ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Физическая культура»
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
1.2. Методика развития физических качеств волейболистов
2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
2.1.1. Техника и методика обучения перемещениям в баскетболе.
2.1.4. Техника и методика обучения ведению мяча.
3.3. Тактика игры в настольный теннис.
3.4. Методика развития физических качеств теннисистов
4.1. Теоретические основы игры в дартс.
4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
III. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
IV. Календарно-тематический план лекций и практических занятий по дисциплине «Физическая культура»
VII. Учебно-методическое обеспечение курса
1.Рекомендуемая литература (основная)
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
3. Электронные образовательные ресурсы
Контрольная работа №2 Тема: «Теоретические основы игры в баскетбол»
Контрольная работа №3 Тема: «Теоретические основы игры в настольный теннис»
Контрольная работа №4 Тема: «Теоретические основы игры в дарс»
Лекционное обеспечение дисциплины
Тема 1.1. Теоретические основы игры в волейбол
1.Общие понятия техники и тактики игры в волейбол.
2. Классификация техники и тактики игры в волейбол
3. Характеристика технических приёмов игры в волейбол
4. Характеристика индивидуальных, групповых и командных тактических действий в волейболе
Тема 2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
Тема 3.1. Теоретические основы игры в настольный теннис
Международная Федерация Настольного Тенниса
Нападающий удар – технический приём атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяют 2 вида и несколько разновидностей. Виды - прямой и боковой. В современной игре боковые нападающие удары сравнительно редки. Техника нападающего удара подразделяется на три фазы: разбега, прыжка и ударного движения и фазы приземления.
Технический приём защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника. Осуществляется этот приём 3 способами: двумя руками сверху, двумя руками снизу и одной рукой снизу.
Приём мяча сверху двумя руками сверху выполняется, когда скорость полёта мяча высока.
Приём мяча двумя руками снизу – это основной способ приёма мяча в современной игре. Перемещаются к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом. В стопорящем шаге руки выносят вперёд вытянутыми и напряженными, кисти соединяют, образуя своеобразный «замок». Можно соединить кисти, сжатые в кулак. Целесообразно ставить ногу впереди другой: ОЦТ тела при этом опускается, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонно.
Приём мяча снизу одной рукой – таким образом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. При приближении мяча ладонь должна преграждать ему путь.
4. Характеристика индивидуальных, групповых и командных тактических действий в волейболе
В действия индивидуальных тактических действий входит выполнение технических приемов с определённой тактической направленности. Индивидуальные действия игрока являются частным выражением командных действий. Они включают действия без мяча и с мячом. К действиям игрока без мяча относится выбор места для вторых передач и места для нападающего удара. Они носят постоянный характер в течение всей игры. К действиям игрока с мячом – выбор способа технического приёма и своевременное и эффективное его применение.
Выполнение подач может затруднить противнику их приём, нарушить организацию его нападающих действий или принести команде очко. Это достигается точностью.
Групповые действия представляют собой взаимодействие двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой. Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определённых тактических комбинациях: заранее разученных и согласованных действиях, которые распространены при приёме подач.
Командные действия – результативность игры зависит не только от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков и чёткого взаимодействия в групповых действиях, но и от единства и слаженности действий всей команды.
Различают 3 способа командных действий тактики нападения:
1. Нападение со второй передачи игрока передней линии. Вариант начальной расстановки и дальнейшего развития атаки определяется, зоной из которой выполняется передача на удар. Участвуют всего 2 игрока в нападении.
Тема 2.1. Теоретические основы игры в баскетбол
Автор: ст.преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр ИГНАТЕНКОВ Н.Е.
План:
Основные термины, применяемые в баскетболе.
Характерные особенности игры баскетбол.
Современные тенденции развития игры.
Развитие и становление техники и тактики игры.
Оборудование и инвентарь.
Основные правила игры баскетбол.
Литература:
1. Баскетбол: учеб. для ИФК/под ред. Ю.М. Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1997.
2. Спортивные игры: правила, тактика, техника/ под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
3. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб.пособие для студ. вузов / Д.И.Нестеровский. 5-е изд.,стер. – М.: Академия. 2010. - 336 с.
Терминология, используемая в теории и практике спортивных игр, отличается большим разнообразием специальных терминов. Остановимся на наиболее употребляемых специальных терминах:
Игровые действия - комплексная двигательная реакция игрока на игровую ситуацию.
Игровая ситуация- расположение и действия играющих в конкретном отрезке времени.
Игровые приёмы- специализированные действия, используемые играющими для достижения целей игры.
Техника игры- совокупность специальных приёмов, используемых играющими для достижения максимального результата в игре.
Техника нападения- совокупность специальных приёмов, используемых играющими для достижения максимального результата в фазе нападения.
Техника защиты- совокупность специальных приёмов, используемых играющими для достижения максимального результата в фазе защиты.
Технические приёмы - стереотипные двигательные навыки, биомеханическая структура которых обуславливает возможность их использования для защиты и нападения.
Тактика игры- выбор и осуществление оптимального способа достижения наилучших результатов в ходе соревнования.
Тактика нападения- выбор и осуществление оптимального способа достижения целей в фазе нападения.
Тактика защиты- выбор и осуществление оптимального способа достижения целей в фазе защиты.
Индивидуальные тактические действия- совокупность приёмов, используемых играющими для решения индивидуальных тактических задач.
Групповые тактические действия- согласованные действия играющими, избираемые в конкретной ситуации.
Командные тактические действия(командная тактика)- выбор оптимального способа организации действий игрового коллектива для достижения целей в игре.
Система игры - способ оптимизации индивидуальных и групповых тактических действий, направленный на достижение целей в игре или в отдельные её моменты.
Классификация - это соподчинённое распределение всех её приёмов и способов по разделам и группам на основе определённых признаков.
Характерные особенности баскетбола
Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются прежде всего экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодёжи.
Вот наиболее характерные особенности баскетбола:
Естественность движений.В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки и метание (броски, передачи). Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами – с двухлетнего возраста.
Коллективность действий.Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товариществ, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Девиз игры - «Один за всех, все за одного!».
Соревновательный характер.Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремлённости.
Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.
Непрерывность и внезапность изменений условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.
Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитанию у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.
Самостоятельность действий. Каждый ученик на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы.
Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.
Трудность регулирования физической нагрузки.Увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления изменения обстановки, различные функции игроков и большая самостоятельность действий не позволяют точно дозировать и регулировать физ? Нагрузку занимающихся. Увеличение или уменьшение физической нагрузки в игре осуществляется изменением её продолжительности, увеличением количества перерывов, увеличением или уменьшением числа игроков, заменой их и т.д.
Основные тенденции развития мирового баскетбола.
Анализ наблюдений на международной арене последних лет даёт возможность прогнозировать качественные и количественные аспекты развития баскетбола.
Выравнивание технико- тактических показателей многих команд.
Значительное повышение психической и физической напряженности соревновательной деятельности.
Рост индивидуального мастерства. В атаке чёткость, непринуждённость выполнения технических приёмов.
Повышение эффективности и качества игры в защите (плотная личная опека по всей площадке). Обогащение приёмов подстраховки.
Существенное повышение уровня функциональной подготовки скоростно-силовой выносливости игроков (виртуозное владение мячом, точные броски, скрытые передачи, жесткая опека на большой скорости).
4.Развитие и становление техники и тактики игры.
Разметка спортивного зала ВЛГАФК
28 м
15 м
15 м
Техника игры - комплекс специальных приемов, необходимых баскетболисту для успешного участия в состязании.