
За каждый ответ «а» начисляется 0 балов, ответ «б» – 1 балл, ответ «в» – 2 балла.

Если сумма баллов:
от 0 до 4 баллов ребенок считается с интересами других лю- дей;

от 5 до 12 баллов – ребенок самоутверждается за счет инте- ресов других людей [3].

1. Диагностика отклонений в самосознании личности (ДОСЛ)


Инструкция к тесту: Вам предлагается 15 вопросов. Выбери- те один из предложенных вариантов ответа на каждый из них. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенным ответам, типа «не знаю». Обязательно отвечайте на все во- просы подряд, ничего не пропуская. Отвечайте честно и ис- кренне.

Вопросы:


  1. Как тебя зовут?




  1. Нравится ли тебе твое имя?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

  1. Кто ты?




    1. человек;




    1. женщина;




    1. мужчина;




    1. русский (украинец, татарин и т.д.);




    1. ученик;




    1. мать (отец);




    1. сын (дочь);




    1. не знаю




  1. Нравится ли тебе твоя внешность?





    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

  1. Ты хороший человек?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

  1. Как ты считаешь, на кого больше похож?




    1. на папу;




    1. на маму;




    1. на папу и на маму одинаково;




    1. на кого-то еще (напишите на кого);




    1. не знаю




    1. ни на кого Почему?

  1. Считаешь ли ты себя счастливым человеком в настоящее время?

    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

  1. Был ли ты счастлив в прошлом?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Когда? Почему?

  1. Считаешь ли ты, что будешь счастлив в будущем?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Когда?


Почему?


  1. Считаешь ли ты, что ты имеешь право действовать так, как ты хочешь?

    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

  1. Считаешь ли ты, что имеешь обязанности перед окружающими тебя людьми?

    1. да;





    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Какие? Почему?

12. Считаешьлиты, чтоимеешьобязанностипередобществом и государством?

  1. да;




  1. скорее да;




  1. не знаю;




  1. скорее нет;




  1. нет Какие? Почему?

  1. Если бы ты мог осуществить три любых желания, то какие желания ты бы реализовал?

1)
2)
3)


  1. не знаю;




  1. не имею никаких желаний Почему?

  1. Хотел бы ты что-либо изменить в своем характере?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Что?


Почему?


  1. Хотел бы ты что-либо изменить в окружающем тебя мире?




    1. да;




    1. скорее да;




    1. не знаю;




    1. скорее нет;




    1. нет Почему?

Ключ:


1

1 – 0

5

1 – 0

8

1 – 0

11

1 – 0

14

1 – 0




2 – 1




2 – 1




2 – 1




2 – 1




2 – 1




3 – 2




3 – 2




3 – 2




3 – 2




3 – 2




4 – 3




4 – 3




4 – 3




4 – 3




4 – 3




5 – 4




5 – 4




5 – 4




5- 4




5 – 4

2

1 – 0

6

1 – 2

9

1 – 0

12

1 – 0

15

1 – 0




2 – 1 (4)




2 – 2




2 – 1




2 – 1




2 – 1




3 – 1 (4)




3 – 0




3 – 2




3 – 2




3 – 2




4 – 2 (4)




4 – 2




4 – 3




4 – 3




4 – 3




5 – 3




5 – 1




5 – 4




5 – 4




5 – 4




6 – 3




6 – 3

10

1 – 0

13

(1-3) – 0










7 – 3

7

1 – 0




2 – 1




(1-2) – 1










8 – 4




2 – 1




3 – 2




(1) – 2







3

1 – 0




3 – 2




4 – 3




4 – 3










2 – 1




4 – 3




5 – 4




5 – 4










3 – 2




5- 4






















4 – 3




























5 – 4




























Обработка и интерпретация данных:
Норма: 0 – 14 баллов;
Не выраженные отклонения: 15 28 баллов; Выраженные отклонения: 29 42 балла;

Резко выраженные отклонения: 43 – 56 баллов [3].





Важно помнить! У детей, оказавшихся в трудной жизнен- ной ситуации может возникать явление компенсации, когда отрицательные качества личности нивелируются развитием позитивных черт и особенностей. Постарайтесь именно это увидеть в ребенке, проявите гибкость и в своей работе опи- райтесь на его положительные качества.