ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Физическая культура»
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
1.2. Методика развития физических качеств волейболистов
2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
2.1.1. Техника и методика обучения перемещениям в баскетболе.
2.1.4. Техника и методика обучения ведению мяча.
3.3. Тактика игры в настольный теннис.
3.4. Методика развития физических качеств теннисистов
4.1. Теоретические основы игры в дартс.
4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
III. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
IV. Календарно-тематический план лекций и практических занятий по дисциплине «Физическая культура»
VII. Учебно-методическое обеспечение курса
1.Рекомендуемая литература (основная)
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
3. Электронные образовательные ресурсы
Контрольная работа №2 Тема: «Теоретические основы игры в баскетбол»
Контрольная работа №3 Тема: «Теоретические основы игры в настольный теннис»
Контрольная работа №4 Тема: «Теоретические основы игры в дарс»
Лекционное обеспечение дисциплины
Тема 1.1. Теоретические основы игры в волейбол
1.Общие понятия техники и тактики игры в волейбол.
2. Классификация техники и тактики игры в волейбол
3. Характеристика технических приёмов игры в волейбол
4. Характеристика индивидуальных, групповых и командных тактических действий в волейболе
Тема 2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
Тема 3.1. Теоретические основы игры в настольный теннис
Международная Федерация Настольного Тенниса
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс освоения дисциплины «Физическая культура» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-19.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- теоретические основы двигательной деятельности в гимнастике, спортивных играх, лёгкой атлетике, плавании;
- основы техники и методики обучения двигательным действиям в гимнастике, спортивных играх, лёгкой атлетике, плавании;
- технологии поиска информации, и ее использования в целях индивидуализации процесса двигательной подготовки и оптимизации соревновательной деятельности;
- принципы устройства и установки основного оборудования, технических средств обучения, тренажеров, для организации и проведения учебно-тренировочного процесса;
- принципы организации учебно-тренировочной работы с группами различного уровня подготовленности на занятиях по физической культуре;
- перечень основных тренировочных заданий, направленных на развитие общих и специальных физических качеств;
- упражнения для обучения основам техники упражнений изучаемых видов спорта;
- технику безопасности на занятиях по физической культуре;
- духовную и социально-гуманитарную ценностную роль занятий физической культурой;
- способы и приемы оказания доврачебной помощи при травмах на занятиях по физической культуре.
Уметь:
- разрабатывать документы оперативного планирования, организовать и проводить фрагменты учебно-тренировочных занятий различной направленности;
- проводить тестовые испытания по физической и технической подготовленности занимающихся;
- разрабатывать документацию для проведения соревнований (приказ, положение, смета, отчет о соревновании);
- организовывать и проводить соревнования;
- анализировать тренировочную и соревновательную деятельность;
- демонстрировать технику соревновательных и специально-подготовительных упражнений.
Владеть:
- технологиями поиска информации, и ее использования в целях индивидуализации процесса собственной подготовки и оптимизации соревновательной деятельности;
- навыками установки основного оборудования, технических средств обучения, тренажеров, для организации и проведения учебно-тренировочного процесса по физической культуре;
- навыками общения с коллективом;
- приемами обеспечения помощи и страховки на занятиях по физической культуре;
- приемами оказания первой помощи при травмах;
- навыками показа физических упражнений;
- навыками проведения тестовых испытаний по физической и технической подготовленности;
- навыками проведения педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью;
- навыками организации, проведения и судейства соревнований по изучаемым видам спортивной деятельности.
II.Содержание дисциплины
Разделы дисциплины
Дисциплина «Физическая культура (гимнастика)» содержит разделы:
Раздел 1. Гимнастика
Раздел 2. Лёгкая атлетика
Раздел 3. Лыжный спорт
Раздел 4. Плавание
Раздел 5. Спортивные игры
Темы и их краткое содержание
РАЗДЕЛ 5 «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
IV КУРС
Тема 1 «Волейбол»
1.1. Теоретические основы игры в волейбол
Лекция (2 часа). Классификация техники и тактики игры в волейбол. Характеристика основных технических приёмов игры в волейбол. Индивидуальные, групповые и командные взаимодействия игроков в нападении и защите
1.1.1. Техника и методика обучения игре в волейбол
Практические занятия (10 часов).
Техника нападения. Техника перемещений. Стартовые стойки волейболиста: устойчивая, основная, неустойчивая. Ходьба, бег - прямолинейный, по дугам, с изменением направления (зигзагообразно, «змейкой», в обратном направлении, спиной вперед), с изменением скорости. Перемещение шагами: в стороны, вперед, назад. Скачок.
Техника владения мячом. Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая, верхняя прямая подач в прыжке. Разновидности основных способов: нацеленные подачи, планирующая (верхняя, боковая), верхняя прямая подача в прыжке.Передачи мяча: передача двумя руками сверху, передачи назад. Разновидности передач по длине, скорости и высоте. Нападающие удары: прямой нападающий удар, разновидности основных способов: ускоренный нападающий удар, нападающий удар с поворотом туловища, с переводом, обманные удары.
Техника защиты. Техника перемещений: стойки - с выставленной вперед ногой, со ступнями на одной линии. Перемещения приставными шагами, вперёд, в стороны, назад. Перемещения прямолинейные и с изменением направления и скорости. Рывки с места, выпады, скачки. Бег спиной вперед, прямолинейно, с изменением скорости и направления.
Техника противодействий. Прием мяча: прием мяча сверху двумя руками, двумя руками снизу, прием мяча снизу одной рукой (на месте и после перемещения). Блок: одиночный и групповой (двойной, тройной).
Тактика игры и методика её изучения в волейболе
Практические занятия (8 часов).
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча: выбор места при нападающем ударе; при подаче мяча; при передаче мяча на удар. Индивидуальные действия с мячом: при подаче; при нападающем ударе; при передаче мяча. Групповые взаимодействия в нападении: комбинации «волна», «крест».Командные взаимодействия в нападении со второй передачи через игрока передней линии. Командные взаимодействия в нападении со второй передачи через игрока выходящего.
Тактика защиты. Индивидуальные действия без мяча: выбор места при приёме нападающего удара; при приёме с подачи мяча; при постановке блока. Групповые взаимодействия в защите игроков зон: 4:2 с 1:6; 4:3 с 5:6; 4:3:2 с 1:5. Командные взаимодействия в защите с двумя защитниками. Командные взаимодействия в защите с тремя защитниками. Формирование умений и навыков в составлении и проведении практических упражнений по обучению основным техническим приёмам волейбола (по заданиям для учебной практики).
1.2. Методика развития физических качеств волейболистов
Практические занятия (4часа).
Развитие силы: методы и средства. Развитие быстроты. Методика развития быстроты простой и сложной реакции. Методика развития быстроты выполнения одиночного движения и частота движений. Использование соревновательного метода для развития быстроты волейболистов, упражнений в технике и тактике игры. Развитие скоростно-силовых качеств волейболиста. Методика развития прыгучести. Использование упражнений с прыжками: с разбега и с места, с доставанием баскетбольного щита с отягощением, в «глубину», напрыгивание на предметы различной высоты и др. Развитие выносливости. Методы развития скоростной выносливости. Методика развития прыжковой выносливости. Развитие ловкости. Методы и средства развития ловкости. Развитие гибкости. Методы и средства развития гибкости. Формирование умений и навыков в составлении и проведении практических упражнений по развитию основных физических качеств волейболистов (по заданиям для учебной практики).
Тема 2 «Баскетбол»
2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
Лекция (2 часа). Классификация техники и тактики игры в баскетбол. Характеристика основных технических приёмов игры в баскетбол. Индивидуальные, групповые и командные взаимодействия игроков в нападении и защите. Выступления российских баскетболистов на соревнованиях различного уровня.
2.1.1. Техника и методика обучения перемещениям в баскетболе.
Практическое занятие (2 часа). Подбор упражнений для методики обучения технике перемещений различными способами. Принципы подбора упражнений, Просмотр видео с записями техники выполнения.
Техника и методика обучения передачам в баскетболе.
Практическое занятие (2 часа). Подбор упражнений для методики обучения технике передач различными способами. Принципы подбора упражнений, Просмотр видеоматериалов с записями техники передач различными способами.
Техника и методика обучения броскам в баскетболе.
Практическое занятие (2 часа). Подбор упражнений для методики обучения этого технического приёма. Способы, разновидности, условия выполнения этого технического приёма. Методика обучения.
2.1.4. Техника и методика обучения ведению мяча.
Практическое занятие (2 часа). Способы, разновидности, условия выполнения этого технического приёма. Методика обучения.
2.1.5. Техника и методика обучения вырываниям, выбиваниям, накрываниям, добиваниям, перехватам и овладениям мячом
Практическое занятие (2 часа). Способы, разновидности, условия выполнения этих технических приёмов. Подбор упражнений. Методика обучения.
2.1.6. Техника и методика обучения тактическим приёмам и взаимодействиям в баскетболе.
Практические занятия (8 часов). Подбор средств и методов для изучения простейших методов приёмов (зонная и личная системы защиты, быстрый прорыв). Методика обучения.
2.2. Методика развития физических качеств баскетболистов.
Практические занятия (4 часа). Занятия, направленные на всестороннюю физическую подготовку баскетболистов, методика воспитания и контроль за уровнем развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Подобрать и провести комплекс специальных упражнений на развитие физических качеств баскетболистов и методика обучения техническим приёмам.
Тема 3 «Настольный теннис»
3.1. Теоретические основы игры в настольный теннис
Лекция (2 часа). История происхождения игры. Настольный теннис в системе физического воспитания. Техника и тактика игры. Оборудование и инвентарь. Основные правила игры. Судейство соревнований: положение о соревнованиях, виды соревнований, судейская коллегия, сигналы судей, система розыгрыша, жеребьевка.
3.2. Техника игры в настольный теннис.
Практические занятия (10 часов). Учить способам держания ракетки: горизонтальная (жесткий хват и мягкий хват), вертикальная (пером: малые клещи и большие клещи). Учить исходному положению. Учить вращению мяча и ударам по нему: накат, топ-спин, контрстоп-спин, толчок, подставка. Учить перемещениям: шаги, прыжки, выпады, броски. Учить подаче мяча: с верхним, с боковым, с нижним и смешанным вращением мяча. Техника одиночной игры. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях настольным теннисом. Прочитать рекомендуемую литературу. Учить правила игры и методику судейства. Самоконтроль за состоянием своего организма (ЧСС, общее самочувствие).